Литературное чтение. 2 класс.
Тема: Нравственная проблема в сказке.
Нанайская сказка «Айога».
Цель: Развивать умение понимать художественную идею произведения.
Ход урока.
Громко прозвенел звонок.
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам.
Актуализация знаний, постановка темы и задачи урока.
Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.
Чтобы узнать его жанр, необходимо отгадать героя, название, жанр произведения.
- Волка серого не боюсь. Лисы красной ни капельки. Филина мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне.
( Сказка Сергея Козлова «Черны омут»).
- Но затем кот задел на вышке лапой какое-то хитросплетение и телевизоры испортились и погасли.
(Сказка Людмилы Петрушевской «Кот, который умел петь»).
- А старик и говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет».
(Сказка А.Толстого «Липунюшка»)
- Так все и случилось. И поняли зверюшки, что находит друзей тот. Кто сам встречает их улыбкой.
(Сказка Лилиан Муур «Крошка Енот»).
- Сегодня мы опять окунемся в волшебный мир сказки. Красиво прочитаем сказку; определим, какой намек нам делает эта сказка; поработаем над характеристикой героев; будем учиться делать выводы, высказывать, а может быть, и доказывать свою точку зрения.
Работа над темой урока.
А всегда ли в человеке присутствуют только положительные качества? Прочитайте мнение Шерлока Холмса. Ст. 76, ст. 48. Сказку какого народа мы будем читать?
О нанайцах нам рассказывает подготовленный ученик…
Подготовка к чтению.
Очаг- место для разведения огня.
Покоробятся- станут нервными.
Мялкой разомну- мялка- приспособление, что бы мять кожу.
Род Самаров- очень большая семья (до нескольких сотен).
Чтение сказки
- Почему эту историю можно назвать сказкой?
(есть волшебство), значит
1 часть. Кто главная героиня сказки?
Почему её все любили?
2 часть. Почему Айога стала ленивой?
Вопрос из учебника ст. 78.
Айога загордилась.
Гордость- это хорошее качество?
Гордость- чувство собственного самоуважения.
Гордыня- это самовлюблённость, эгоизм.
Эгоист- думает только о себе.
- С чего началось превращение Айоге в самовлюблённую, эгоистичную девочку? (все любили, всех валили).
3 часть. Диалог №1.
- Почему Айога перестала помогать матере? (боялось испортить свою красоту).
Диалог №2.
- Что заметили? (теперь мать просит дочь, а все отговорки возвращаются к Айоге).
- Кто виноват в том, что Айога такой стала? (анна сама, окружающие помогли ей).
Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, что бы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.
- На что обрекают себя самовлюблённые люди? (одиночество).
В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждёт человека, который не видит кроме себя ни кого и не чего?
Обобщение
1. Работа в парах. Составление синквейна.
Примерный синквейн.
1) Айога.
2) Самовлюблённая, ленивая, грубая, эгоистичная.
3) Любуется, не помогает, злится, сердится, шипит.
4) Не помогала своей маме.
5) Одиночество.
2. Работа с пословицами в группах.
Внимательно прочитайте пословицы. Отметьте те пословицы, которые можно отнести к данной сказке.
1 группа.
Робкого и тень страшит.
Лениться догулять- добра не видать.
Где ум, там и толк.
2 группа.
Каков мастер, такова и работа.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не по виду суди, а по делам смотри.
3 группа.
Друг в беде- настоящий друг.
Своя земля и в горсти мила.
Труд человека кормит, а лень портит.
4 группа.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Хочешь есть пироги, не сиди на печи.
3. Работа в группах. Составление портрета современного человека.
Дети работают со списком положительных и отрицательных качеств человека. Обсуждают и выбирают те качества, которыми должен обладать современный человек. Выбранные слова приклеивают на плакат.
1 группа. Трусливый, эгоистичный, толерантный, добрый.
2 группа. Ленивый, отзывчивый, занудный, культурный, ловкий.
3 группа. Выносливый, злой, заботливый, аккуратный, грубый.
4 группа. Глупый, целеустремлённый, дружелюбный, коварный.
Итог
- Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?
- А хотелась ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?
- Что должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?
Домашнее задание
Если вас заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание:
1. Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай мнение о поступках героя.
2. Придумай своё продолжение сказки.