Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
- формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
- формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.
Воспитательные:
- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
- воспитываем умение сотрудничать в совместном решении проблемы;
- формируем умение работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.
Развивающие
- развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
- развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;
- развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер; презентация; учебник «Литературное чтение» для 3 класса.
Ход урока.
- Оргмомент.
Слайд 1.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердится речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Подарите улыбки друг другу …
- Хорошего настроения вам, дети, на урок литературного чтения.
- Актуализация знаний.
- Проверка домашнего задания.
Мы продолжаем работу по разделу.
Вспомните, как он называется? Слайд 2.
(“Мы с мамой и папой”)
- О чем рассказывают произведения, включенные в данный раздел? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей, о взаимопонимании между родителями и детьми).
- Над каким произведением работали на прошлом уроке? (“Девочка на шаре”)
- Кто автор этого произведения?
Виктор Драгунский. Слайд 3.
- Что вам известно о Драгунском?
ДЕТИ: Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады, веселые юмористические рассказы, писатель – юморист, первая книга “Он живой и светится” (1961 г., 16 рассказов).
- А какой сборник рассказов принёс славу Виктору Драгунскому? Слайд 4.
(Заслуженную славу ему принесли “Денискины рассказы”)
В рассказах он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Один из таких рассказов “Девочка на шаре”. Слайд 5.
- Давайте вспомним, где происходят события рассказа? (В цирке)
- Что Дениске понравилось в цирке больше всего? (Выступление девочки – эквилибристки).
- Дома вы нарисовали портреты девочки и выписали цитаты из текста. Зачитайте их.?
- О чём хотел рассказать автор в этом серьёзном и грустном рассказе? ( О взаимоотношениях отца и сына, о глубине чувств ребёнка)
- Развитие умений.
Работа с текстом рассказа.
- Работа с текстом до чтения.
Слайд 6.
– Давайте прочитаем слова испанского писателя Мигеля Сервантеса. (Читают со слайда «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».)
- Как вы понимаете смысл этих слов? (О правде всегда узнают.)
Откройте содержание учебника на странице 208
- Найдите в нём произведение с созвучным по смыслу названием.
Дети читают название рассказа. Слайд 7.
- Кто автор? (В. Драгунский)
Откройте учебник на странице 125. Слайд 8.
Рассмотрите иллюстрацию к произведению.
- Как вы думаете, кто будет главным героем?
- Какое это произведение по жанру? Докажите, что это рассказ. Вспомните признаки рассказа (небольшое по объему, несколько героев, один эпизод).
- А по настроению? Почему?
Прочитайте заглавие еще раз (про себя).
- Что значит тайное? Слайд 9.
Секретное, потайное, скрытое, затаённое.
- Как вы понимаете значение слова “явное”? Открытое, откровенное.
Подберите синонимы (известным, всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).
- Какой пословицей можно озаглавить рассказ? Слайд 10.
(Шила в мешке не утаишь).
- О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?
- Чем закончится рассказ?
IV.Физминутка.
- Работа с текстом во время чтения.
1).Чтение до слов: «- Что это значит, мама?»
- Как вы думаете, что ответила мама мальчику?
Читаем дальше.
- Совпало наше мнение с авторским?
2). Чтение до слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».
-Как вы думаете, что может произойти дальше?
3). Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».
-Предположите, что может произойти дальше?
4). Дочитывание рассказа до конца.
3. Проверка первичного восприятия.
- Понравился вам рассказ?
- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?
- Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?
- Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?
3. Чтение вслух по частям с комментариями.
- Еще раз прочитаем рассказ вслух по цепочке.
А) 1 часть.
- Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?
Б) 2 часть.
- Как называет мама Дениску? (Вылитый Кощей)
- Почему она так его назвала?
- Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась о сыне…)
Куда мама собиралась пойти после завтрака с Дениской?
Был ли он раньше в Кремле?
Что посещал. Что видел он там?
Грановитую и Оружейную палату, Царь – пушку. Слайд 11.
В) 3 часть. Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.
- Любил ли Дениска манную кашу?
- Какие чувства испытывал Дениска, когда экспериментировал кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).
Что он делал, чтобы съесть кашу? (Пошлёпал ложкой, посолил, посыпал сахаром, долил кипятку, добавил хрена.)
- Какое выражение использует автор, чтобы показать, что кашу есть невозможно? (Глаза на лоб полезли.)
- Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? (Обрадовалась)
Г) 4 часть.
- Какого человека называют интеллигентным?
Интеллигентом называют человека, обладающего большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.
Что такое клевета? ( Распространение ложных сведений, которые порочат честь и достоинство другого человека.)
- Подберите синонимы к слову клеветать (оговаривать кого-либо, наговаривать, обговаривать, возводить напраслину).
- Как понимаете выражение: “язвительно рассмеялся милиционер” (злобно – насмешливо).
- Как изменилось настроение у Дениски? (Он испугался.)
Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках.
- А что он при этом чувствует? (Гнев, растерянность, негодование.)
- Хорошо ли Дениска знал свою маму? (Хорошо)
- Какие слова это доказывают? Прочитайте. (Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник…)
- Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? (У неё изменилось настроение.)
Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).
Д) 5 часть.
- Дочитаем рассказ до конца.
- Почему мама “смотрела долго на сына?” (Хотела понять, что чувствует Дениска).
Чувства мамы смешались. С одной стороны она очень любит Дениску, доверяет ему, а с другой она не понимает, как такое мог сделать её сын.
- Почему мама не стала наказывать Дениску? (Очень любит его.)
- Каков Дениска по характеру? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей неправоте.)
- Что он запомнит на всю жизнь? (Постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).
Работа в парах.
А сейчас, я посмотрю, на сколько вы были внимательны при чтении этого рассказа. Вы должны будете отгадать, какой фрагмент проиллюстрировал художник? (Слайды12, 13, 14.) На листках выписаны цитаты из рассказа. Обведите номер нужной цитаты к слайду.
1 слайд.
(И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть!).
2 слайд.
- ( Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)
3 слайд.
-(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!)
Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Я вам ставлю 5.
Работа в рабочих тетрадях.
Откройте рабочие тетради на странице 50.
Прочитайте задание самостоятельно. Слайд 16.
- Какое задание к цитатному плану вам нужно выполнить?
(Восстановить последовательность событий, пронумеровать части.)
Выполните работу.
Обменяйтесь тетрадями. Давайте проверим, как вы выполнили задание. (Со слайда)
V.Итог урока. Рефлексия.
- Какая проблема волнует автора? (Отношения детей и родителей. Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).
Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам выбрать 1 из предложений и закончить его: (Слайд 17)
- Было интересно …
- Я понял, что …
- Меня удивило ….
- Я сделал вывод, что …
- Мне захотелось …
- Домашнее задание.
Слайд 18.
1. Перечитать рассказ выразительно.
2. Разделить текст на III смысловые части, составить план в тетради.
Слайд 19.
Закончить урок я бы хотела словами Якова Акима, близкого друга Драгунского.
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский».
- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.