Урок математики в 3 классе на тему:
«Прием деления для случаев вида 78:2, 69:3»
Тема: Прием деления для случаев вида 78:2, 69:3
Цель: Познакомить учащихся с новым приемом внетабличного деления, совершенствовать навык решения задач и примеров; закреплять табличные случаи умножения и деления.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
У.: - Открываем календарь –
Начинается январь,
В январе, в январе много снега на дворе,
Снег на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
- Да, на дворе январь и очень часто к нам приходит один гость. Кто он?
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. - (Мороз).
- Правильно. Зимой у Мороза много дел: речки, пруды в ледяную броню одеть, зверькам шубки новые справить, окна расписать. Я предлагаю отправиться в «икс»-педицию в царство Мороза.
У.: Почему «икс»-педиция?
-Нам надо узнать что-то неизвестное.
У.: В нашей «икс»-педиции мы исследуем очень важную тему. А когда ученые исследуют что-то, они обязательно проверяют все, что связано с предметом изучения. И мы, прежде чем узнать, что это за тема, должны ее рассмотреть.
III. Повторение пройденного.
а) Устный счет
У.: - Несколько нам приготовил Снеговичок, он пришел к нам, но от тепла успел растаять. Давайте поможем ему приобрести первоначальный вид.
1) – Итак, чтобы скатать первый ком, нужно ответить на вопросы на карточках.
54 во?
9
54 на?
9
10 во?
70
10 на?
70
- Почему?
- Ребята, вот мы и скатали первый ком.
2) А теперь помогите Снеговичку навести порядок, «лишнее» число в ряду найти.
10 20 30 40 55 60 (не круглое)
0 7 14 21 27 35 (не делится на 7)
1 2 31 4 5 6 7 (двузначное)
24 11 13 15 17 19 12 (2 десятка)
3) У.: - Ну, что ж, это еще не все. В следующем задании Снеговик задает задачи на смекалку.
а) В соседней школе я играл с ребятами в прятки. Ребята спрятались от меня за дощатой перегородкой. Вдруг я заметил, что виднеется 20 пар ног. Сколько детей спрятались? Почему?
б) Я впервые увидел это животное по пути в вашу школу. У него 2 правые и 2 левые лапы, 2 лапы спереди и 2 сзади. Сколько лап всего? Какое это может быть животное?
4) У.: - Посмотрите, ребята, это головной убор Снеговика. Какой он формы?
- Снеговичок просит узнать, чему равен периметр его «шляпы», т.е. четырехугольника, если известно, что длины сторон равны…
10 см 14 см 16 см 14 см
- Что нужно сделать?
(Найти сумму длин всех сторон = 54 см)
5) У.: - Ребята, а вам не кажется, что чего-то не хватает у нашего Снеговичка?
- Морковки.
У.: Где же она? Чуть не потеряли. Тут целых 2 задания.
- Из каких фигур я состою?
- Отгадайте загадку.
Белые морковки, а зимой растут. Что за морковки такие?
- Сосульки.
У.: - Сосульки приготовили вам следующее задание. Мы знаем, что они могут быть разные – длинные и короткие. Выразите длину сосулек в других единицах измерения.
1
2
3
4
5
6
1-я: 39 дм = м дм
2-я: 18 мм= см мм
3-я: 58 дм= дм см
4-я: 95 см= дм см
5-я: 12 см= дм см
6-я: 5 м= дм
У.: - Сосульки остались довольны вашей работой.
6) У.: А в руках у меня загадка Мороза.
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
- Что же это за цветы такие, не душистые какие-то? (Снежинки).
- Снежинки хотят проверить, как вы знаете таблицу умножения. Смотрите, чтобы вас не завалило снегом.
5*7
8*8
7*9
7*8
9*4
7*6
7*7
5*4
9*8
4*4
8*3
4*7
7) У.: - Наша «икс» - педиция продолжается, на пути устная разминка.
- Какое сегодня число?
- (29 января).
- Какое это число, четное или нечетное?
- (Нечетное, т.к. не делится на 2).
