kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения В. Г. Короленко "Слепой музыкант"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Цель: познакомить с биографией В.Г.Короленко, с отрывком из произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Развивать навыки выразительного, осмысленного чтения, умение анализировать внутренний мир, составлять словесный портрет,  развивать коммуникативные компетенции учащихся.
Воспитывать добродушие, сопереживание, милосердие.
Тип: изучение и первичное закрепление нового материала.
Метод: диалогическое изложение, проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Оборудование: портрет В.Г.Короленко, видеоматериалы,
             интерактивная доска.                 
                                                Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка д/з (эссе) В.Высоцкий «Песня о друге».
           Какова основная мысль произведения?
2.Сообщение цели урока.
           Сегодня мы продолжим тему дружбы, милосердия, сопереживания, добродушия и познакомимся с отрывком из произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Этот писатель жил более ста лет назад.
           / Сообщение о писателе /
     Так как это произведение написано очень давно, в нём встречаются незнакомые или малознакомые слова. Давайте попробуем объяснить некоторые из них. (Данные толкования взяты из словаря Ожегова)
/Информация на интерактивной доске/

Гнев – чувство сильного возмущения.

Уступчивый - сговорчивый.

Досада – чувство раздражения и неудовлетворения вследствие неудачи.

Достоинство – уважение к себе за лучшие человеческие качества.

Унижение - оскорбление.

Калека – увечный человек.
       Ассоциации со словом слепой.

       Мама мальчика считала, что мальчику нельзя выходить на улицу, гулять, так как он не такой как все и его могли обидеть. Он все время находился дома. Но приезд ее брата Максима изменил всю жизнь Петрика.
      3.Просмотр 1 отрывка. Что вас удивило, какие чувства вызывает эта сцена?
      4.Чтение по учебнику с.72, 1 часть. 
      5.Просмотр 2 отрывка.  
Как встретились мальчик и девочка? Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? (Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество).
 Как вы думаете, а почему Петрик так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной? А, что вы можете сказать про девочку?
На самом деле хотелось ли Петрику подружиться с девочкой?
      6.С.73 2 часть (1-2 абзац). Просмотр 3 отрывка.(до слова Зачем?)                                                                                                                                           Почему девочка испугалась?  (Чтение отрывка из текста с.75)
       Петрик был рад встрече? 
       Чтение текста с.75 со слов Он сидел на том же месте….
       Впервые мальчик испытал чувство досады, унижения калеки. В первый раз он узнал, что его физический недостаток может вызывать на только сожаление, но и испуг. Почему он заплакал? /Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу/
     7.Продолжение чтения текста с.75 1 абзац.
     /Продолжение просмотра отрывка/ Какие чувства овладели вами?
     8.с.76 со слов Сле-пой?
      Как вы думаете, Петрик с девочкой подружились?
      Чем закончился рассказ?
     9.Просмотр 4 отрывка.
          Благодаря дяде Максиму Петрик узнал жизнь, которая ему очень нравилась, несмотря на его ограниченные возможности.

10. Рефлексия.

У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать в паре.

- На доске есть прилагательные, среди которых вы должны выбрать те, которые подходят для характеристики настроения, характера  мальчика и девочки.

- Слова на доске:

Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, беспечный, грубый, общительный, милосердный.

Вам на работу 5 минут. Дети заполняют таблицу.

Мальчик (какой?)

Девочка (какая?)

11. Итог урока.

- Что мы с вами сейчас учились делать?

(Составлять характеристику героя, анализируя его настроение)

- Ребята, сравнивая их настроение, их внутренний мир во время первого знакомства, что мы можем сказать?

(Он был разный)

- А почему у мальчика было такое внутреннее состояние?

(Потому что он был слепой и стеснялся этого. Этот недуг не давал ему покоя. И к таким людям надо относиться более трепетно и осторожно.

Мальчику было очень больно говорить о своём недуге.
         Ребята, что вы знаете о жизни слепых людей, как им живется?
Вернуться к ассоциациям.
         Какова основная мысль произведения?
12.Просмотр видеоролика «Слепой».
         Что написала девушка?
             - Когда вам будет очень тяжело, вы обижены на друзей, на родителей или на весь мир, вспомните о слепом музыканте, которому было еще хуже, чем вам, но он нашел в себе силы, перестал жалеть себя и научился быть счастливым
13.Д/з с.72-77 выразительно читать по ролям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения В. Г. Короленко "Слепой музыкант" »

Предмет: литература
Тема: В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Цель: познакомить с биографией В.Г.Короленко, с отрывком из произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Развивать навыки выразительного, осмысленного чтения, умение анализировать внутренний мир, составлять словесный портрет, развивать коммуникативные компетенции учащихся.
Воспитывать добродушие, сопереживание, милосердие.
Тип: изучение и первичное закрепление нового материала.
Метод: диалогическое изложение, проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Оборудование: портрет В.Г.Короленко, видеоматериалы,
интерактивная доска.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка д/з (эссе) В.Высоцкий «Песня о друге».
Какова основная мысль произведения?
2.Сообщение цели урока.
Сегодня мы продолжим тему дружбы, милосердия, сопереживания, добродушия и познакомимся с отрывком из произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Этот писатель жил более ста лет назад.
/ Сообщение о писателе /
Короленко Владимир Галактионович (1853 - 1922)
Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году в городе Житомире. Его отец был чиновником судебного ведомства и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды чиновников того времени. Мать писателя была дочерью помещика средней руки. В 1868 году отец Короленко умер, оставив семью без всяких средств. В это время будущий писатель был гимназистом 6 класса. Окончив гимназию в 1871 году, Короленко переехал в Петербург и поступил в технологический институт. 2 первых года прошли в тяжелой борьбе с голодом. В 1874 году Короленко уехал в Москву, так как он перешел в Петровскую сельскохозяйственную академию, но окончить её ему не удалось, так как был исключен, а затем выслан за подачу коллективного протеста против полицейского режима, который господствовал в академии. 3 года Короленко прожил в Кронштадте под надзором полиции. В 1877 году он поступает в Петербургский горный институт, но снова высылается сначала в Глазов, потом в Березовые Починки, потом в Восточную Сибирь, и наконец в Пермь. В 1881 году, за отказ дачи присяги новому царю, Короленко был сослан в Якутию. После ссылки Короленко переехал в Нижний Новгород, где и прожил оставшиеся 10 лет жизни

Так как это произведение написано очень давно, в нём встречаются незнакомые или малознакомые слова. Давайте попробуем объяснить некоторые из них. (Данные толкования взяты из словаря Ожегова)
/Информация на интерактивной доске/

Гнев – чувство сильного возмущения.

Уступчивый - сговорчивый.

Досада – чувство раздражения и неудовлетворения вследствие неудачи.

Достоинство – уважение к себе за лучшие человеческие качества.

Унижение - оскорбление.

Калека – увечный человек.
Ассоциации со словом слепой.

Мама мальчика считала, что мальчику нельзя выходить на улицу, гулять, так как он не такой как все и его могли обидеть. Он все время находился дома. Но приезд ее брата Максима изменил всю жизнь Петрика.
3.Просмотр 1 отрывка. Что вас удивило, какие чувства вызывает эта сцена?
4.Чтение по учебнику с.72, 1 часть.
5.Просмотр 2 отрывка.
Как встретились мальчик и девочка? Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? (Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество).
Как вы думаете, а почему Петрик так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной? А, что вы можете сказать про девочку?
На самом деле хотелось ли Петрику подружиться с девочкой?
6.С.73 2 часть (1-2 абзац). Просмотр 3 отрывка.(до слова Зачем?)
Почему девочка испугалась? (Чтение отрывка из текста с.75)
Потом он захотел тем же способом познакомиться и со своей собеседницею, взяв левой рукой девочку за плечо, он правой стал ощупывать её волосы, потом веки и быстро пробежал пальцами по лицу, кое-где останавливаясь и внимательно изучая незнакомые черты.
Все это было сделано так неожиданно и быстро, что девочка, пораженная удивлением, не могла сказать ни слова, она только глядела на него широко открытыми глазами, в которых отражалось чувство, близкое к ужасу. Только теперь она заметила, что в лице ее нового знакомого есть что-то необычное. Глаза мальчика глядели куда-то, без всякого отношения к тому, что он делал, и в них странно переливался отблеск закатывающегося солнца. Все это показалось девочке на одну минуту просто тяжелым кошмаром.
Петрик был рад встрече?
Чтение текста с.75 со слов Он сидел на том же месте…..
Впервые мальчик испытал чувство досады, унижения калеки. В первый раз он узнал, что его физический недостаток может вызывать на только сожаление, но и испуг. Почему он заплакал? /Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу/
7.Продолжение чтения текста с.75 1 абзац.
/Продолжение просмотра отрывка/ Какие чувства овладели вами?
8.с.76 со слов Сле-пой?
Как вы думаете, Петрик с девочкой подружились?
Чем закончился рассказ?
9.Просмотр 4 отрывка.
Благодаря дяде Максиму Петрик узнал жизнь, которая ему очень нравилась, несмотря на его ограниченные возможности.

10. Рефлексия.

У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать в паре.

- На доске есть прилагательные, среди которых вы должны выбрать те, которые подходят для характеристики настроения, характера мальчика и девочки.

- Слова на доске:

Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, беспечный, грубый, общительный, милосердный.

Вам на работу 5 минут. Дети заполняют таблицу.

Мальчик (какой?)

Девочка (какая?)

 

 

Ответы нескольких пар выслушиваются в классе, остальные собирает учитель.

11. Итог урока.

Учитель:

- Что мы с вами сейчас учились делать?

(Составлять характеристику героя, анализируя его настроение)

- Ребята, сравнивая их настроение, их внутренний мир во время первого знакомства, что мы можем сказать?

(Он был разный)

- А почему у мальчика было такое внутреннее состояние?

(Потому что он был слепой и стеснялся этого. Этот недуг не давал ему покоя. И к таким людям надо относиться более трепетно и осторожно.

Мальчику было очень больно говорить о своём недуге.
Ребята, что вы знаете о жизни слепых людей, как им живется?
Вернуться к ассоциациям.
Какова основная мысль произведения?
12.Просмотр видеоролика «Слепой».
Что написала девушка?
- Когда вам будет очень тяжело, вы обижены на друзей, на родителей или на весь мир, вспомните о слепом музыканте, которому было еще хуже, чем вам, но он нашел в себе силы, перестал жалеть себя и научился быть счастливым
13.Д/з с.72-77 выразительно читать по ролям.





4 «Г» класс
СШЛ №5 им.М.Ломоносова
г.Талдыкорган
Алматинская область


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения В. Г. Короленко "Слепой музыкант"

Автор: Ли Светлана Петровна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок литературного чтения В.Г.Короленко "Слепой музыкант""
    ["seo_title"] => string(62) "urok_litieraturnogho_chtieniia_v_g_korolienko_sliepoi_muzykant"
    ["file_id"] => string(6) "391775"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487084401"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Литературное чтение 4 класс."
    ["seo_title"] => string(32) "litieraturnoie_chtieniie_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "456838"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1518450817"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Литературное чтение 4 класс."
    ["seo_title"] => string(34) "litieraturnoie_chtieniie_4_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "456839"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1518450921"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Литература 4 класс "Приёмыш" Мамин Сибиряк "
    ["seo_title"] => string(44) "litieratura-4-klass-priiomysh-mamin-sibiriak"
    ["file_id"] => string(6) "128703"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415551172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства