Урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине"
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине"
Урок литературного чтения разработан в соответствии с требованиями ФГОС.Одной из задач урока было формирование специальных читательских умений:помочь учащимся открыть такие средства создания художественного образа, как поступки и речь героя, способствовать умению видеть данные средства и понимать их роль в выражении идеи произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине" »
Урок литературного чтения Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».
Класс:2
Предмет: литературное чтение.
Тема: Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель урока:
Образовательная цель:создать условия для формирования специальных читательских умений: помочь учащимся открыть такие средства создания художественного образа, как поступки и речь героя; способствовать умения видеть данные средства и понимать их роль в выражении идеи произведения.
Развивающая цель: способствовать развитию техники чтения, риторической культуры, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельности в читательской деятельности.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения.
Практические задачи урока:
Образовательные:
Находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе.
Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов.
Развивающие:
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения.
Педагогические технологии: Урок составлен по технологии формирования правильного типа читательской деятельности с использованием элементов технологии развития критического мышления ( ромашка Блума, кластер, ЗХУ)
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность познакомиться с Г .Х.Андерсеном и сказкой «Принцесса на горошине».
Метапредметные:
познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать сказку с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
Орг. момент
Здравствуйте, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь.
- Урок литературного чтения.
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
- Что ждём от урока?
- Какими будете вы на уроке?
- Что ждёте от меня?
Проверка готовности.
Настрой на урок.
Настрой на урок
Самооценка готовности к уроку.
Учебно- познавательный интерес к данному уроку
Вызов
(актуализация, целеполагание, мотивация)
1. Проверка домашнего задания.
- Какую тему изучаем?
-С какими произведениями познакомились?
- Какое домашнее задание вы выполнили?(зание по выбору: синквейн или письмо Красной Шапочке).
2. Самоопределение к деятельности.
-Все ли сказки почитаны? Тема не заканчивается, а что дальше- вы узнаете сами.
Обратите внимание на группы слов.
- Предположите, какое задание для вас готово?
(На доске слова:
Зачин, присказка, песня.
Б. Гримм, Ш.Перро, А. Барто.
Красная Шапочка, Серый Волк, Колобок).
- Что объединяет выделенные вами слова?(СКАЗКА)
- Что такое сказка?
- Предположите, какова тема урока, если вспомнить тему раздела и слово - помощник?( скорее всего сказка зарубежная, может быть авторская, или народная, с героями, с каким-то уроком)
- О том, кто написал сказку, прочитаем и узнаем новое. ( текст «Великий сказочник»)
- Как зовут великого сказочника?
- Что запомнили из текста?
- Вывод, автор сказки Г.Х.Андерсен.(слайд)
- А название сказки узнаем из ребуса.
3. Целеполагание.
- Сформулируем цели урока:
1. Познакомиться со сказкой.
2. Закрепить знания о сказках.
3. Читать выразительно.
Проверяет готовность домашнего задания.
Подведение к актуализации знаний по теме «Сказки»
Прогнозирование темы урока.
Помощь в формулировании целей урока и мотива.
СКАЗКА
ЗАРУБЕЖНАЯ СКАЗКА
Г. Х. Андерсен.
«Принцесса на горошине».
Выступают по выбранному домашнему заданию.
Вспоминают изученное.
Работают с презентацией и текстом.
Прогнозируют тему.
Формулируют цели.
Обосновывают мотивы.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Осмысление (усвоение знаний, осознание и осмысление)
4.Работа с произведением.
Работаем по кластеру «Сказка».
Знакомство с текстом.
Словарная работа.
Сюжет.
Герои.
Идея, урок сказки.
5. Первичное восприятие сказки.
Знакомство с текстом.
Предварительное чтение сложных слов. (слайд)
6. Работа с текстом.
Словарная работа.
- Какие слова были не понятны? (слайд)
Тюфяк, перина, гагачий пух, кунсткамера.
- Какие образные выражения?
- Как их понять?
7. Работа с сюжетом сказки.
