Работа с текстом сказки. 1. Работа с текстом до чтения. 1) Чтение загадки (она написана на доске). Расту червячком, питаюсь листком. Себя обмотаю, потом засыпаю. Не ем, не гляжу, неподвижно лежу. Но вдруг оживаю, свой дом покидаю. – Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) Запись отгадок на доске. – Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать? (Сказку.) 2) Чтение заглавия и фамилии автора. – Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Добавьте подходящее по смыслу слово. (Это «слово».) – Кто так мог сказать? (Гусеница.) 3) Рассматривание иллюстрации. – О какой героине мы узнали? – Где же тут Гусеница? (Превратилась в Бабочку.) – Предположите, чем бы могла закончить клятву Гусеница: «Честное гусеничное слово, что...» 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение сказки детьми вслух (учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором). - Читаем текст, ведем диалог с автором. Валентин БЕРЕСТОВ Честное гусеничное Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Кто считает гусеницу красивой? Каким качеством она обладала?) самоуверенная — До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. (Представили? Вам она кажется красивой?) — Жаль, что никто-никто этого не замечает. (Как вы думаете, почему?) неприметная Но однажды ей повезло. (Что же могло случиться однажды? Ваши предположения) По лугу ходила девочка и собирала цветы. (Вот что случилось, она встретила человека) Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. (В чем была уверена гусеница?) А девочка увидела её и сказала: — Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно! (Ожидала ли гусеница такой реакции? Чего она ждала?) — Ах так! — рассердилась Гусеница. — Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (Серьезное обещание дает гусеница) Дал слово — нужно его держать, даже если ты Гусеница. (Согласны со словами гусеницы?) И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон. (Какой предстает перед нами гусеница?) трудолюбивая — Уф как я устала! — вздохнула Гусеница. — Совершенно замоталась. Что имела в виду Гусеница, говоря, что она совершенно замоталась? (Устала, утомилась и замотала себя шёлковой ниткой; она могла употребить это слово и в прямом, и в переносном смысле.) В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. (Вы догадались, что происходит с гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. (Каким качеством обладала наша героиня?) терпеливая. Но падала она как-то странно — не вниз, а вверх. (Почему она так странно падает?) И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. «Какой ужас! — подумала Гусеница. — Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» И Гусеница упала в траву. (Как вы думаете, что произойдет дальше?) А девочка увидела её и сказала: — Какая красивая! (Какой увидела девочка теперь нашу героиню?) красивая — Вот и верь людям, — ворчала Гусеница. — Сегодня они говорят одно, а завтра — совсем другое. (Гусеница догадывается, в кого она превратилась?) На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? (Автор задает вопрос. Как бы вы ответили на вопрос автора?) Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья. — Ах вот что! — догадалась она. — Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает. (Хвастается ли своей красотой бабочка? Стала ли зазнаваться? Каким она качеством обладает?) скромная И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. Получилась схема: Гусеница | Кокон | Бабочка | самоуверенная | трудолюбивая | красивая | неприметная | терпеливая | скромная | 3. Работа с текстом после чтения. -Давайте посмотрим, как преображается наша героиня на протяжении сказки. Из гусеницы она превращается в кокон, а из кокона в бабочку. - Как выглядела наша героиня, когда была гусеницей? - Изменилась ли она в конце сказки? Как? - А как меняется ее внутренний мир? - Как вы думаете, благодаря каким качествам она смогла измениться? -Прочитайте последние слова бабочки. Что она называет «самым обыкновенным чудом»? (То, что она стала бабочкой) - Где мы уже встречались с этими словами? (Так называется наш раздел) -Где происходят эти чудесные превращения? (В природе) - Что вы сейчас можете назвать самым обыкновенным чудом? (Природа способна творить чудеса) - Что можем рассказать теперь о В. Берестове? 1) Формулирование главной мысли.
4. Рассказ учителя о писателе. – Писателя Валентина Берестова вы больше знаете по стихам. Назовите, если помните, названия известных вам стихотворений поэта... Действительно, это очень разносторонний писатель. Его жизнь сложилась так, что первыми стихами Берестова восхищался Корней Иванович Чуковский, их приветствовал известный поэт Михаил Светлов. Первую книжку стихотворений Берестов издал в 18 лет, а затем вышли сборники его детских стихотворений «Про машину», «Картинки в лужах», «Читалочка», «Идя из школы», «Птичья зарядка» и др. Сегодня вы познакомились с прозаическим творчеством писателя. Но, согласитесь, в его сказке очень много поэтического и мудрого. 3) Деление сказки на части. – В загадке и в сказке – три части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки. Проверка проводится так: читается 3-я часть загадки, затем 1-я часть сказки. Озаглавливание 3-й части сказки. И т.д. Задание 2 в тетради, с. 49. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |