kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Нравственная проблема в нанайской сказке "Айога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение. 2 класс.

Нравственная проблема в сказке.

Нанайская сказка «Айога»

Цель: понять идею художественного произведения

  1. Актуализация знаний, постановка темы и задач.
    • Мы будем работать над новым произведением. Чтобы узнать его жанр, проведем викторину:
      1. Волка серого не боюсь, Лисы красной ни капельки, Филина мохноногого- и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне. («Черный омут» С.Козлов)
      2. Но затем кот задел на вышке лапой какое-то хитросплетение и телевизоры испортились и погасли. («Кот, который умел петь» Люд.Петрушевская)
      3. А старик и говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет». («Липунюшка» Л.Толстой)
    • Какие все эти герои, положительные или отрицательные? (+)
    • Так значит сегодня мы опять окунемся в волшебный мир сказки.
    • Задачи:

- красиво прочитаем сказку

- определим, какой намек нам делает сказка

- поработаем над характеристикой героев

- будем учиться делать выводы, высказывать и доказывать свою точку зрения.

  1. Работа по теме урока.
    • Учебник с.76, прочитайте мнение Шерлока Холмса «А всегда ли в человеке присутствуют только положительные качества?»
    • Сказку какого народа мы будем читать?
    • О нанайцах нам расскажет Вавилов Кирилл.
  2. Подготовка к чтению.

Очаг – место для разведения огня

Покоробятся – станут неровными.

Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.

Род Самаров – очень большая семья (до нескольких сотен)

  1. Чтение сказки.
    • Почему эту историю можно назвать сказкой? (перечислить признаки сказки)
    • 1 часть – Кто главная героиня сказки? Почему ее все любили?
    • 2 часть – Почему Айога стала ленивой? Вопрос учебник с.78.
  • Толковый словарь:

Гордость – хорошее качество, чувство собственного самоуважения.

Гордыня – самовлюбленность, эгоизм.

Эгоист думает только о себе, о своей выгоде.

С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную, эгоистичную девочку?

  • 3 часть – Чтение диалога №1 .

Почему Айога перестала помогать матери? (боялась испортить свою красоту, грубая, дерзкая)

  • 3 часть – Чтение диалога №2 .

Что заметили? (теперь просит дочь, а все ее отговорки возвращаются  к ней)

Кто виноват, что Айога стала такой? (она сама + окружение)

  • Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.
  • На что обрекают себя самовлюбленные люди? (одиночество). В сказке А.превратилась в гусыню.

1.Вы, наверное, устали.

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи,

И как гуси зашипели.

Пошипели, помолчали.

И как зайцы поскакали.

Поскакали, поскакали,

И за кустиком пропали.

  1. Работа в парах: составление синквейна.
  2.  

Самовлюбленная, ленивая, эгоистичная.

Любуется, не помогает, злится, шипит.

Не помогает своей матери.

  1.  
  2. Работа в четверках: выбор пословиц к сказке

1 группа: Внимательно прочитайте пословицы. Отметьте карандашом те из них, которые можно отнести к сказке.

Робкого и тень страшит.

Лениться да гулять – добра не видать.

Где ум, там и толк.

2 группа: Каков мастер, такова и работа.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не по виду суди, а по делам смотри.

3 группа: Друг в беде – настоящий друг.

Своя земля и в горсти мила.

Труд человека кормит, а лень портит.

4группа: У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Хочешь есть пироги, не сиди на печи.

5 группа: Всяк сверчок знай свой шесток.

Не по виду суди, а по делам смотри.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

  1. Составление коллажа.

Какие черты характера должен воспитывать в себе человек, чтобы стать успешным и счастливым?

  1. Рефлексия.
    • Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?
    • А хотелось бы вам, чтобы концовка у сказки была другой?
    • Что должна сделать героиня, чтобы концовка была хорошая?
  2. Домашнее задание.
    1. Придумать хорошую концовку сказки.
    2. Познакомь своих близких с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Нравственная проблема в нанайской сказке "Айога" »

Салтыкова Н.С.

Литературное чтение. 2 класс.

Нравственная проблема в сказке.

Нанайская сказка «Айога»


Цель: понять идею художественного произведения


  1. Актуализация знаний, постановка темы и задач.

  • Мы будем работать над новым произведением. Чтобы узнать его жанр, проведем викторину:

  1. Волка серого не боюсь, Лисы красной ни капельки, Филина мохноногого- и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне. («Черный омут» С.Козлов)

  2. Но затем кот задел на вышке лапой какое-то хитросплетение и телевизоры испортились и погасли. («Кот, который умел петь» Люд.Петрушевская)

  3. А старик и говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет». («Липунюшка» Л.Толстой)

  • Какие все эти герои, положительные или отрицательные? (+)

  • Так значит сегодня мы опять окунемся в волшебный мир сказки.

  • Задачи:

- красиво прочитаем сказку

- определим, какой намек нам делает сказка

- поработаем над характеристикой героев

- будем учиться делать выводы, высказывать и доказывать свою точку зрения.


  1. Работа по теме урока.

  • Учебник с.76, прочитайте мнение Шерлока Холмса «А всегда ли в человеке присутствуют только положительные качества?»

  • Сказку какого народа мы будем читать?

  • О нанайцах нам расскажет Вавилов Кирилл.


  1. Подготовка к чтению.

Очаг – место для разведения огня

Покоробятся – станут неровными.

Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.

Род Самаров – очень большая семья (до нескольких сотен)


  1. Чтение сказки.

  • Почему эту историю можно назвать сказкой? (перечислить признаки сказки)

  • 1 часть – Кто главная героиня сказки? Почему ее все любили?

  • 2 часть – Почему Айога стала ленивой? Вопрос учебник с.78.


  • Толковый словарь:

Гордость – хорошее качество, чувство собственного самоуважения.

Гордыня – самовлюбленность, эгоизм.

Эгоист думает только о себе, о своей выгоде.

С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную, эгоистичную девочку?

  • 3 часть – Чтение диалога №1 .

Почему Айога перестала помогать матери? (боялась испортить свою красоту, грубая, дерзкая)

  • 3 часть – Чтение диалога №2 .

Что заметили? (теперь просит дочь, а все ее отговорки возвращаются к ней)

Кто виноват, что Айога стала такой? (она сама + окружение)


Вывод: Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

  • На что обрекают себя самовлюбленные люди? (одиночество). В сказке А.превратилась в гусыню.


Физминутка.

Вы, наверное, устали.

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи,

И как гуси зашипели.

Пошипели, помолчали.

И как зайцы поскакали.

Поскакали, поскакали,

И за кустиком пропали.


  1. Работа в парах: составление синквейна.

Айога.

Самовлюбленная, ленивая, эгоистичная.

Любуется, не помогает, злится, шипит.

Не помогает своей матери.

Одиночество.


  1. Работа в четверках: выбор пословиц к сказке

1 группа: Внимательно прочитайте пословицы. Отметьте карандашом те из них, которые можно отнести к сказке.

Робкого и тень страшит.

Лениться да гулять – добра не видать.

Где ум, там и толк.


2 группа: Каков мастер, такова и работа.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не по виду суди, а по делам смотри.


3 группа: Друг в беде – настоящий друг.

Своя земля и в горсти мила.

Труд человека кормит, а лень портит.


4 группа: У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Хочешь есть пироги, не сиди на печи.


5 группа: Всяк сверчок знай свой шесток.

Не по виду суди, а по делам смотри.

Кто скоро помог, тот дважды помог.


  1. Составление коллажа.

Какие черты характера должен воспитывать в себе человек, чтобы стать успешным и счастливым?


культурный

заботливый

ленивый

эгоистичный

добрый

дружелюбный

злой

грубый

отзывчивый

ловкий

глупый

жадный

целеустремленный

аккуратный

капризный

трусливый

тактичный

выносливый

занудный

коварный

бескорыстный

доброжелательный

бессердечный

высокомерный

общительный

трудолюбивый

корыстный

лицемерный



  1. Рефлексия.

  • Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?

  • А хотелось бы вам, чтобы концовка у сказки была другой?

  • Что должна сделать героиня, чтобы концовка была хорошая?


  1. Домашнее задание.

  1. Придумать хорошую концовку сказки.

  2. Познакомь своих близких с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока на тему "Нравственная проблема в нанайской сказке "Айога"

Автор: Салтыкова Наталья Сергеевна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока "Нравственная проблема в сказке. Нанайская сказка "Айога". 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-nravstviennaia-probliema-v-skazkie-nanaiskaia-skazka-aiogha-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414918234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства