Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 4 класс.»
Урок по самопознанию. 4 класс. Дата____________________
Учитель: Щимеева Р.Л.
Тема: «Какой Я?»
Цель:- Расширять представления учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития;
- развивать способности анализировать свои чувства, потребность в самопознании и служению обществу;
- воспитывать нравственную культуру к самому себе.
Ресурсы: хрестоматия, цветные карточки
Методы урока: круг радости, чтение, беседа, упражнение, творческая работа, круг от сердца к сердцу.
Ход урока:
Организационный момент.
Круг радости:
Учитель предлагает детям по кругу рассказать о себе, о своих особенных качествах. Учитель приводит пример: Марина – милая, Артур – активный, «Я люблю танцевать» и так далее.
Учитель: Молодцы! В нашем классе все ребята умные, красивые, добрые, веселые, а еще задорные. И самое главное мы с вами все какие?
Мы все разные!
Игра «Чем мы похожи»
- В человеке очень много разных качеств, которые можно сравнивать. В чем-то люди похожи, в чем-то отличаются.
Учитель предлагает учащимся объединиться по следующим признакам:
а) по росту
б) по знаку Зодиака
в) по цвету глаз
Учитель: В каждом человеке можно найти близкие качества, но невозможно найти полностью похожего на себя. Чем глубже узнаешь человека, тем больше понимаешь, какие мы все разные.
Беседа:
А теперь давайте представим, что все вокруг стали похожими друг на друга, как близнецы: у всех одинаковые одежда, прическа, увлечения. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?
Чем отличается один человек от другого?
Каким способностями вы обладаете?
Учитель: (выслушав ответы детей). - У каждого человека есть способности, которые ему очень важно развивать. Изучая свои способности, человек глубже познает себя.
Упражнение выполняется в тетради ученика
- Напишите на лепестках цветка, какими способностями вы хотели бы обладать. (Дети по желанию рассказывают о своих способностях).
Учитель: Человек должен использовать свои способности и таланты для того, чтобы они приносили пользу ему и окружающим.
Чтение учителем притчи «У родника».
Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котел величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник».
Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
- Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течет, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку.
Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чем говорит эта надпись, как я разумею.
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
- Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за все это он ни от кого не ждет награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Попутчики спросили его, что думает он. Юноша ответил так:
- Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но так как вода течет беспрестанно и днем, и ночью, родник остается всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нем отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит эта надпись.
• Как вы считаете, кто из путников был прав? А почему?
• Что значит быть чистым, как родник?
(Ответы учащихся)
Учитель:
- Каким бы по характеру и способностям человек ни был, важно стремиться обладать чистой душой, чистыми помыслами, совершать чистые, т.е. добрые дела.
Игра
Учитель обращается к классу с утверждениями, а те, к кому это относится, поднимаются с места.
- встаньте те, кто:
- занимается спортом;
- играет в куклы;
- любит играть в хоккей;
- является футбольным болельщиком;
- любит аэробику;
- сам стирает свои вещи;
- любит читать;
- умеет вязать;
- любит животных;
- умеет починить сломанный стул;
- ходит в магазин за продуктами;
- умеет танцевать;
- умеет плавать.
Домашнее задание
Предлагается выполнить задание в тетради.
- Напишите письмо самому себе. Опишите свой характер. Чтобы вы хотели бы в нем изменить?
Круг «От сердца к сердцу».
«Цветные карточки».
Ребята у вас на столе лежат две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.