kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по литературе на тему "Волшебный мир Хогвартса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научить понимать волшебное в сказках, анализировать и сопоставлять увиденный и прочитанный материал; продолжить работу над умением характеризовать литературного героя, развивать творческие способности  детей; прививать интерес к чтению произведений, показать важность понятий «любовь», «дружба».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Дж. Роулинг, иллюстрации к произведению, распечатанные названия команд (соответствуют названиям факультетов), разноцветные жетоны, медальки для награждения команд и активных участников, «волшебная» шляпа.

Ход урока

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны смелые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

                                          В. Берестов

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.  
  3. Мотивация учебной деятельности.

На протяжении многих уроков мы говорили о сказках. Знаем, что сказки бывают народные и авторские.

          -К какому же виду сказок отнесем историю о Гарри Поттере?

Сказка о Гарри Поттере похожа на все другие и отлична от всех. Это сказка о правде и дружбе, о долге оставаться человеком даже в волшебном мире.

Ни одна книга не всколыхнула детскую литературу настолько, насколько это сделал «Гарри Поттер». Эта книга открыла  для детей (да и для многих взрослых!) целый мир приключений, где волшебство и магия –обычное дело.

Коротко биография автора

Джоанна Ролинг родилась в Англии в 1965 году. В детстве Джоана любила рассказывать истории. А свою первую сказку написала, когда ей было всего 5 или 6 лет.

Это была сказка о кролике по имени Кролик, который болел корью, и к нему приходили в гости друзья с гигантской пчелой по имени Мисс Пчела.

В школе Джоанна была тихой, веснушчатой, близорукой и ужасно неспортивной. Её любимые предметы – английский и другие языки.

Она обычно рассказывала истории своим друзьям, где все они совершали смелые и героические поступки, на которые не решились бы в реальной жизни.

Сразу после школы  Джоанна поступила в университет, где изучала французский.

 По окончании университета  Ролинг работала преподавателем английского языка во Франции, в Португалии, затем в Англии.

 В 1997 году была опубликована её книга «Гарри Поттер и Камень Волшебника». Эта книга сразу же стала одной из самых популярных во всём мире.

Эта книга заставляет задуматься над тем, что самое главное в жизни – это  любовь близких, дружба и доброта. Книга о ваших сверстниках, которые очень любят свою необычную школу, с глубоким уважением относятся к преподавателям.

По книге Ролинг снят фильм о мальчике-волшебнике. Вероятно, вы видели его и полюбили героев. Но поверьте, книгу читать гораздо интереснее. Мы многое узнаём о стране, в которой происходят события.

Откройте эту книгу – и вы  окунётесь в мир чародейства и волшебства.

4.Работа над темой урока.

- Давайте вспомним начало удивительной истории о мальчике-волшебнике.

Краткий пересказ первых глав книги (подготовленный ученик)

      Звёздное небо этой ночью не предвещало тех таинственных событий, которые вскоре произошли.

   Когда на Тисовой улице все заснули, показался мотоцикл с огромным наездником. Около дома №4 его уже ожидала странная полосатая кошка и какой-то человек в зелёной мантии.

       Великан Хагрид оставил возле двери дома №4 завёрнутый в одеяло свёрток. В свёртке лежал младенец. Гарри Поттер – мальчик, который выжил!

     Следующие 11 лет Гарри жил со своими приёмными родителями до того дня, когда он получил письмо-приглашение в Хогвартс – школу Магии и Колдовства.

       В Лондоне на вокзале Кинг-Кросс на платформе 9 ¾  Гарри сел в поезд до Хогвартса.

Учитель

Вопросы к классу

     - Почему Гарри называли мальчиком, который выжил?

     -Происходили ли с ним какие-либо странные случаи, особенно, когда он чего-либо боялся или злился?

      -Почему Гарри пришлось жить у Дурслей, хотя те его и не любили?

      -Чего очень боялись Дурсли?

    Итак, Гарри оказался волшебником. Он отправился в школу магии и колдовства. Давайте и мы посетим эту необычную школу.

Учитель:  Знаете ли вы, что факультет Гарри, Гриффиндор, в переводе с французского означает «золотой грифон»? Это подходящее название для факультета, студентов которого отличают храбрость и доблесть.

Грифоны – это волшебные существа, наполовину львы, наполовину орлы. Родом они из Индии, где охраняли огромные сокровишницы с золотом. Главные достоинства грифона – бдительность, храбрость и сила.

        А ещё внимательный читатель знает, что ключи к характерам героев Ролинг часто бывают скрыты в именах, которые она им выбирает. Так, Драго, заклятый враг Гарри, получил свое имя от латинского слова draco (дракон), что означает «змея».