Сюжет.
- с чего началась сказка?
- Что произошло дальше?
- Чем закончилась?
- А все ли запомнили сказку, предлагаю проверить своего соседа, расставьте цифры на карточке в соответствии с сюжетом сказки(работа в парах).
8. Герои.
Герои.
Сюжет сказки интересен. А как вам герои?
-Кто главный герой?
- Почему ей трудно было поверить?
- Как стало понятно, что это настоящая принцесса?
Можно ли назвать всех героев положительными?
- За кого вы переживали?
- О ком в жизни можно сказать «принцесса на горошине»?
9. Основная мысль.
5.Идея, урок сказки.
- Чему учит сказка?
- Что хотел автор вам сказать этой сказкой?
( Нельзя по внешнему виду судить о человек. Учат: уважать другого, доброте, сочувствию, всем, кому плохо, кто попал в беду).
6. Ромашка Блума.
- Задайте вопросы по содержанию, по героям, по уроку сказки, используя Ромашку Блума. Можно задавать толстые и тонкие вопросы.
Кластер «Сказка». Организация работы по этапам:
знакомство со сказкой,
словарная работа,
сюжет,
герои,
идея.
Организация работы по тексту.
Обобщают изученные понятия по сказкам.
Читают текст осмысленно.
Работают с учителем по основным разделам.
Работают по карточкам.
Работают в паре.
Используя шаблон – подсказку Ромашки Блума формулируют вопросы .
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- уметь находить ответы на вопросы в тексте;
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь определять главную мысль текста;
- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Рефлексия . Домашнее задание
10. Итог урока.
- Мы познакомились ещё с одной сказкой.
- Сформулируйте вывод по уроку, опираясь на карточки.(работа в паре).
- Оцените себя, используя Знал/узнал/хочу узнать.
- Захотелось прочитать другие сказки?
Познакомьтесь с некоторыми сказками. (слайд)
- Где их можно найти?
11. Рефлексия.
Продолжите…
Было интересно…
Я выполнял задания внимательно…
Меня удивило…
- Удалось ли достичь поставленных целей на уроке?
12. Информация о домашнем задании.( 2 варианта на выбор: пересказ с продолжением, пересказ от лица Принцессы).
13. Спасибо за урок, сегодня вы были Мыслители.
Подводит итоги.
Приём ЗУХ(Знал/узнал/Хочу узнать).
Выясняет удачи и затруднения.
Предлагает ДЗ.
Благодарит за урок.
Анализируют результаты урока, своей работы.
Оценивают результаты достижений на уроке.
Выбирают домашнее задание.
Выбирают ДЗ, фиксируют в дневнике.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Личностные: выражать положительное отношение к познанию
Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.
Познавательные:
уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
Приложение.
1.Ребус.
Текст «Великий сказочник».
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в далёкой красивой стране Дании в городе Оденсе. Отец его был башмачник, а мама - прачка. Семья жила очень бедно.
В детстве он очень любил мечтать, придумывал необыкновенные истории и рассказывал их своему коту Карлу. Когда Ганс подрос, то он решил стать знаменитым артистом, но стал великим сказочником.
Андерсен написал 156 сказок. Герои его сказок – это обычные предметы, которые нас окружают.
Эти сказки до сих пор любят читать взрослые и дети.
Работа по сюжету.
Расставь цифры в соответствии с содержанием сказки:
Нежданная гостья.
Поиски настоящей принцессы.
Задумка старой королевы.
Счастливый принц.
Настоящая принцесса.
Вывод:
Ответьте на вопросы:
1. Мы разбирали на уроке сказку___________________________ .
2. Автор сказки ________________________________________.
3. Сказка учит:
А) уважать другого человека.
Б) доброте и сочувствию всем, кому плохо.
В) нельзя по внешнему виду судить о человеке.
4. Мне на уроке было:
А) интересно, потому что я много узнал нового.
Б) скучно, потому что мне было неинтересно.
5. После урока мне захотелось _________________________________________________________________________________________________________________________________