Тема: В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Цель: познакомить с биографией В.Г.Короленко, с отрывком из произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Развивать навыки выразительного, осмысленного чтения, умение анализировать внутренний мир, составлять словесный портрет, развивать коммуникативные компетенции учащихся.
Воспитывать добродушие, сопереживание, милосердие.
Тип: изучение и первичное закрепление нового материала.
Метод: диалогическое изложение, проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Оборудование: портрет В.Г.Короленко, видеоматериалы,
интерактивная доска.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка д/з (эссе) В.Высоцкий «Песня о друге».
Какова основная мысль произведения?
2.Сообщение цели урока.
Сегодня мы продолжим тему дружбы, милосердия, сопереживания, добродушия и познакомимся с отрывком из произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Этот писатель жил более ста лет назад.
/ Сообщение о писателе /
Так как это произведение написано очень давно, в нём встречаются незнакомые или малознакомые слова. Давайте попробуем объяснить некоторые из них. (Данные толкования взяты из словаря Ожегова)
/Информация на интерактивной доске/
Гнев – чувство сильного возмущения.
Уступчивый - сговорчивый.
Досада – чувство раздражения и неудовлетворения вследствие неудачи.
Достоинство – уважение к себе за лучшие человеческие качества.
Унижение - оскорбление.
Калека – увечный человек.
Ассоциации со словом слепой.
Мама мальчика считала, что мальчику нельзя выходить на улицу, гулять, так как он не такой как все и его могли обидеть. Он все время находился дома. Но приезд ее брата Максима изменил всю жизнь Петрика.
3.Просмотр 1 отрывка. Что вас удивило, какие чувства вызывает эта сцена?
4.Чтение по учебнику с.72, 1 часть.
5.Просмотр 2 отрывка.
Как встретились мальчик и девочка? Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? (Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество).
Как вы думаете, а почему Петрик так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной? А, что вы можете сказать про девочку?
На самом деле хотелось ли Петрику подружиться с девочкой?
6.С.73 2 часть (1-2 абзац). Просмотр 3 отрывка.(до слова Зачем?) Почему девочка испугалась? (Чтение отрывка из текста с.75)
Петрик был рад встрече?
Чтение текста с.75 со слов Он сидел на том же месте….
Впервые мальчик испытал чувство досады, унижения калеки. В первый раз он узнал, что его физический недостаток может вызывать на только сожаление, но и испуг. Почему он заплакал? /Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу/
7.Продолжение чтения текста с.75 1 абзац.
/Продолжение просмотра отрывка/ Какие чувства овладели вами?
8.с.76 со слов Сле-пой?
Как вы думаете, Петрик с девочкой подружились?
Чем закончился рассказ?
9.Просмотр 4 отрывка.
Благодаря дяде Максиму Петрик узнал жизнь, которая ему очень нравилась, несмотря на его ограниченные возможности.
10. Рефлексия.
У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать в паре.
- На доске есть прилагательные, среди которых вы должны выбрать те, которые подходят для характеристики настроения, характера мальчика и девочки.
- Слова на доске:
Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, беспечный, грубый, общительный, милосердный.
Вам на работу 5 минут. Дети заполняют таблицу.
Мальчик (какой?)
Девочка (какая?)
11. Итог урока.
- Что мы с вами сейчас учились делать?
(Составлять характеристику героя, анализируя его настроение)
- Ребята, сравнивая их настроение, их внутренний мир во время первого знакомства, что мы можем сказать?
(Он был разный)
- А почему у мальчика было такое внутреннее состояние?
(Потому что он был слепой и стеснялся этого. Этот недуг не давал ему покоя. И к таким людям надо относиться более трепетно и осторожно.
Мальчику было очень больно говорить о своём недуге.
Ребята, что вы знаете о жизни слепых людей, как им живется?
Вернуться к ассоциациям.
Какова основная мысль произведения?
12.Просмотр видеоролика «Слепой».
Что написала девушка?
- Когда вам будет очень тяжело, вы обижены на друзей, на родителей или на весь мир, вспомните о слепом музыканте, которому было еще хуже, чем вам, но он нашел в себе силы, перестал жалеть себя и научился быть счастливым
13.Д/з с.72-77 выразительно читать по ролям.