ГБОУ Октябрьская коррекционная школа №19 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Открытый урок
литературного чтения по теме
«В.В.Бианки. « Соловей - разбойник»
в 3 а классе
Подготовила и провела
учитель
начальных классов
Овчинникова Р.М.
2017 -2018 уч.г.
Урок: № 21 |
Дата: 01.03.18 |
Тема: В.Бианки «Соловей – разбойник» |
Цель: продолжить работу над сказкой В.В. Бианки «Мышонок Пик»; |
Задачи: прививать интерес к чтению, воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе, развивать воображение, связную речь, учить оценивать поступки, поведение героев произведения; корригировать мыслительные процессы на основе упражнений в анализе и сравнении. |
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; |
Оборудование: Компьютер с проектором для показа презентации, задания для парной и групповой работы. |
Ход урока
| Проверка готовности обучающихся к уроку. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь и тихо садитесь. Давайте настроимся на хорошую работу. |
| 1).Послушайте небольшое стихотворение. Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях- Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтешь И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь. - Кто услышал, о каком писателе я вам прочитала? - Что вы о нём уже знаете? Виталий Бианки (1894 – 1959) Красивая певучая фамилия досталась Виталию Валентиновичу от предков – итальянцев, а профессия биолога – от отца ученого – орнитолога. Бианки любил все живое, то что дышит, цветет и растет. 2). Посмотрите на выставку книг. О ком и о чем писал Виталий Бианки? Какие произведения этого писателя вам уже знакомы? «Мышонок Пик» - Кто главный герой этой сказки? - Почему автор так назвал сказку? Вывод Итак, главным героем произведения является мышонок Пик, полевой дикий мышонок, который относится к мышам-малюткам, о которых расскажет Ш. Арина. Слушайте внимательно, эти знания вам пригодятся. 3). Сообщение о мышке - малютке «Мышь-малютка легко приспосабливается к условиям окружающей среды. Они обитают на полях с зерновыми культурами или у реки среди кустарников. Летом устраивают из растений шарообразные гнезда, располагая их среди травяных стеблей, на зиму переселяются в норы. Длина тела мышки 7 см, хвоста – 5–7 см. У молодых мышей окраска шерсти коричневатая. После первой линьки зверьки приобретают ярко-рыжую окраску. Нижняя сторона шерсти чисто белая. Мышь-малютка питается насекомыми, свежей зеленью и зерновыми кормами. 4). Домашнее задание проверим с помощью теста. Тест (взаимопроверка), оценивание. 5). Речевая разминка. Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь – не спишь?» Мышонок шепчет мыши: Шуршать я буду тише». - Прочитайте скороговорку медленно, грустно, тихо, быстро, хором. - Почему Мышонок говорит : «Шуршать я буду тише?» - Рядом могут быть враги... |
| Сегодня мы познакомимся еще с одной главой сказки, которая называется «Соловей – разбойник».( Тема на доске)Постарайтесь догадаться, о ком предстоит нам читать. Рассмотрим схему и порассуждаем. Соловей – кто это ? Кто такой разбойник? На доске дана схема: птицы певчие хищные соловей-разбойник |
| 1. Чтение учителем главы «Соловей – разбойник» - Кто главный герой этой части сказки ? - Почему автор так назвал птицу? - Как на самом деле называется эта птица? - Как мышонку удалось спастись от соловья-разбойника? - Что помогло мышонку спастись от соловья- разбойника? (быстрота, терпение) Сорокут – жулан размером чуть крупнее воробья. Обитает на лесных опушках, в садах и парках. Гнездо устраивает невысоко от земли, обычно на колючих кустарниках. Питается крупными насекомыми и мелкими зверьками, птицами, лягушками, мышами, ящерицами. Часто запасает корм, накалывая добычу на шипы колючего кустика или острый сучок дерева. |
| Вышла мышка как – то раз Поглядеть, который час. 1, 2, 3, 4 - Мышки дернули за гири Вдруг раздался страшный звон Убежали мышки вон. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
| 1). Подготовка к чтению Потренируемся читать трудные слова. на - пра - вить –ся раз – бу – ди – ла ко – рич – не - вой о – пом – нить – ся за – хо – те – лось крюч – ко – ва – тым 2) Чтение детьми по цепочке 3) Беседа по содержанию - Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку? - Почему Пик не испугался и решил подойти ближе к врагу? - Какая получилась встреча? – Что спасло Пика? - Как «соловей-разбойник» пытался заманить мышонка в свою ловушку? – Почему Пик до захода солнца вынужден был прятаться? 4) Выборочное чтение - Как выглядит соловей-разбойник у Бианки? - Как автор описывает кладовую? - Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника? 5) Игра «Восстанови слово» Р.з.в.я гр.удь С.р.я г.л.вка Кр.сно – к.р.чн.вая сп.нка Кр.чк.в.тый кл.в - Кого характеризуют эти слова? 6)Задания для каждой группы: Описание мышонка Пика. 2 группа 3 группа Чем питался мышонок Пик? 4 группа Составить картинный план |
| - С каким произведением познакомились ? - Кто автор этой сказки? - Чему учит это произведение? (Чтобы мы лучше узнали о жизни животных и задумались о нашем отношении к ним) -Такая история могла произойти на самом деле? - Какая цель была у мышонка Пика? (идти дальше и найти других мышей) |
| - Как вы думаете, чему научился мышонок в этой главе? (быть более осторожным и не доверять тем, кого не знаешь). - Какие чувства (эмоции) вы испытывали во время чтения сказки? (страх за мышонка, жалость, переживание) (Если бы…) 1ряд – художники 2 ряд – музыканты |
| С. 79 – 81, чтение и пересказ. ( Найти книгу и прочитать до конца) |