Тема: Письменное умножение и деление в случаях вида: 103х6, 618:6.
Цель: познакомить с новым видом письменного умножения и деления 103х6, 618:6 с переходом через разряд;
Задачи: совершенствовать приёмы умножения и деления трехзначного числа на однозначное; отрабатывать вычислительные навыки, умение решать сложные уравнения, решать задачи; развивать память, мышление, математическую речь; воспитание самостоятельности, целеустремлённости, умения работать в коллективе, взаимопомощи и взаимоуважения в группе и паре, формирование положительной мотивации к учению.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы работы: словесный, наглядный, иллюстративный, частично- поисковый.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки – задания для работы в парах, раздаточный материал, сказочные герои, птичка, клубок, флипчарты.
Планируемые результаты:
предметные:
правильно применять приём письменного умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число;
личностные:
проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
понимают причины успеха в учебной деятельности.
ХОД УРОКА
- Орг. момент. Вхождение в урок.
(учитель читает стихотворение)
День хороший наступил
Солнце светит нам с утра
И природа оживает
Всех будить уже пора.
А мы с вами уже проснулись, и я рада вновь видеть ваши глазки. Пусть этот день несет нам радость от общения друг с другом.
- С каким настроением вы пришли на урок?
Я желаю сохранить его до конца дня.
-Ребята, у нас сегодня на урок пришли много гостей. Давайте встанем и поприветствуем гостей доброй улыбкой. Пусть ваше хорошее настроение передастся и нашим гостям.
- Чего ждете от нашего урока?
2. Психологический настрой. (Звучит музыка)
Т-с-с-с! Сказка начинается.
Не простая сказка эта,
В ней и сказка, и намек.
В нашей сказке спрятан где-то
Добрым молодцам урок.
Время приближается,
Сказка начинается.
3. Объявление темы урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у сказки. Сказка начинается………
В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-Царевич с Еленой Прекрасной. ( картинки Ивана-Царевича и Елены Прекрасной) Но однажды злой и страшный Змей Горыныч похитил Елену Прекрасную. И нам сегодня нужно, во что бы то ни стало, помочь Ивану-Царевичу спасти Елену Прекрасную. А чтобы мы с вами легко справились с трудностями и испытаниями, которые нас ждут впереди, работать мы будем под девизом
“Один за всех и все за одного”.
- Итак, отправляемся в сказку.( звучит музыка)
- Какой предмет обычно указывает путь героям сказок? (Клубочек)
- Посмотрите, у меня в руках волшебный клубочек. И он нас привел к камню. Здесь написаны какие то слова. Давайте прочитаем хором: “Письменное умножение и деление в случаях вида: 103х6,618:6. ”. (Дети читают) Это тема нашего урока.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)
4. Минутка чистописания.
-Откроем тетради и запишем число, классная работа.
- Итак, сдвинул камень с места Иван-Царевич и пошел дальше. Перед нами озеро. Кто из вас самый внимательный? Скажите, на что похожи лебеди, которые плавают в этом озере. (На 2)
- Правильно. А какое однозначное число можно составить с помощью этой цифры, а двузначное, трёхзначное? Что означает каждая цифра 2 в записи числа 222? Записываем числа красиво и аккуратно. (показать)
5. Устный счёт.
- Пошел Иван-Царевич дальше. На пути его лес, а в лесу - избушка на курьих
ножках. И стоит та избушка к лесу передом, а к нам задом. Избушка повернется к нам в том случае, если мы справимся с устным счётом.
1) Вопрос-ответ
1.Первый множитель 50, второй – 3. Чему равно произведение? (150)
2.Увеличьте 70 в 3 раза. (210)
3.Во сколько раз 360 больше 6?(60)
4.Во сколько раз 5 меньше 45? (9)
5.Делимое 63, делитель 7. Чему равно частное? (9)
6.Чему равен первый множитель, если произведение 400, а второй множитель – 50?(8)
7.Увеличьте 70 в 8 раз. (560)
8.Уменьшить 810 в 9 раз. (90)
2)Нахождение числа по доле и доли числа.
-найти ¼ числа 36 (9)
-найти 1/10 числа 80 (8)
-1/5 числа равна 8. Чему равно все число? (40)
-найти половину от числа 120 (60)
-чему равна половина числа 88 (44)
Итог: Для чего повторяли пройденный материал?
6. Работа над темой урока.
1)- Избушка повернулась, и теперь нам предстоит встреча с ее хозяйкой - с Бабой Ягой. Страшно?. Мне тоже, но мы ведь хотим помочь Ивану-Царевичу? Давайте послушаем, что она нам скажет.
-Заколдует, зажарит на сковороде, если мы не объясним новый случай умножения и деления трехзначного числа на однозначное.
Делать нечего, разберемся сами и Бабе Яге поможем.
-Мы уже умеем умножать трехзначные числа на однозначные? Давайте попробуем найти значение этого выражения 109х2 устно.(100х2+9х2)
-Как еще можно найти значение этого выражения? Кто готов помочь Бабе Яге?
У доски: 103
Х 6
618
Проверим умножение?
_618:6
6 103
_18
18
0
-Применив ваши знания, полученные на прошлых уроках, вы сами смогли найти решение нового способа деления.
Вывод: Что нового узнали при делении?
-Что бы Баба Яга хорошо усвоила умножение и деление этого вида мы будем решать примеры у доски.
2)- Откроем учебники на ст.121, №2 (!,2 столбики.)
7. Разноуравневые задания:
- Пошёл дальше Иван – Царевич, а навстречу ему Змей Горыныч.
- Поможем Ивану – Царевичу справиться со Змеем. Дети, у кого много математической силы, сражается с тремя головами, у кого немножечко поменьше - с двумя, а кто считает, что у вас ещё не так много математической силы – сражается с одной головой Змея Горыныча.
(Карточки – задания с тремя головами Змея Горыныча, с двумя головами и с одной головой. Дети выбирают карточку и выполняют задания.)
- Молодцы, совместными усилиями мы помогли Ивану-Царевичу справиться со Змеем Горынычем. Недаром, девиз нашего урока:
“Один за всех и все за одного”.
8. Физминутка.
- Ой, посмотрите, к нам летит на урок птичка. А её прислала Елена Прекрасная с запиской. Пока птичка долетит, мы немного отдохнём.
9.Работа над пройденным материалом.
- Посмотрите у птички для нас записка. Нужна помощь Елене Прекрасной. Но для этого нам надо поработать в парах.
1пара
Условие: Вашей группе выделили земельный участок для выращивания овощей и фруктов. Длина участка 10 м, ширина 6 м.
Вопрос № 1.
Какой длины будет забор на вашем участке?
Вопрос №2
Сколько секций забора вам надо купить, чтобы загородить данный участок, если длина одной секции 2м?
Вопрос № 3
Узнайте площадь данного участка.
-Выполните работу в парах.
-Задания на карточке. (ребята в парах выполняют задание)
Проверка.
-Кто справился с заданием?
-Проверим.
2 пара
Условие: Вашей группе выделили земельный участок для выращивания овощей и фруктов. Длина участка 10 м, ширина 6 м.
Вопрос № 1.
Узнайте площадь данного участка.
Вопрос №2
Найдите шестую часть площади участка.
Вопрос № 3
На оставшейся площади посадят деревья. Какова площадь засаженная деревьями?
-Выполните работу в парах.
-Задания на карточке. (ребята в парах выполняют задание)
Проверка.
-Кто справился с заданием?
-Проверим.
3 пара
Условие: На своем участке, длиной 10м и шириной 6м, вы хотите посадить
картофель, огурцы и помидоры. Вычислите, какую площадь огорода будет
занимать каждая культура.
Вопрос № 1
*Картофель занимает половину всей площади. Какая площадь будет занята под картофель? ( 60кв.м : 2= 30кв.м )
Вопрос№2
*Под огурцы надо сделать грядку со сторонами 3м и 2м. Какую площадь огорода будут занимать огурцы? (3м*2м = 6кв.м)
Вопрос №3
*Огурцы занимают одну вторую часть площади под помидоры. На какой площади огорода будут расти помидоры? (6кв.м *2=12кв.м )
-Выполните работу в парах
-У каждой группы задание на карточке.
Проверка.
-Кто справился с заданием?
-Проверим.
Вывод: Как найти площадь ?
10. Задание выполняется по группам
- И отправился Иван-Царевич дальше. И что же мы видим? Какой большой замок, с высокими башнями. Птичка нам шепнула, что Елена Прекрасная находится в той башне, площадь которой больше всего.
- Давайте еще раз вспомним, как найти площадь?
(Каждая группа получает конверт, дети находят площадь. Переворачивают карточку и определяют башню, в которой закрыта Елена Прекрасная.)
Конверты с числами
1 гр: 8 м, 5 м, 10м, 4м, 12м, 60, (240 кв.м?)
2 гр: 27 м, 4 м, 9м,11м,15м, 3м(108 кв.м?)
Сравнивают.
11.Математическое соревнование.
- Итак, нам осталось открыть замок на башне, где находится Елена Прекрасная, но на пути снова препятствие. Елена Прекрасная выйдет только в том случае, если мы, верно решим уравнения.
У каждого на парте карточка-ключик с уравнением, кто первым решит уравнения, тот освободит Елену Прекрасную. Но еще один ученик поможет, у кого будет нужный ключик со значением Х. Дети открываю замок и освобождают Елену Прекрасную. (картинка спрятана за дверью)
7•х=140:2 х•4=4+16 165+х=104•3 30•х=365-275 45•2+х=900 х:9=45-(18+12)
7•у=100-37
12. Подведение итогов.
- Ребята, подходит к концу наше путешествие. Вы помогли Ивану-Царевичу спасти Прекрасную Елену.
- А как вы думаете, почему у нас всё получилось?
- Под каким девизом мы сегодня работали?
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Что для себя вы взяли из этого урока?
13.Рефлексия
- Что было самое интересное в сказочном путешествии?
- Задание, какого сказочного героя сложно было выполнить?
14.Выставление оценок.
Домашнее задание ст.121,№3,с122,№5(б)
Учитель читает слова:
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, что Ивану- Царевичу, все вы так пригодились!