- На какие числа оно делится?
- (На 1 или 29).
- Сколько десятков и единиц в этом числе?
- Какой день месяца?
- Какой день недели?
Открываем тетради, записываем число.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь
(Не забываем об осанке)
Ч/п - числа, которые делятся на 9.
IV. Изучение нового материала.
а) подготовка
У.: Ребята, пока мы разминались, госпожа Метелица делала свое дело, намела на нашем пути сугробы снежные да глубокие. Посмотрите. Придется их расчищать. А для этого вспомнить, как мы делили сумму на число.
(60+9):3
(30+12):3 (40+24):4
- Какие числа мы делим в каждом примере? (69, 42, 64).
(На обр. стороне)
46:2 36:3 42:3
- Можем ли мы разделить 42:3, заменив 42 суммой разрядных слагаемых?
(- Нет, число десятков и единиц не делятся на 3).
У.: - Да, ребята, с такими примерами мы не сталкивались. Вот и подошла наша «икс» - педиция к своей цели: научиться делить двузначные числа на однозначные, но заменяя двузначные числа суммой не разрядных слагаемых, а каких-то других.
В этом нам помогут те же правила, что и при решении этих примеров. Давайте попробуем так же делить сначала десятки, а потом единицы.
42:3=(30+12):3=30:3+12:3=14
Почему мы не заменили разрядными слагаемыми число 42?
(40 не делится на 3, 2 не делится на 3)
- т.е. мы заменили теми слагаемыми, которые нам удобны при решении этого примера.
Игра «в снежки»
У.: - А сейчас давайте поиграем «в снежки». Я одна против вас всех. Только давайте договоримся. Я кидаю 1 снежок, а вы мне по 2, т.е. вы должны представить число в виде суммы удобных слагаемых.
45:3
это 30 и 15
72:4
это 40 и 32
72:6
это 60 и 12
51:3
это 30 и 215
У.: -А теперь продолжим исследовательскую работу дальше. Составим программу наших действий на примерах учебника.
с.15 с красной верт.чертой.
- Закончи решение (устно)
№ 2(только примеры на деление)
Физминутка
У.: - Холодно в царстве Мороза, давайте погреемся и отдохнем.
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь
Тронет руки, тронет нос
Значит, надо не зевать…
-Сколько раз ногами топнем? 80:20
-4- 1,2,3,4
-Сколько раз руками хлопнем? 90:30
-(3- 1,2,3)
-Мы присядем сколько раз? 100:50
-(2- 1,2)
-Мы наклонимся сейчас. 40:20
-(2- 1,2)
-Мы подпрыгнем ровно сколько? 60:20
-(3- 1,2,3)
- Ай, да счет, игра и только
Отдохнули, садитесь.
V. Закрепление пройденного.
У.: Ребята, мы с вами пишем, решаем, исследуем, считаем. А что, интересно, Мороз делает? Ветерок шепнул мне на ушко мимолетом, будто Мороз должен отправить вам фрукты, чтобы вы зимой не болели. Давайте узнаем, ск.ящиков с фруктами у него получилось?
Это I задание-испытание от Мороза
с.14 № 3
-Какие фрукты раскладывали?
-Ск. помещается в 1 ящике?
-Что такое 36?
-Ск. кг груш*
II задание с/р
9*х=63 72:х=8 х:4=5
III задание
с.15 лабиринт
- Молодцы, справились с заданием Мороза!
VI. Итог урока.
- Мы исследовали сегодня новую тему: «Деление двузначного числа на однозначное». Чтобы правильно разделить одно число на другое, что надо уметь?
(- Заменить число на сумму удобных слагаемых.
- правильно разделить каждое слагаемое на число)
На сегодня наша «икс» - педиция в царство Мороза заканчивается.
VII. Домашнее задание.
У.: - Дома вы продолжите свои исследования, вернее, закрепите приобретенные знания. У каждого на партах снежинки с д/з от Мороза, перепишите его в дневники.
Послушайте результаты своих исследований.
с. 15 № 5,4.