kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе "Доброты начало в душе человеческой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Доброты начало в душе человеческой" в произведении А. Платонова "Цветок на земле".

Цель: Определение главной мысли произведения, выявление авторской позиции.

Задачи:

Обучающая: Совершенствовать умение работать с текстом.

Развивающая: Развивать способности обосновывать сделанные выводы, пополнять словарный запас.

Воспитывающая: Воспитывать желание совершенствовать свой внутренний мир на примере главного героя, формировать интерес к самоанализу.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе "Доброты начало в душе человеческой" »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4

г. Асино Томской области







Урок литературного чтения

по теме: «Доброты начало в душе человеческой»

в произведении А.Платонова «Цветок на земле»

4 класс





Автор разработки: Рудикова Е. М.

учитель начальных классов





Цель: определение главной мысли произведения, выявление авторской позиции.

Задачи:

1.Обучающая: совершенствовать умение работать с текстом.

2.Развивающая: развивать способности обосновывать сделанные выводы, пополнять словарный запас.

3.Воспитывающая: воспитывать желание совершенствовать свой внутренний мир на примере главного героя, формировать интерес к самоанализу.

Оборудование: портрет писателя А.Платонова, выставка книг, компьютерное оборудование, наглядный и раздаточный материал.


Ход урока:


I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Доброты начало в душе человеческой» Слайд №1

Сегодня, когда я шла по улице, немного замёрзла. Но, войдя в школу и почувствовав тепло, забыла о зиме. А, когда перешагнула порог класса, очутилась на поляне, на которой растут прекрасные цветы.

-Почему у меня возникло это волшебное ощущение, поможет вам понять новое произведение, которое написал Андрей Платонов (указать на портрет).


II. Сообщение цели.

-Что вы знаете об этом писателе? (Родился 1 сентября 1899 года, умер в 1951году. Самобытен. Написал много рассказов, повестей о событиях, которые происходили в период Вов (показать выставку книг).

- Произведение, с которым мы будем знакомиться, написано в 1945 году.

-Прочитайте название рассказа. Слайд №2.

- Как вы думаете, о чём это произведение? (О цветке)

-Какие вы знаете цветы?

-Наша цель: выяснить, о каком цветке написал А.Платонов. Слайд № 3.


III. Работа над новым материалом.

1) Первичное знакомство с текстом.

а) Работа над словом.

-Получить разрешение прочитать текст нужно у Магистра русской словесности, который присутствует сегодня на уроке (задание дано на перемене). Дело в том, что Андрей Платонов написал этот рассказ 63 года назад. В то время речь людей немного отличалась от нашей: в ней были слова, которые мы сейчас не употребляем, устаревшие. Кто знает, как они называются? («Архаизмы»- закрыто. На доске напечатаны слова).

Приглашаем выйти Магистра, который пришёл с посланием от составителя толкового словаря В.И.Даля.(Показ учителем словаря). Если у нас возникнут затруднения, он нам поможет. (Дети читают слова по-порядку, объясняют значение. «Магистр» соглашается, либо исправляет ответы).

смежать глаза– сомкнуть, закрыть;

жмурятся (глаза) – сжимаются, закрываются;

нынче – сегодня;

уморился – устал;

отбивать косу – точить, делать острой;

опомнился – очнуться, отойти ото сна;

межа – граница, черта, разделяющая две половины поля;

пытать белый свет – расспрашивать свободный, открытый мир, землю, людей.

осерчал – рассердился).

-Магистр, вы даёте разрешение прочитать рассказ?

б) Чтение текста детьми.

-О каком цветке пишет Платонов?

Если дети затрудняются, дополнительный вопрос:

-О каком главном цветке идёт речь? Прочитайте последний абзац. ( Афоня – главный цветок для дедушки.)


IV.Физ. минутка «Цветок».

-Отдохнём вместе с Афоней. Сначала глаза: «Нарисуем цветок глазами». (Учитель в воздухе рисует цветок, дети следят глазами за рукой), теперь - спина, руки, ноги. (Учитель показывает картинки с изображением движений)


- V. Анализ текста.

в) Выделение главной мысли.

- А сам Афоня хочет быть цветком? Найдите этот отрывок, прочитайте. ( Страница 64, предпоследний абзац)

-Какого цвета видел Афоня цветы и восхищался ими? (Голубые, красные, жёлтые)

-Это какая красота внешняя или внутренняя? (Внешняя)

-Да, это внешняя красота цветов. У людей есть тоже внешняя красота.

- Опишите внешнюю красоту любого человека.

- Платонов описывает внешний вид Афонии? (Нет). Слайд № 4

-Почему он не описывает мальчика? Во время какого исторического события происходит действие рассказа? Где все мужчины? Чем занимаются женщины? Кто остаётся дома? (Идёт война. Все мужчины на фронте, женщины работают в колхозах с утра до вечера. Дома остаются только малые дети да слабые, немощные старики. Голод. Одежды новой нет.)

- Поэтому Афоня и обращает внимание на красоту цветов. Это естественное желание человека быть красивым. Но для автора важно показать внутреннюю красоту Афонии.

-Назовите добрые качества души человеческой. (Честный, смелый…)

-Есть ли добрые качества души человеческой у Афони, мы узнаем, выполнив задание в группах?


VI. Вторичный анализ текста. Работа в группах (Детям раздаются «лепестки» со словами, обозначающими положительные и отрицательные качества человека:

-добрый (хочет узнать у цветов, как сделать жизнь, чтобы дедушка был жив; спасает комарика);

-уважительный (называет родственника «дедушка»; не кричит, будит деда потихоньку; ходит по дому осторожно);

-любознательный (хочет много знать; задаёт вопросы);

-внимательный, многое замечает (рассмотрел у деда в бороде крошки; обратил внимание на руки: как кора на дереве, видны толстые чёрные жилы; увидел в поле у цветов «добрые лица»);

-милосердный к окружающим (собрал лекарственные цветы, унёс в аптеку; не убил комара);

-заботливый ( подарил гребешок; подал квасу; выбрал из бороды деда крошки);

-глупый; -злой; -хитрый; -наглый; -безжалостный; -грубый.

Дети обсуждают, выбирают нужный ответ, обосновывают свой выбор). На доске появляется цветок с положительными качествами.

-Назовите доброе начало у Афони. (Дети зачитывают слова на лепестках.)

-Вот о каком цветке на земле поведал нам Платонов.


VII. Проверка домашнего задания.

(Учитель оборачивается на доску)

-А эти лепестки похожи на цветок? (Нет)

-Мне кажется, что это опавшие лепестки. Давайте разберёмся, с какого цветка они опали.

-Прочитайте эти слова.

-Какому герою из произведения, прочитанного в пятницу, принадлежат эти качества? (Мишка. Ю.Яковлев «Полосатая палка»)

-А почему это Мишка? Он исправился?

- Что способствовало этому? (Случай со слепым).

-Проверим домашнее задание.

-Прочитайте выразительно отрывок, где Мишку мучает совесть.

-Ребята, каждый человек рождается цветком на земле, в том числе и Афоня, и Мишка. У Афонии лепестки только доброго начала, а у Миши и лепестки - добрые качества, и лепестки – злые качества. Злые лепестки мешали Мише стать добрым. Произошёл случай- встреча со слепым человеком, и добрые лепестки побороли зло. Доброты начало победило, ведь добро всегда побеждает зло. Злые лепестки опали. Уберём их. Мишка стал добрым.

Вывод - главная мысль. Слайд № 5.

- Возвращаемся к началу урока. «Доброты начало в душе человеческой» есть в каждом из нас? И каждый человек – это цветок земли. Но у одних людей есть только лепестки доброты, как у Афони. У других, как у Миши, – есть и злые, и добрые, но добро всё равно побеждает.


VIII. Подведение итогов урока.

-Учитель читает стихотворение:


Всё серые, карие, синие глазки

Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

- Эту доброту и тепло я почувствовала, войдя в школу.

-Перешагнув порог класса, очутилась…(на поляне, на которой растут прекрасные цветы).

-Почему, ребята, у меня возникло это волшебное чувство? (Каждого из вас я увидела цветком с раскрывшимися добрыми лепестками).

-Кем вы являетесь на земле? Что вы об этом расскажите родителям?


Домашнее задание.

- От меня и от Афонии вам задание: дома подумайте, какие у вас есть добрые качества.

-Нарисуйте свой цветок и расскажите о себе.

-За такие качества, как любознательность, трудолюбие, усердие ребята получат отметки.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе "Доброты начало в душе человеческой"

Автор: Рудикова Елена Михайловна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Урок пресс- конференция  с «героями».  Андрей Платонович Платонов (Климентов) «На заре туманной юности» "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-priess-konfierientsiia-s-ghieroiami-andriei-platonovich-platonov-klimientov-na-zarie-tumannoi-iunosti"
    ["file_id"] => string(6) "243873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445846309"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Зло мгновенно в этом мире – Неизбывна доброта(по повести  Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)"
    ["seo_title"] => string(105) "zlo-mghnovienno-v-etom-mirie-nieizbyvna-dobrota-po-poviesti-g-n-troiepol-skogho-bielyi-bim-chiernoie-ukho"
    ["file_id"] => string(6) "254531"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447774930"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка урока: Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»"
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaviechnaiatiemaiskusstvamirazastupnitsamatiervsiepietaia"
    ["file_id"] => string(6) "278364"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057423"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Сочинение – рассуждение по данному началу "
    ["seo_title"] => string(46) "sochinieniie-rassuzhdieniie-po-dannomu-nachalu"
    ["file_id"] => string(6) "198290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428391876"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект открытого урока по литературе на тему "Волшебный мир Хогвартса" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-volshiebnyi-mir-khoghvartsa"
    ["file_id"] => string(6) "232174"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442763580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1640 руб.
2530 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства