Цель урока: научить понимать волшебное в сказках, анализировать и сопоставлять увиденный и прочитанный материал; продолжить работу над умением характеризовать литературного героя, развивать творческие способности детей; прививать интерес к чтению произведений, показать важность понятий «любовь», «дружба».
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Дж. Роулинг, иллюстрации к произведению, распечатанные названия команд (соответствуют названиям факультетов), разноцветные жетоны, медальки для награждения команд и активных участников, «волшебная» шляпа.
Ход урока
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны смелые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
В. Берестов
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Мотивация учебной деятельности.
На протяжении многих уроков мы говорили о сказках. Знаем, что сказки бывают народные и авторские.
-К какому же виду сказок отнесем историю о Гарри Поттере?
Сказка о Гарри Поттере похожа на все другие и отлична от всех. Это сказка о правде и дружбе, о долге оставаться человеком даже в волшебном мире.
Ни одна книга не всколыхнула детскую литературу настолько, насколько это сделал «Гарри Поттер». Эта книга открыла для детей (да и для многих взрослых!) целый мир приключений, где волшебство и магия –обычное дело.
Коротко биография автора
Джоанна Ролинг родилась в Англии в 1965 году. В детстве Джоана любила рассказывать истории. А свою первую сказку написала, когда ей было всего 5 или 6 лет.
Это была сказка о кролике по имени Кролик, который болел корью, и к нему приходили в гости друзья с гигантской пчелой по имени Мисс Пчела.
В школе Джоанна была тихой, веснушчатой, близорукой и ужасно неспортивной. Её любимые предметы – английский и другие языки.
Она обычно рассказывала истории своим друзьям, где все они совершали смелые и героические поступки, на которые не решились бы в реальной жизни.
Сразу после школы Джоанна поступила в университет, где изучала французский.
По окончании университета Ролинг работала преподавателем английского языка во Франции, в Португалии, затем в Англии.
В 1997 году была опубликована её книга «Гарри Поттер и Камень Волшебника». Эта книга сразу же стала одной из самых популярных во всём мире.
Эта книга заставляет задуматься над тем, что самое главное в жизни – это любовь близких, дружба и доброта. Книга о ваших сверстниках, которые очень любят свою необычную школу, с глубоким уважением относятся к преподавателям.
По книге Ролинг снят фильм о мальчике-волшебнике. Вероятно, вы видели его и полюбили героев. Но поверьте, книгу читать гораздо интереснее. Мы многое узнаём о стране, в которой происходят события.
Откройте эту книгу – и вы окунётесь в мир чародейства и волшебства.
4.Работа над темой урока.
- Давайте вспомним начало удивительной истории о мальчике-волшебнике.
Краткий пересказ первых глав книги (подготовленный ученик)
Звёздное небо этой ночью не предвещало тех таинственных событий, которые вскоре произошли.
Когда на Тисовой улице все заснули, показался мотоцикл с огромным наездником. Около дома №4 его уже ожидала странная полосатая кошка и какой-то человек в зелёной мантии.
Великан Хагрид оставил возле двери дома №4 завёрнутый в одеяло свёрток. В свёртке лежал младенец. Гарри Поттер – мальчик, который выжил!
Следующие 11 лет Гарри жил со своими приёмными родителями до того дня, когда он получил письмо-приглашение в Хогвартс – школу Магии и Колдовства.
В Лондоне на вокзале Кинг-Кросс на платформе 9 ¾ Гарри сел в поезд до Хогвартса.
Учитель
Вопросы к классу
- Почему Гарри называли мальчиком, который выжил?
-Происходили ли с ним какие-либо странные случаи, особенно, когда он чего-либо боялся или злился?
-Почему Гарри пришлось жить у Дурслей, хотя те его и не любили?
-Чего очень боялись Дурсли?
Итак, Гарри оказался волшебником. Он отправился в школу магии и колдовства. Давайте и мы посетим эту необычную школу.
Учитель: Знаете ли вы, что факультет Гарри, Гриффиндор, в переводе с французского означает «золотой грифон»? Это подходящее название для факультета, студентов которого отличают храбрость и доблесть.
Грифоны – это волшебные существа, наполовину львы, наполовину орлы. Родом они из Индии, где охраняли огромные сокровишницы с золотом. Главные достоинства грифона – бдительность, храбрость и сила.
А ещё внимательный читатель знает, что ключи к характерам героев Ролинг часто бывают скрыты в именах, которые она им выбирает. Так, Драго, заклятый враг Гарри, получил свое имя от латинского слова draco (дракон), что означает «змея».
Однажды поклонник творчества Ролинг спросил её о происхождении какой-то фразы из её книги. И знаете, что она ответила? «Иди и поищи. Маленькое исследование любому пойдёт на пользу». Давайте и мы совершим такое маленькое исследование. Мы отправимся на урок волшебных заклинаний.
В отличие от многих школ, в Хогвартсе, по-видимому, не придают особого значения изучению иностранных языков. Но есть один язык, с которым встречаются даже ученики-первокурсники,- это латынь. А знаете ли вы, что многие английские слова имеют латинские корни? Девиз Хогвартса тоже латинский: “Draco dormiens nunquam titillandus” ( «Никогда не щекочи спящего дракона»).
Многие заговоры и заклинания происходят от латинских слов, обозначающих желаемый результат колдовства. Так, например, «люмос» - заклинание, благодаря которому на конце волшебной палочки вспыхивает свет,- созвучно с латинским словом lux, означающим «свет». «Нокс» - заклинание, гасящее свет,- это латинское слово, означающее «ночь».
«Апарекиум» - заставляет невидимые чернила проявляться. «Репаро» - восстанавливает, чинит вещи.
А какие заклинания знаете вы?
5.Закрепление знаний.
- Найдите в книге то место, где описывается первое знакомство со Шляпой (чтение песни)
Может быть, я некрасива на вид,
Но строго меня не судите.
Ведь шляпы умнее меня не найти,
Что вы там ни говорите.
Все помыслы ваши я вижу насквозь,
Не скрыть от меня ничего.
Наденьте меня, и я вам сообщу,
С кем учиться вам суждено.
Быть может, вас ждёт Гриффиндор, славный тем,
Что учатся там храбрецы.
Сердца их отваги и силы полны,
К тому ж благородны они.
А может быть, Пуффендуй ваша судьба,
Там, где никто не боится труда,
Где преданны все, и верны,
И терпенья с упорством полны.
А если с мозгами в порядке у вас,
Вас к знаниям тянет давно,
Есть юмор и силы гранит грызть наук,
То путь ваш – за стол Когтевран.
Быть может в Слизерине вам суждено
Найти своих лучших друзей.
Там хитрецы к своей цели идут, никаких не стесняясь путей.
Не бойтесь меня, надевайте смелей.
И вашу судьбу предскажу я верней.
Учитель литературы. А теперь представьте, что вас принимают в школу Хогвартс, и у вас появилась возможность выбрать факультет. Что предпочтёте вы? Почему?
Ученики:……….
( Учитель подходит к ученикам, надевает шляпу)
Учитель: Ваш выбор понятен, но шляпа не со всеми из вас согласна.
(Делятся на 3 группы по рядам)
Конкурс
1 этап Викторина (вопросы задаются командам по очереди)
· С каким животным разговаривал Гарри Поттер в зоопарке? (Змей)
· Где находилась комната Гарри Поттера в доме его дяди? (Каморка под лестницей)
· Кто приносил письма Гарри Поттеру? (Cова)
· Что делал с письмами дядя Гарри Поттера? (Cжигал)
· Сколько лет исполнилось Гарри Поттеру, когда он узнал, что он волшебник? (11)
· Как волшебник наказал семью Гарри Поттера за обман? (Хвостик у сына)
· На чем Гарри Поттер отправился в школу? (На экспрессе)
· Что должны были иметь при себе все учащиеся Хоргварда? (Стандартный костюм, сова, кошка, хомяк)
· Кто помог Гарри Поттеру подготовиться к школе? (Айгред)
· Через кирпичную или деревянную стену прошли на платформу Гарри Поттер и Хайгред? (Кирпичную)
· Кто работал в банке? (Гоблины)
· Сову, кошку или крысу подарил Хайгред Гарри Поттеру? (Сову)
12Почему Гарри Поттер был знаменит и его имя все знали? (Он противостоял злому волшебнику)
13Как познакомились Гарри Поттер и Рон? (Платформа, Ром пришел в купе к Гарри Поттеру, так как не было мест)
14. Какой формы шрам на лбу у Г. Поттера (Молния)
15. На каком факультете учился Г. Поттер? (Гриффиндор)
16. Основное, самое быстрое, средство передвижения волшебников (Метла)
17. Кто приносит почту волшебникам (сова).
18. Как называется игра, в которую играют в воздухе на метлах? (Квиддич)
19. Кто охранял философский камень в школе Хогвартс (Трехголовый пес)
21. Как называется переулок, в котором можно купить любые волшебные предметы (Косой переулок)
22. Сколько факультетов в Хогварсте (4)
23. Кто распределяет учеников по факультетам? (Волшебная шляпа)
24. Какой самый необыкновенный подарок получил ГП? (Мантию-невидимку).
2этап - Какая из команд назовет больше заклинаний (По очереди команды называют заклинания).
3 этап – «Узнай героя» Словесно описать героя, чтобы другие команды догадались, о ком идет речь.
За правильные ответы команда получает жетоны, которые в конце 3х этапов подсчитываются. Команда, набравшая большее количество жетонов (баллов) считается победителем. Учитель награждает команды медальками (1,2,3 место), а также наиболее активных учащихся медальками за активность.
6.Итог урока.
Мы познакомились с книгой английской писательницы Джоан Ролинг о Гарри Поттере. В сказке мы увидели любовь к родным местам, к английскому фольклору, умение ценить доброту, честность, любовь ближних, а не только грубую силу и изворотливость.
Успех Гарри Поттера не случаен, это хорошо знакомая сказка о вечной борьбе между добром и злом. Необыкновенные приключения фантастические персонажи, завораживающие чудеса и герои дети. Эти герои учатся понимать, кто чего достоин, учатся «называть вещи своими именами» и, наконец, учатся серьезно относиться к учебе как к большому и необходимому труду.
Какие же человеческие ценности важны в книге Дж.Роулинг?
Заключительные слова учителя:
Всем на свете, наконец,
Нам напомнить нужно:
Ежедневно сто чудес
Совершает дружба!
Объяснить нам не сумел
Ни один учебник:
Тот, кто честен, добр и смел,
Тот и есть волшебник!