1. .Мотивирование (самоопределение) к деятельности. Включение учеников в учебную деятельность. Приемы: добрые пожелания, девиз, загадка и т.д. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, На уроке не зевать, А работать и считать. -Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка и хорошее настроение-это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов и удачи на урок. - Пожелайте друг другу удачи: Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Удачи тебе на уроке! (Прикосновение всей ладонью руки). Начинаем устный счет. | Включаются в учебную деятельность Дети получают эмоциональный настрой | Коммуникативные УУД |
2.Сообщение темы и целей урока | Актуализация опорных знаний и способов действий. | На доске записаны примеры подберите к ним верные ответы. 3+2 4+3 1+2 1+0 1+1 3+1 4+2 6+2 5+4 7+3 (числа с ответами на карточках) - Расположите ответы в порядке увеличения - Подумайте и назовите число, которое отличается от всех остальных и объясните почему? ( 10) - А чем оно отличается от других?( оно двузначное). - А почему его называют двузначным? ( для его записи требуется 2 цифры). - А еще, ребята, число 10 называют самым маленьким двузначным числом! Значит, есть числа и больше, чем 10? Постановка проблемы: Поднимите руки те, кто умеет считать после 10? - Кто умеет записывать числа после10? (На развороте доски записаны числа от 11 до 20). -Кто прочитает нам эти числа? - А поднимите руки те, кто знает как образуются эти числа и что обозначает каждая цифра в этой записи? -Назовите тему урока ( Числа от 10 до 20 / помочь сформулировать тему урока/ Мы познакомимся с разрядами десятков и разрядами единиц) -Предлагаю сегодня на уроке математики провести научное исследование и выяснить, как образовать двузначные числа от 10 до 20, как записать их и как прочитать запись ( на доске поочередно появляются таблички «КАК ОБРАЗОВАТЬ?» «КАК ЗАПИСАТЬ?» «КАК ПРОЧИТАТЬ?» К нам на урок пришли гости - Кто это? (Незнайка и Знайка) - Зачем пришёл Незнайка? - Зачем пришёл Знайка? (Чтобы объяснить Незнайке как образуются числа от 10 до 20) - Мы лаборанты-исследователи поможем Знайке. Каждая парта- это ваша минилаборатория, в которой вы парами будете проводить исследование. | Включились в учебную деятельность.
Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные УУД Регулятивные УУД |
3.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика | | - Итак, за дело. - Вы заметили, что числа о которых мы будем сегодня говорить состоят из двух частей? И вот как они называются, мы сегодня и узнаем, исследуя их. Думаю, сейчас самое время приступить к научно- исследовательской работе. | Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение.
| Коммуникативные УУД |
4. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта. Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. Поддержание активной работоспособности. На этапе движения происходит усиление эффекта усвоения материала. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | ( для активизации внимания) Хлопните в ладоши те, кто меня слышит. Вперед к открытиям! -Вспомним, на какие вопросы мы должны ответить? «КАК ОБРАЗОВАТЬ?» «КАК ЗАПИСАТЬ?» «КАК ПРОЧИТАТЬ?» Положите столько палочек, сколько обозначает это число! (8 –записано на доске) -Что нужно сделать, чтобы получить следующее число? ( положить еще одну палочку). - Каким знаком обозначим это число? ( цифрой 9). - Как получить следующее число? ( положить еще 1 палочку). - Как оно называется? - Каким знаком обозначить это число? (цифрами 1 и 0) - Положите это число себе на парту! ( учитель приклеивает к доске число 10) -Как можно по другому назвать число 10? ( 1 десяток). –Как можно превратить наши 10 отдельных палочек в 1 десяток? ( связать их, связывают резинками) У каждого из нас в руке 1 десяток палочек! Где и как в жизни встречались со словом « десяток» (Слайд № 1, 2, 3) - А как в старину называли 1 десяток? (« ДЦАТЬ»). - Ребята, сколько у вас десятков? - А сколько отдельных палочек осталось? (нисколько, ничего 0) -- А теперь, кто был самым внимательным и готов ответить на вопрос? Посмотрите ещё раз на число 10 и скажите, что может обозначать цифра 1 и цифра 0 в записи числа 10? (1 – 1 десяток, 0 - ноль отдельных палочек ) Место в записи, где находится цифра, обозначающая число единиц, называется РАЗРЯДОМ ЕДИНИЦ. - Что такое разряд единиц? Место в записи, где находится цифра, обозначающая число десятков, называется РАЗРЯДОМ ДЕСЯТКОВ -Что такое разряд десятков? - У каждого из вас на парте лежит 1 десяток палочек. Но ведь мы не все палочки пересчитали. Как получить следующее число? - Достать ещё 1 палочку. - Достаём следующую палочку. - Сколько теперь палочек у нас на парте? (1 дес. и ещё 1 отдельная палочка). - Каким числом обозначить 1 отдельную палочку? (1). Положите число 1 на парту. Как по-другому назвать число «один»? (единица). - В числе 10 было 1 десяток и 0 отдельных палочек, а теперь у нас 1 десяток и 1 отдельная палочка, 1 единица. Кто догадался, как записать новое число? (на парте у детей 2 карточки с числами 10 и 1). (Слайд № 4 с записью числа 11) - А кто знает, как читается это число? - А почему так? (обратить внимание на старинное название десятка и медленно продемонстрировать наложение единицы на десяток). - Теперь вы готовы ответить на вопросы по плану урока? - Как получить следующее число после 10? - Как записать это число? - Как прочитать это число? - Почему оно так называется? - Проверим свои первые открытия на других числах? - Но прежде нам нужно немного отдохнуть! Динамическая минутка Песенка про дядю Томаса.
| Дети работают со счетными палочками Выкладывают на парте число 10 Работают со счётными палочками На 10 закрывают 0 единицей, получают число 11 | Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. Регулятивные: целеполагание. |
5. Упражнение в образовании, записи и чтении чисел второго десятка Учащиеся выполняют задания, в которых тренируется использование изученного материала. Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий и подготовка к введению в будущем следующих тем. Поддержание активной работоспособности. | | (Слайд № 5) Проводится работа по образованию других чисел второго десятка (от 11 до 20). (Слайд № 6) Прочитать числа: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 - Сколько цифр в записи каждого числа? - Что показывает цифра слева? (Слайд № 7) кликнуть – разряд десятков) - Что показывает цифра справа? (Слайд № 7 кликнуть – разряд единиц) Обратить внимание на то, что десяток, как самый «толстый и важный» пишется впереди, а число отдельных «худеньких» единичек на втором месте. (Слайд № 8) Какие слагаемые пропущены? Преврати записи в верные равенства. 4) Работа с учебником. - А теперь откроем учебники с 76 и подтвердим полученные результаты нашей работы с тем, что хотел нам рассказать учебник. № 195 (устно) № 196 (устно) № 197 (в тетради) После выполнения первой части задания проверить (Проверка на развороте доски 13 14 16 818 15) - Что заметили, выполняя это задание? - Подчеркните десятки красным цветом, единицы синим. Запишите эти числа в виде суммы десятка и единиц - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг у друга и оцените работу смайлом. | Исследуют, как образуются и читаются числа второго десятка. Делают запись в тетради. Работают устно. Работают устно. Выполняют задание в тетради, по частям с проверкой. Взаимопроверка. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
6.Закрепление изученных знаний. Самостоятельная работа Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается), и у него возникло желание закрепить удачный результат | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Итогом нашего исследования будет самостоятельная по карточкам: Карточка № 1 (первый уровень) Напиши числа от 10 до 15 Подчеркни красным цветом разряд десятков, синим разряд единиц Карточка №2 (второй уровень) Запиши разряды чисел: 16 17 18 19 20 Карточка № 3 (третий уровень) Вставь пропущенные слагаемые: 17 = …+ 7 13= 10+… 16 = ….+ …. 19 = …+ … 18 = …+ … 15 = …+ … - Математический диктант: (Резерв, можно провести при наличии времени) Запишите число, в котором 1 десяток и 4 единицы. Запишите число, в котором 1 десяток и 7 единиц. Запишите число, в котором 1 десяток и 2 единицы. 5 единиц и 1 десяток. 8 единиц и 1 десяток. 5 единиц и 1 десяток. 6 единиц и 1 десяток. - Подчеркните красным цветом цифру, обозначающую число десятков, а синим – цифру, обозначающую число единиц. - Ваши работы я проверю позже и результаты мы обсудим на следующем уроке. Итог урока. - Вот и подошёл к концу наш урок. - Кому мы помогали на уроке? (Знайке) - Удалось научить Незнайку? - Что мы узнали нового? (Как образуются двузначные числа, как записываются, как читаются). - Что первым записывается в двузначном числе? (Десяток). Что стоит на втором месте? (Число единиц). - Я надеюсь, что сегодня каждый из вас узнал что-то новое, а значит вы стали ещё умнее. | Ученики по группам выполняют задания на карточках | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | - Оцените свою работу на уроке. - Какое у вас настроение? Все ли у вас получилось? (Оценка смайлами) | Самостоятельное выполнение в тетради. Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |