Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Игры со словами"
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Игры со словами"
Данная разработка представляет собой конспект урока литературного чтения, проведенного во 2 классе по теме "Игры со словами. А.Шибаев "Кто слово найдет?".Цель которого - обогащать словарный запас детей; воспитывать умение употреблять различные формы словесной вежливости; развивать связную речь; учить работе в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Игры со словами" »
Урок литературного чтения
тема: а. шибаев «кто слово найдет?»
Цели: обогащать словарный запас детей; воспитывать умение употреблять различные формы словесной вежливости; развивать связную речь; учить работе в парах.
Планируемые результаты:
Личностные
положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений; развитие эмпатии; развитие дружеского отношения к другим детям.
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль при чтении.
Познавательные УУД:
понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять небольшой план; ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению); ориентироваться в книгах (П-1.); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового оформления текста; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения (П-2.).
Коммуникативные УУД
согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Постановка целей урока. Введение в тему. Подготовительные упражнения.
Учитель (читает стихотворение).
Стихи играют в прятки,
Да некому водить…
Кто хочет на загадки
Отгадки находить?
Все хотят,
Чур-чура! –
Начинается игра!..
– Догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Играть со словами.)
IV. Работа по теме урока.
Подготовительные упражнения.
Упражнение “Фотоглаз”. Прочитай и запомни.
Капкан
САЧОК
борозда
кабина
баян
Козлята
– Значение какого слова вам незнакомо? Кто попробует объяснить? – Перечислите слова, которые были в этом столбике. Какие слова вы запомнили?
2. Скороговорка (слайд).
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. – Чтение с ускорением. – чтение с логическим ударением на 1 слове и т.д.
3. Игра “Найди слово в слове” (слайд).
Слово “Гастроном”. Что оно обозначает? (Магазин продовольственных товаров.)
астроном агроном монстр нота
Знакомство с биографией.
Александр Александрович Шибаев (1923–1979), поэт, по образованию – профессиональный военный, артиллерист. Окончил 3-е Ленинградское артиллерийское училище (1942), участвовал в Великой Отечественной войне. После ранения (1943) – командир отделения сопровождения грузов.
Первое стихотворение для детей («Про хвастуна») опубликовал в 1957 г. в газете «Ленинские искры», в 1959 г. выпустил первую книгу – «Подружки».
Большинство книжек, выпущенных Шибаевым (всего около пятнадцати), удачно иллюстрированы и представляют собой цельные произведения, в которых слово и изображение как единое целое.
Основные сборники: «Буква заблудилась» (1965); «Озорные буквы» (1966); «Точка, точка, запятая» (1970); «Много с буквами хлопот» (1971); «Стихи играют в прятки» (1975).
Посмертно изданы итоговые сборники «Язык родной, дружи со мной» (1981) и «Волшебный язык» (1996).
3. Первичное знакомство с произведением, чтение учащимися стихотворения А. Шибаева «Кто слово найдет?».
– Почему во время чтения стихов вы улыбались? Что вас развеселило? (Мы часто ошибались, подбирали не то слово, которое нужно.)
– Что помогло вам найти правильный ответ? (Понимание смысла и рифма.)
3. Физкультминутка
Нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
«НАОБОРОТ».
Скажу я слово
ВЫСОКО (подняться на носочки),
А ты ответишь:
НИЗКО (присесть).
Скажу я слово
ДАЛЕКО (развести широко руки),
А ты ответишь
БЛИЗКО (хлопок).
Скажу я слово
ПОТОЛОК (подняться на носки),
А ты ответишь:
… (присесть).
Скажу я слово
ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты…
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты:
ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу, –
Ну, отвечай:
…
Джон Чиарди
– Продолжаем игру «Кто слово найдет?».
– Посмотрите, у вас на партах у каждого лежит конверт. Прочитайте, что на нем написано. (А слово-то какое – очень дорогое!)
– Давайте отыщем эти дорогие слова. Помогут нам в этом стихи А. Шибаева, которые найдете в конверте.
Дети работают в парах. Потом – фронтальная проверка (коллективная).
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова… (здрасьте).
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я соседа…
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слова… (извините).
А слово-то, какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
– Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но – нельзя ж молчать как рыба,
Ну сказала бы… (спасибо).
А слово-то, какое –
Очень дорогое!
А. Шибаев
– Что объединяет эти слова? ( Это слова вежливости.)
4. Творческая работа.
Задание: попробуй сам сочинить стихотворение
Рифма
… кашка
… Машка
… обед
… нет!
5. Сравнение стихотворения, сочиненного детьми, со стихотворением А. Шибаева.
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
V. Подведение итогов урока.
Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен.
– Удалось ли нам поиграть словами и со словами?
– Кто нам в этом помог? (А. Шибаев.)
– Послушайте еще одно стихотворение А. Шибаева, оно поможет вам выполнить домашнее задание.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,