Предмет, класс: Математика, 4 класс
Тема: ПРИЁМЫ УСТНОГО УМНОЖЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА: 18 X 20, 25 X 12
Программа: УМК «Школа России»
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
Предметные:
Познакомить с приёмом устного умножения, основанным на свойстве умножения числа на число.
Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
Учить применять при решении сочетательное свойство умножения.
Личностные:
Прививать положительное отношение к уроку математики.
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формировать ценностные ориентации.
Метапредметные. Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Оценивать результаты собственной деятельности, осуществлять взаимоконтроль.
Познавательные:
Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.
Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы и осваивать новые приёмы.
Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Ход урока
1.Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь, с усердием трудитесь.
-Для чего нужен урок математики?
2.Актуализация знаний
Устный счёт:
1)Представьте числа: 30 12 16 15 в виде произведения двух множителей.
2) Работа с использованием дифференциации
1 вариант – распределите выражения в 2 столбика, объясните свои действия
8x(4x6) (8x4)x6 - на закрытой доске работает 1 уче-
(9x3)x2 32x6 ник, остальные пишут в тетрадях
2x27 9x(3x2)
6x32 (3x2)x9
8x24 (2x3)x9
2 вариант – (в это время) фронтальная устная работа
-Вычислите результат удобным способом:
12x(5x7) 29x(2x5)
9x(4x25) 15x(4x9)
-Каким свойством вы пользовались? (сочетательным)
-Теперь все вместе проверим работу 1-го варианта.
-Зачитайте, какие выражения вы выписали в 1-й столбик, во 2-й столбик.
-Можно ли утверждать, что выражения в каждом получившемся столбике одинаковые? (да, потому что значения выражений 1-го столбика = 192, а 2-го – 54)
-Каким свойством умножения вы пользовались? (сочетательным)
-Что мы повторяли на устном счёте? (сочетательное свойство умножения)
-Как вы думаете, где нам могут пригодиться эти знания? (при изучении новой темы)
3.Проблема
-Работа в группах. Решение выражений: 15x3 15x30
25x4 24x16
-Ребята, вы получили карточку с примерами. Внимательно прочитайте их, решите сначала 1-й столбик, а потом 2-й.
-Теперь 1 представитель из группы должен вписать ответы в примерах, заранее записанных на доске.
-При решении какого столбика примеров у вас возникло сомнение? (2-го) Почему? (это новая тема)
-Попробуйте сформулировать её: сегодня уроке мы будем изучать… .
4 .Открытие
-Исследуем эти выражения. Проведём игру «Найди примеру пару».
Дети предлагают ответы и проводят стрелочку к выбранной «паре».
35x20 15x(3x10)
15x30 25x(2x7)
25x14 25x(4x4)
25x16 35x(2x10)
-Какую закономерность вы выявили? (у этих пар выражений одинаковые значения)
-Не помогут ли нам эти выражения при решении примеров 2-го столбика? (помогут, для этого мы должны использовать сочетательное свойство умножения)
-Разберём подробно: 35x20 = 35x(2x10) – дети объясняют
-Представьте множитель 20 в виде произведения 2 чисел, используя сочетательное свойство, получаем: 35x20 = 35x(2x10) = (35x2)x10 = 700
-Назовите цель урока? (научиться решать примеры с опорой на это свойство)
-Что нужно составить, чтобы быстрее запомнить, как решать такие выражения? (алгоритм)
В группах дети, используя конструктор – помощник, составляют алгоритм решения.
-Зачитывание, вынесение на доску.
Алгоритм:
1)Представь второй множитель в виде произведения 2-х чисел:
А) однозначного числа и единицы, оканчивающейся нулями;
Б)2-х однозначных чисел при умножении одного из них на первый множитель должно получиться число, оканчивающееся нулями.
2) Использовать сочетательное свойство умножения.
3) Выполнить умножение на однозначное число.
4) Полученный результат умножить на 10
5.Применение полученных знаний
-Работа с учебником с. 16- чтение решения выражений в учебнике, сравнение с собственными примерами
-Выполнение №63 с.16 – фронтально.
-Самостоятельная работа №64, взаимообмен тетрадями, доказательство и объяснение ошибок.
-Работа с задачей №66 с. 16
1)анализ задачи:
-прочитай задачу. О чём она, расскажи;
-кто может повторить задачу (воспроизведение текста на память);
-выделите условие и вопрос задачи;
-что известно? Что неизвестно?
2) - Можно ли сказать, что это задача? (нет, потому что в ней нет вопроса)
-Прочитайте вопросы, записанные на доске.
Вопросы:
А) Сколько км до встречи прошёл 1-й поезд?
Б) Сколько км до встречи прошёл 2-й поезд?
В) Какое расстояние между городами?
Г) На сколько км прошёл до встречи больше 1-й поезд, чем 2-й?
Д) сколько часов они ехали?
-Какие из этих вопросов подойдут к данному условию задачи? И почему? (В и Г)
- Прочитайте выражения, данные в учебнике к этой задаче.
-Какое из них будет являться решением задачи с вопросом В?
- Какое из них будет являться решением задачи с вопросом Г?
-На какой вопрос мы бы могли ответить с помощью 1-го выражения?
- На какой вопрос мы бы могли ответить с помощью 2-го выражения?
-Почему их нельзя поставить к задаче? (не будут использованы все числовые данные, необходимо изменить условие задачи)
Запись решения задачи выражением: 1-й вариант – третье выражение, 2-й вариант – четвёртое выражение.
-Какое свойство используется при решении задач? Зачем мы его изучаем?
6.Подведение итогов, Рефлексия
-Какая была тема урока? Цель урока?
-Чему каждый из вас научился на уроке?
-Где вам могут пригодиться эти знания?
-Как вы оцениваете свою работу? Чья работа на уроке вам понравилась больше всего?
-Что было самым трудным? Самым лёгким?