kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения на тему "В. Драгунский "Тайное становится явным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с рассказом  В.Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
  • формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
  • формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

Воспитательные:

  • воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
  •  воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
  •  воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
  •  воспитываем умение сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • формируем умение работать в паре, слушать и понимать   точку зрения другого.

Развивающие

  • развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
  • развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;
  •  развитие  речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер; презентация; учебник «Литературное чтение» для 3 класса.   

                                                   Ход урока.

  1. Оргмомент.

Слайд 1.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

   Выходя поутру из ворот.

 Понимаешь у каждого в жизни

   Предостаточно бед и забот.

   Разве любы нам хмурые лица

   Или чья-то сердится речь?

   Ты улыбкой сумей поделиться

   И ответную искру зажечь.

- Подарите улыбки друг другу …

- Хорошего настроения вам,  дети, на урок литературного чтения.

  1. Актуализация знаний.
  1. Проверка домашнего задания.

Мы продолжаем работу по разделу.

Вспомните,  как он называется?   Слайд 2.

(“Мы с мамой и папой”)
- О чем рассказывают произведения, включенные в данный раздел? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями и детьми).
 - Над каким произведением работали на прошлом уроке? (“Девочка на шаре”)

- Кто автор этого произведения?

Виктор Драгунский.      Слайд 3.

- Что вам известно о Драгунском?

ДЕТИ: Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады, веселые юмористические рассказы, писатель – юморист, первая книга “Он живой и светится” (1961 г., 16 рассказов).

- А какой сборник рассказов принёс славу Виктору Драгунскому?  Слайд 4.
(Заслуженную славу ему принесли “Денискины рассказы”)

В рассказах он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Один из таких рассказов “Девочка на шаре”. Слайд 5.
- Давайте вспомним, где происходят события рассказа? (В цирке)
- Что Дениске понравилось в цирке больше всего? (Выступление девочки – эквилибристки).
- Дома вы нарисовали портреты девочки и выписали цитаты из текста. Зачитайте их.?

- О чём хотел рассказать автор в этом серьёзном и грустном рассказе? ( О взаимоотношениях отца и сына, о глубине чувств ребёнка)

  1. Развитие умений.

Работа с текстом рассказа.

  1. Работа с текстом до чтения.

Слайд 6.

– Давайте прочитаем слова испанского писателя Мигеля Сервантеса. (Читают со слайда «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».)

 - Как вы понимаете смысл этих слов? (О правде всегда узнают.)

Откройте содержание учебника на странице  208

- Найдите в нём  произведение с созвучным по смыслу названием.

 Дети читают название рассказа. Слайд 7.

- Кто автор? (В. Драгунский)

Откройте учебник на странице 125.  Слайд 8.

Рассмотрите иллюстрацию к произведению.

- Как вы думаете, кто будет главным героем?
- Какое это произведение по жанру? Докажите, что это рассказ. Вспомните признаки рассказа (небольшое по объему, несколько героев, один эпизод).
- А по настроению? Почему?

Прочитайте заглавие еще раз (про себя).

-  Что значит тайное? Слайд 9.

 Секретное, потайное, скрытое, затаённое.
- Как вы понимаете значение слова “явное”? Открытое, откровенное.

Подберите синонимы (известным, всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).

- Какой  пословицей можно озаглавить рассказ?  Слайд 10.

(Шила в мешке не утаишь).
- О чём может идти речь в этом произведении,  судя по названию?

- Чем закончится рассказ?

IV.Физминутка.

  1. Работа с текстом во время чтения.

1).Чтение до слов: «- Что это значит, мама?»

- Как вы думаете, что ответила мама мальчику?

Читаем дальше.

- Совпало наше мнение с авторским? 

2). Чтение до слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

-Как вы думаете, что может произойти дальше?

3). Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

-Предположите, что может произойти дальше?

4). Дочитывание рассказа  до конца.

