Урок математики по теме: "Простейшие представления" (1 класс)
Урок математики по теме: "Простейшие представления" (1 класс)
Цели: 1. Закрепить и повторить простейшие представления о понятиях
«линия», «прямая», «луч», «отрезок», «угол».
2. Развивать умения распознавать и изображать их с помощью
линейки.
3. Развивать логическое мышление, математическую речь,
интерес к математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) -Ребята пошли в гости к деду-леснику и заблудились. Смотрят – над ними по веточкам деревьев прыгает белка. Ребята к ней:
- Белка, белка расскажи,
Белка, белка покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Сосчитайте мои грибочки, которые я приготовила на зиму.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Сосчитайте по порядку от 3 до 9, от 7 до 2.
- Сосчитайте через 1 в прямом и обратном порядке, начиная с 0 и 1.
- Назовите последующее число 5. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите предыдущее число 10. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Какое число стоит между числами 3 и 5, справа от 7, слева от 4?
- Назовите соседей числа 6.
2) - Расставьте карточки по порядку, расположив числа в порядке возрастания, и расшифруйте слово важное для нашего урока.
На экране:
7
А
1
Л
4
Е
3
Н
6
К
2
И
5
Й
- Какое слово получилось? (Линейка.)
Проверка. На экране:
1
Л
2
И
3
Н
4
Е
5
Й
6
К
7
А
Постановка цели урока
- Для чего служит линейка? (Линейка нужна, чтобы проводить прямые линии.)
- Сегодня на уроке повторим простейшие геометрические понятия, о которых шла речь на предыдущих уроках.
Работа по теме урока
1. - Белка предлагает нам следующие задание. Отметьте в тетради точку и проведите через неё прямую линию. (Одинученик работает у доски.) Сколько прямых линий можно провести через точку? (Сколько угодно.)
- Отметьте в своих тетрадях две точки. Проведите прямую через эти точки. Попробуйте провести через эти две точки ещё несколько прямых. Что можете сказать? (Через две точки можно провести только одну прямую линию.)
- На какие группы можно разбить линии на экране? (Замкнутые и незамкнутые.)
- Нарисуйте у себя в тетради замкнутую линию красным карандашом, а незамкнутую – зелёным.
- Отметьте точку А на границе области, точку Б – внутри области, точку В – на незамкнутой линии.
Взаимопроверка в парах.
3. - Молодцы, справились и с этим заданием. Ребята пошли дальше, встретили лисицу и спели ей свою песенку:
- Эй, лисица, расскажи,
Эй, лисица, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Вот задания от лисицы.
На экране:
- Какая геометрическая фигура «лишняя»? (Отрезок.) Почему? Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла и 4 стороны – это четырёхугольники.)
Что такое отрезок? (Отрезок – это часть прямой.) Чем отрезок отличается от прямой? (Отрезок ограничен с двух сторон, имеет концы.)
4. Практическая работа.
а) На партах у детей по 3 разноцветных полоски – зелёная, оранжевая и жёлтая.
- Сравните травинки. Какая длиннее – зелёная или оранжевая? Докажите. (Дети накладывают полоски, совмещая концы.) Сколько мерок в зелёной полоске, а в оранжевой? Почему мерок меньше, а полоска длиннее? (Чем меньше мерка, тем больше результат измерения.)
- Какая короче – жёлтая или оранжевая? Докажите. Сколько мерок в жёлтой полоске, а в оранжевой? Почему количество мерок одинаковое, а жёлтая полоска короче? (Чем больше мерка, тем меньше результат измерения.)
- Какой одинаковой меркой измеряем длину отрезка? (Сантиметром.)
- Измерьте длину каждой полоски с помощью линейки.
12 см
9 см
8 см
Проверка. На экране:
- Начертите в тетради отрезок длиной 6 см. Что нужно сделать, чтобы правильно начертить отрезок? (Сначала отметить точку около числа 0. Затем от этой точки провести прямую линию до числа 6 и отметить второй конец отрезка.)
б) Работа по учебнику стр. 15 (Математика, 1 класс под ред. Т. К. Оспанова).
- Сколько отрезков можно провести через 3 точки, через 4 точки?
- Какую геометрическую фигуру можно составить из трёх отрезков? (Треугольник.)
- Составьте из трёх полосок треугольник.
Физкультминутка
- Теперь и отдохнуть можно немного.
На экране рисунки ёлочек, кругов, палочек, точки в круге.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (3)
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков. (6)
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки. (5)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (4)
Работа по теме урока (продолжение)
5. - Ребята пошли дальше, встретили зайчика.
-Зайка, зайка расскажи,
Зайка, зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Отгадайте мои загадки:
а) Решил я сделать огород, да не знаю, какая форма лучше. Найдите лишнюю форму и обоснуйте свой ответ.
На экране:
(Прямоугольник – у него не равные стороны, а у остальных фигур равные; треугольник – у него 3 угла, а у остальных фигур 4 угла.
б) Построение углов с помощью двух карандашей.
- Положите 2 карандаша так, чтобы получился острый угол.
- Постройте стороны угла, чтобы получился угол, как у края стола или книги. Как называется такой угол? (Прямой.)
- У каких геометрических фигур есть прямые углы? (Прямоугольника и квадрата.)
- Продолжайте увеличивать угол, раздвиньте его стороны. Как называется такой угол? (Тупой.)
- Какая геометрическая фигура является сторонами угла? (Лучи.)
- Чем луч отличается от отрезка? От прямой?
в) Работа по учебнику стр. 14. Сравнение рисунков третьего ряда.
- Сколько лучей на чертеже слева? (3 луча)
- Сколько углов они образуют? (3 угла)
- Сколько лучей на среднем чертеже, на чертеже справа?
6. Творческая работа в парах.
- Ребята пошли дальше. На ветке сидит пчела. Ребята к ней:
-Пчёлка, пчёлка расскажи,
Пчёлка, пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Выполните мои задания.
а) Сложите из 9 палочек 3 квадрата.
б) Игра «Танграм» (изображение зайчика на экране).
- Ребята пошли туда, куда летели пчёлы и быстро нашли сторожку, Вот была радость! Дедушка угостил их чаем с мёдом и прочитал им стихи:
Будь весёлым человеком,
Добрым, щедрым, заводным!
Поделись искристым смехом
С незнакомым и родным!
Будь отзывчивым и смелым,
Милосердным и простым.
Занимайся нужным делом,
А не вредным и пустым.
Итог урока
- Сегодня на уроке занимались нужным делом?
- Что понравилось на уроке?
- Какое задание вам показалось самым интересным?
Домашнее задание
По учебнику стр. 14-15 в рамке зелёного цвета. Задания предназначены для развития логических способностей ученика.