Литературное чтение. 2 класс.
Нравственная проблема в сказке.
Нанайская сказка «Айога»
Цель: понять идею художественного произведения
- Актуализация знаний, постановка темы и задач.
- Мы будем работать над новым произведением. Чтобы узнать его жанр, проведем викторину:
- Волка серого не боюсь, Лисы красной ни капельки, Филина мохноногого- и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне. («Черный омут» С.Козлов)
- Но затем кот задел на вышке лапой какое-то хитросплетение и телевизоры испортились и погасли. («Кот, который умел петь» Люд.Петрушевская)
- А старик и говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет». («Липунюшка» Л.Толстой)
- Какие все эти герои, положительные или отрицательные? (+)
- Так значит сегодня мы опять окунемся в волшебный мир сказки.
- Задачи:
- Мы будем работать над новым произведением. Чтобы узнать его жанр, проведем викторину:
- красиво прочитаем сказку
- определим, какой намек нам делает сказка
- поработаем над характеристикой героев
- будем учиться делать выводы, высказывать и доказывать свою точку зрения.
- Работа по теме урока.
- Учебник с.76, прочитайте мнение Шерлока Холмса «А всегда ли в человеке присутствуют только положительные качества?»
- Сказку какого народа мы будем читать?
- О нанайцах нам расскажет Вавилов Кирилл.
- Подготовка к чтению.
Очаг – место для разведения огня
Покоробятся – станут неровными.
Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.
Род Самаров – очень большая семья (до нескольких сотен)
- Чтение сказки.
- Почему эту историю можно назвать сказкой? (перечислить признаки сказки)
- 1 часть – Кто главная героиня сказки? Почему ее все любили?
- 2 часть – Почему Айога стала ленивой? Вопрос учебник с.78.
- Толковый словарь:
Гордость – хорошее качество, чувство собственного самоуважения.
Гордыня – самовлюбленность, эгоизм.
Эгоист думает только о себе, о своей выгоде.
С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную, эгоистичную девочку?
- 3 часть – Чтение диалога №1 .
Почему Айога перестала помогать матери? (боялась испортить свою красоту, грубая, дерзкая)
- 3 часть – Чтение диалога №2 .
Что заметили? (теперь просит дочь, а все ее отговорки возвращаются к ней)
Кто виноват, что Айога стала такой? (она сама + окружение)
- Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.
- На что обрекают себя самовлюбленные люди? (одиночество). В сказке А.превратилась в гусыню.
1.Вы, наверное, устали.
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И как гуси зашипели.
Пошипели, помолчали.
И как зайцы поскакали.
Поскакали, поскакали,
И за кустиком пропали.
- Работа в парах: составление синквейна.
Самовлюбленная, ленивая, эгоистичная.
Любуется, не помогает, злится, шипит.
Не помогает своей матери.
- Работа в четверках: выбор пословиц к сказке
1 группа: Внимательно прочитайте пословицы. Отметьте карандашом те из них, которые можно отнести к сказке.
Робкого и тень страшит.
Лениться да гулять – добра не видать.
Где ум, там и толк.
2 группа: Каков мастер, такова и работа.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не по виду суди, а по делам смотри.
3 группа: Друг в беде – настоящий друг.
Своя земля и в горсти мила.
Труд человека кормит, а лень портит.
4группа: У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Хочешь есть пироги, не сиди на печи.
5 группа: Всяк сверчок знай свой шесток.
Не по виду суди, а по делам смотри.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
- Составление коллажа.
Какие черты характера должен воспитывать в себе человек, чтобы стать успешным и счастливым?
- Рефлексия.
- Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?
- А хотелось бы вам, чтобы концовка у сказки была другой?
- Что должна сделать героиня, чтобы концовка была хорошая?
- Домашнее задание.
- Придумать хорошую концовку сказки.
- Познакомь своих близких с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.