3. Проверка первичного восприятия.

- Понравился вам рассказ?

 - Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

- Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

- Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа?  Почему?

3. Чтение вслух по частям с комментариями.

- Еще раз прочитаем рассказ вслух по цепочке.

А) 1 часть.

- Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?

Б) 2 часть.

- Как называет мама Дениску? (Вылитый Кощей)

- Почему она так его назвала?


- Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась о сыне…)

Куда мама собиралась пойти после завтрака с Дениской?

Был ли он раньше в Кремле?

Что посещал. Что видел он там?

Грановитую и  Оружейную палату, Царь – пушку. Слайд 11.

В) 3 часть. Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.

- Любил ли Дениска манную кашу?

- Какие чувства испытывал Дениска, когда экспериментировал кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).

Что он делал, чтобы съесть кашу? (Пошлёпал ложкой, посолил, посыпал сахаром, долил кипятку, добавил хрена.)
- Какое выражение использует автор, чтобы показать, что кашу есть невозможно? (Глаза на лоб полезли.)

- Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? (Обрадовалась)

Г) 4 часть.

- Какого человека называют интеллигентным?

Интеллигентом называют человека, обладающего большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.

Что такое клевета? ( Распространение ложных сведений, которые порочат честь и достоинство другого человека.)
- Подберите синонимы к слову клеветать (оговаривать кого-либо, наговаривать, обговаривать, возводить напраслину).
- Как понимаете выражение: “язвительно рассмеялся милиционер” (злобно – насмешливо).
- Как изменилось настроение у Дениски? (Он испугался.)
Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках.

- А что он при этом чувствует? (Гнев, растерянность, негодование.)

- Хорошо ли Дениска знал свою маму? (Хорошо)
- Какие слова это доказывают? Прочитайте. (Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник…)
- Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? (У неё изменилось настроение.)

Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).

Д) 5 часть.

- Дочитаем рассказ до конца.
- Почему мама “смотрела долго на сына?” (Хотела понять, что чувствует Дениска).

Чувства мамы смешались. С одной стороны она очень любит Дениску, доверяет ему, а с другой она не понимает, как такое мог сделать её сын.

- Почему мама не стала наказывать Дениску? (Очень любит его.)
- Каков  Дениска по характеру? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей неправоте.)

- Что он запомнит на всю жизнь? (Постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).
Работа в парах.

А сейчас, я посмотрю, на сколько вы были внимательны при  чтении этого рассказа. Вы должны будете отгадать, какой фрагмент проиллюстрировал художник?  (Слайды12, 13, 14.) На листках выписаны цитаты из рассказа. Обведите  номер нужной  цитаты к слайду.

 1 слайд.

 (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть!).

2 слайд.

- ( Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)  

3 слайд.                                                                 

-(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!)  

Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Я вам ставлю 5.                                   

Работа в рабочих тетрадях.

Откройте рабочие тетради на странице 50.

Прочитайте задание самостоятельно. Слайд 16.

- Какое задание к цитатному плану вам нужно выполнить?

(Восстановить последовательность событий, пронумеровать части.)

Выполните работу.

Обменяйтесь тетрадями. Давайте проверим, как вы выполнили задание. (Со слайда)

V.Итог урока. Рефлексия.

- Какая проблема волнует автора? (Отношения детей и родителей. Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).
 

Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам выбрать 1 из предложений и закончить его: (Слайд 17)

  • Было интересно …
  • Я понял, что …
  • Меня удивило ….
  • Я сделал вывод, что …
  • Мне захотелось …
  1. Домашнее задание.

Слайд 18.

1.      Перечитать рассказ выразительно.

2.      Разделить текст на III смысловые части, составить план в тетради.

Слайд 19.

Закончить  урок я бы хотела словами Якова Акима, близкого друга Драгунского.

 «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский».

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему "В. Драгунский "Тайное становится явным"»

Предмет: литературное чтение

Класс: 3.

Тема урока: В Драгунский «Тайное становится явным».

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;

  • формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

  • формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

Воспитательные:

  • воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

  • воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки

  • воспитываем умение сотрудничать в совместном решении проблемы;

  • формируем умение работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.

Развивающие

  • развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;

  • развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;

  • развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер; презентация; учебник «Литературное чтение» для 3 класса.

Ход урока.

  1. Оргмомент.


Слайд 1.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.


Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердится речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Подарите улыбки друг другу …

- Хорошего настроения вам, дети, на урок литературного чтения.



  1. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

Мы продолжаем работу по разделу.

Вспомните, как он называется? Слайд 2.

(“Мы с мамой и папой”)
- О чем рассказывают произведения, включенные в данный раздел? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями и детьми).
- Над каким произведением работали на прошлом уроке? (“Девочка на шаре”)

- Кто автор этого произведения?

Виктор Драгунский. Слайд 3.

- Что вам известно о Драгунском?

ДЕТИ: Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады, веселые юмористические рассказы, писатель – юморист, первая книга “Он живой и светится” (1961 г., 16 рассказов).

- А какой сборник рассказов принёс славу Виктору Драгунскому? Слайд 4.
(Заслуженную славу ему принесли “Денискины рассказы”)

В рассказах он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Один из таких рассказов “Девочка на шаре”. Слайд 5.
- Давайте вспомним, где происходят события рассказа? (В цирке)
- Что Дениске понравилось в цирке больше всего? (Выступление девочки – эквилибристки).
- Дома вы нарисовали портреты девочки и выписали цитаты из текста. Зачитайте их.

Оценки.


- О чём хотел рассказать автор в этом серьёзном и грустном рассказе? ( О взаимоотношениях отца и сына, о глубине чувств ребёнка)






  1. Развитие умений.

Работа с текстом рассказа.

  1. Работа с текстом до чтения.

Слайд 6.

– Давайте прочитаем слова испанского писателя Мигеля Сервантеса. (Читают со слайда «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».)

- Как вы понимаете смысл этих слов? (О правде всегда узнают.)

Откройте содержание учебника на странице 208

- Найдите в нём произведение с созвучным по смыслу названием.

Дети читают название рассказа. Слайд 7.

- Кто автор? (В. Драгунский)

Откройте учебник на странице 125. Слайд 8.

Рассмотрите иллюстрацию к произведению.

- Как вы думаете, кто будет главным героем?
- Какое это произведение по жанру? Докажите, что это рассказ. Вспомните признаки рассказа (небольшое по объему, несколько героев, один эпизод).
- А по настроению? Почему?

Прочитайте заглавие еще раз (про себя).

- Что значит тайное? Слайд 9.

Секретное, потайное, скрытое, затаённое.


- Как вы понимаете значение слова “явное”? Открытое, откровенное.

Подберите синонимы (известным, всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).


- Какой пословицей можно озаглавить рассказ? Слайд 10.

(Шила в мешке не утаишь).
- О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

- Чем закончится рассказ?






















IV.Физминутка.

  1. Работа с текстом во время чтения.

1).Чтение до слов: «- Что это значит, мама?»

- Как вы думаете, что ответила мама мальчику?

Читаем дальше.

- Совпало наше мнение с авторским?

2). Чтение до слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

-Как вы думаете, что может произойти дальше?

3). Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

-Предположите, что может произойти дальше?

4). Дочитывание рассказа до конца.

3. Проверка первичного восприятия.

- Понравился вам рассказ?

- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

- Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

- Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?


Гимнастика по Аветисову.


3. Чтение вслух по частям с комментариями.

- Еще раз прочитаем рассказ вслух по цепочке.

А) 1 часть.

- Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?

Б) 2 часть.

- Как называет мама Дениску? (Вылитый Кощей)

- Почему она так его назвала?


- Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась о сыне…)

Куда мама собиралась пойти после завтрака с Дениской?

Был ли он раньше в Кремле?

Что посещал. Что видел он там?

Грановитую и Оружейную палату, Царь – пушку. Слайд 11.

В) 3 часть. Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.

- Любил ли Дениска манную кашу?

- Какие чувства испытывал Дениска, когда экспериментировал кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).

Что он делал, чтобы съесть кашу? (Пошлёпал ложкой, посолил, посыпал сахаром, долил кипятку, добавил хрена.)
- Какое выражение использует автор, чтобы показать, что кашу есть невозможно? (Глаза на лоб полезли.)

- Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? (Обрадовалась)

Г) 4 часть.

- Какого человека называют интеллигентным?

Интеллигентом называют человека, обладающего большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.

Что такое клевета? ( Распространение ложных сведений, которые порочат честь и достоинство другого человека.)
- Подберите синонимы к слову клеветать (оговаривать кого-либо, наговаривать, обговаривать, возводить напраслину).
- Как понимаете выражение: “язвительно рассмеялся милиционер” (злобно – насмешливо).

- Как изменилось настроение у Дениски? (Он испугался.)
Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках.

- А что он при этом чувствует? (Гнев, растерянность, негодование.)

- Хорошо ли Дениска знал свою маму? (Хорошо)
- Какие слова это доказывают? Прочитайте. (Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник…)
- Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? (У неё изменилось настроение.)

Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).

Д) 5 часть.

- Дочитаем рассказ до конца.
- Почему мама “смотрела долго на сына?” (Хотела понять, что чувствует Дениска).

Чувства мамы смешались. С одной стороны она очень любит Дениску, доверяет ему, а с другой она не понимает, как такое мог сделать её сын.

- Почему мама не стала наказывать Дениску? (Очень любит его.)
- Каков Дениска по характеру? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей неправоте.)

- Что он запомнит на всю жизнь? (Постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).



Работа в парах.

А сейчас, я посмотрю, на сколько вы были внимательны при чтении этого рассказа. Вы должны будете отгадать, какой фрагмент проиллюстрировал художник? (Слайды12, 13, 14.) На листках выписаны цитаты из рассказа. Обведите номер нужной цитаты к слайду.

1 слайд.

(И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть!).

2 слайд.

- ( Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)


3 слайд.

-(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!)

Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Я вам ставлю 5.

Работа в рабочих тетрадях.

Откройте рабочие тетради на странице 50.

Прочитайте задание самостоятельно. Слайд 16.

- Какое задание к цитатному плану вам нужно выполнить?

(Восстановить последовательность событий, пронумеровать части.)

Выполните работу.

Обменяйтесь тетрадями. Давайте проверим, как вы выполнили задание. (Со слайда)



V.Итог урока. Рефлексия.

- Какая проблема волнует автора? (Отношения детей и родителей. Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).

Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам выбрать 1 из предложений и закончить его: (Слайд 17)

  • Было интересно …

  • Я понял, что …

  • Меня удивило ….

  • Я сделал вывод , что …

  • Мне захотелось …


  1. Домашнее задание.

Слайд 18.

  1. Перечитать рассказ выразительно.

  2. Разделить текст на III смысловые части, составить план в тетради.



Слайд 19.

Закончить урок я бы хотела словами Якова Акима, близкого друга Драгунского.

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский».

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения на тему "В. Драгунский "Тайное становится явным"

Автор: Новикова Ольга Александровна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Конспект урока по литературному чтению для обучающихся по программе 5 класса для детей с трудностями в обучении по теме:«Тайное становится явным».В.Драгунский"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_dlia_obuchaiushchikhsia_po_proghramm"
    ["file_id"] => string(6) "452893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517060395"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока литературного чтения на тему "В. Драгунский «Тайное становится явным»""
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-v-draghunskii-tainoie-stanovitsia-iavnym"
    ["file_id"] => string(6) "191239"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427286521"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства