Тема: Равенства. Неравенства.
Цель: знакомство с терминами « равенство», « неравенство».
Задачи:
- формировать знания о равенствах и неравенствах;
- формировать умения сравнивать числа и числовые выражения;
- учить распознавать среди математических записей равенства и неравенства, составлять равенства и неравенства;
- развивать восприятие, внимание, мышление.
- воспитывать интерес к математике.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тренинг-настрой.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Послушайте, сейчас я вам расскажу одну историю. Жил-был мальчик, все называли его Незнайкой. Ему очень не нравилось его имя. Он решил: «Буду учиться, каждый день буду узнавать что-то новое, и тогда меня не будут называть Незнайкой». И сегодня он пришел к нам в гости, чтобы найти ответы на некоторые вопросы.
II. Повторение нумерации чисел в пределах 10.
1. Поможем Незнайке? Тогда давайте проведем небольшую разминку
- Счет от 1 до 10
- Обратный счет
- Счет от 3 до 8
- Счет от 5 до 10
2. Числовой ряд.
- На одной улице с Незнайкой построили новый дом для чисел, чтоб они жили все вместе, и им не было скучно. Когда все числа перезнакомились, то стали жить дружно. А вот Незнайка не знают, какие соседи у каждого числа, и решил спросить об этом у вас.
- Назовите соседей числа 4? (3, 5)
- Какие числа живут рядом с числом 5? (4, 6)
- Назовите соседа числа 3 справа? (4)
- Назовите соседа числа 2 слева? (1)
Незнайка благодарит вас.
3. Игра «Засели домик»
- Ребята не все числа еще заселились в домики. Давайте им поможем правильно заселиться.
(Состав чисел 4, 5.)
4. «Назови фигуры»
- Ребята, Незнайка не знает геометрические фигуры. Давайте поможем ему. Назовите геометрические фигуры, изображенные на доске. (Квадрат, треугольник, прямая, луч, отрезок)
5. Игра «Помоги ежику собрать яблоки»
- Незнайка всегда помогать тем, кто нуждается в помощи. Он хотел помочь ежику, но не знает правильных ответов. Помогите Незнайке найти правильный ответ.
1+1 3-1 4-1 2 3 2 1 3
2+1 3-2 4-2
6. Математический диктант.
Запишите количество белочек (4), мышек (2), медвежат (1), зайчат (3).
Подчеркни синим карандашом число, которое при счете стоит перед числом 3.
Подчеркни красным карандашом число, которое при счете стоит между числами 2 и 4.
Подчеркни зеленым карандашом самое маленькое число.
Подчеркни желтым карандашом число, которое на 1 больше, чем 3.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Кого больше белочек или утят?
- Кого меньше мышат или зайчат?
- Что мы делали? (сравнивали)
- Тогда скажите, что мы будем делать на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем сравнивать числа и выражения, узнаем, что такое равенство и неравенство.
IV. Основная часть.
1. Объяснение нового материала.
- Ребята, давайте вместе с вами выясним, что такое равенство и неравенство, и поможем в этом разобраться Незнайке.
- Сколько синих квадратов? (3)
- Сколько красных квадратов? (3)
– Что можно сказать о количестве синих и красных? (Их поровну. Столько же.)
– Какой знак поставим между цифрами? (Равно.)
Учитель записывает на доске 3=3.
- Прочти выражение.
- Это равенство.
- Как думаете, почему мы называем это выражение равенство? ( Если количество равное, то такое математическое выражение называется равенством)
- Сколько синих треугольников? (3)
- Сколько зеленых треугольников? (2)
– Что можно сказать о количестве синих и зеленых треугольников? (Синих треугольников больше.)
– Какой знак поставим между цифрами? (Больше.)
Учитель записывает на доске 3>2.
- Прочти выражение.
- Это неравенство.
- Как думаете, почему мы называем это выражение неравенство? (Если количество неравное, то математическое выражение называется неравенством.)
– Какой вывод можно сделать? (Если между числами или числовыми выражениями стоит знак «равно», то это равенство, если между числами или числовыми выражениями стоит знак « > » или « < », то это – неравенство.)
2. Первичное закрепление. Игра.
Показываю карточки (2=2, 4>2, 4=4,1<3,1=1,4>3). Если показываю равенство, вы стоите ровно, если неравенство, делаете наклон.
3. Самостоятельная работа.
- Ребята Незнайка не смог справиться с заданием, он не знает какие нужно поставить знаки. А вы можете выполнить это задание?
(У каждого учащегося карточка с заданием)
Поставьте знаки сравнения:
4*3 2*4
1*2 3*3
2*2 3*1
Проверка работы.
- Прочти равенства.
- Какой математический знак используется при записи равенства?
- Прочти неравенства.
- Какие математические знаки используются при записи неравенств?
3. Физминутка.
4. Составление равенств и неравенств по рисунку.
(работа у доски)
- У Незнайки был друг Почемучка. Почемучка любит задавать вопросы. Он спрашивает: «А как сравнить число и выражение». Давайте попробуем вместе с вами ответить на этот вопрос.
- Сколько звездочек слева? Запишите. (2)
- Сколько справа красных? А желтых? (2 красные и 2 желтые)
- Какое выражение запишем? (2+2)
- Как сравнить число и выражение? (Надо сначала найти значение выражения и сравнить полученные числа)
- Сколько всего звездочек справа?
- Какой знак поставим? 2<2+2
- Как называется это выражение? (неравенство)
- Почему называем это выражение неравенством? (Стоит знак меньше)
- Сколько солнышек? Запишите. (3)
- Сколько было тучек? Что сделали с одной тучкой?
- Какое выражение запишем? (4-1)
- Сравните. Какой знак поставим? (3=4-1)
- Как называется это выражение? (равенство)
- Почему это выражение называется равенством? (Стоит знак равно)
5. Закрепление.
Работа по учебнику №2. Учащиеся сравнивают числа и выражения.
V. Итог урока. Рефлексия.
- С какими математическими выражениями мы познакомились сегодня на уроке?
Я благодарю вас за работу на уроке. Поднимите руки, положите на головки и погладьте себя. Все вы молодцы! А теперь покажите мне, пожалуйста, с каким настроением вы уходите с урока.
Если все получалось и вы довольны собой, нарисуйте улыбку.
Если недовольны собой и у вас ничего не получалось, нарисуйте грустного человечка.
Поднимите свои рисунки. У нас много улыбок, а это значит, что мы все на уроке потрудились очень хорошо и еще сможем многое. МОЛОДЦЫ!