      Однажды поклонник творчества Ролинг спросил её о происхождении какой-то фразы из её книги. И знаете, что она ответила? «Иди и поищи. Маленькое исследование любому пойдёт на пользу». Давайте и мы совершим такое маленькое исследование. Мы  отправимся на урок волшебных заклинаний.

В отличие от многих школ, в Хогвартсе, по-видимому, не придают особого значения изучению иностранных языков. Но есть один язык, с которым встречаются даже ученики-первокурсники,- это латынь. А знаете ли вы, что многие английские слова  имеют латинские корни? Девиз Хогвартса тоже латинский: “Draco dormiens nunquam titillandus” ( «Никогда не щекочи спящего дракона»).

 Многие заговоры и заклинания происходят от латинских слов, обозначающих желаемый результат колдовства. Так, например, «люмос» - заклинание, благодаря которому на конце волшебной палочки вспыхивает свет,- созвучно с латинским словом lux, означающим «свет». «Нокс» - заклинание, гасящее свет,- это латинское слово, означающее «ночь».

«Апарекиум» - заставляет невидимые чернила проявляться. «Репаро» - восстанавливает, чинит вещи.  

А какие заклинания знаете вы? 

5.Закрепление знаний.

 - Найдите в книге то место, где описывается первое знакомство со Шляпой (чтение песни)

Может быть, я некрасива на вид,

Но строго меня не судите.

Ведь шляпы умнее меня не найти,

Что вы там ни говорите.

Все помыслы ваши я вижу насквозь,

Не скрыть от меня ничего.

Наденьте меня, и я вам сообщу,

С кем учиться вам суждено.

Быть может, вас ждёт Гриффиндор, славный тем,

Что учатся там храбрецы.

Сердца их отваги и силы полны,

К тому ж благородны они.

А может быть, Пуффендуй ваша судьба,

Там, где никто не боится труда,

Где преданны все, и верны,

И терпенья с упорством полны.

А если с мозгами в порядке у вас,

Вас к знаниям тянет давно,

Есть юмор и силы гранит грызть наук,

То путь ваш – за стол Когтевран.

Быть может в Слизерине вам суждено

Найти своих лучших друзей.

Там хитрецы к своей цели идут, никаких не стесняясь путей.

Не бойтесь меня, надевайте смелей.

И вашу судьбу предскажу я верней.

Учитель литературы.  А теперь представьте, что вас принимают в школу Хогвартс, и у вас появилась возможность выбрать факультет. Что предпочтёте вы? Почему?

Ученики:……….

( Учитель подходит к ученикам, надевает шляпу)

Учитель: Ваш выбор понятен, но шляпа не со всеми из вас согласна.

(Делятся на 3 группы по рядам)

Конкурс

1 этап Викторина (вопросы задаются командам по очереди)

·         С каким животным разговаривал Гарри Поттер в зоопарке? (Змей)

·         Где находилась комната Гарри Поттера в доме его дяди? (Каморка под лестницей)

·         Кто приносил письма Гарри Поттеру? (Cова)

·         Что делал с письмами дядя Гарри Поттера? (Cжигал)

·         Сколько лет исполнилось Гарри Поттеру, когда он узнал, что он волшебник? (11)

·         Как волшебник наказал семью Гарри Поттера за обман? (Хвостик у сына)

·         На чем Гарри Поттер отправился в школу? (На экспрессе)

·         Что должны были иметь при себе все учащиеся Хоргварда? (Стандартный костюм, сова, кошка, хомяк)

·         Кто помог Гарри Поттеру подготовиться к школе? (Айгред)

·         Через кирпичную или деревянную стену прошли на платформу Гарри Поттер и Хайгред? (Кирпичную)

·         Кто работал в банке? (Гоблины)

·         Сову, кошку или крысу подарил Хайгред Гарри Поттеру? (Сову)

12Почему Гарри Поттер был знаменит и его имя все знали? (Он противостоял злому волшебнику)

13Как познакомились Гарри Поттер и Рон? (Платформа, Ром пришел в купе к Гарри Поттеру, так как не было мест)

14. Какой формы шрам на лбу у Г. Поттера (Молния)
15. На каком факультете учился Г. Поттер? (Гриффиндор)
16. Основное, самое быстрое, средство передвижения волшебников (Метла)
17. Кто приносит почту волшебникам (сова).
18. Как называется игра, в которую играют в воздухе на метлах? (Квиддич)
19. Кто охранял философский камень в школе Хогвартс (Трехголовый пес)
21. Как называется переулок, в котором можно купить любые волшебные предметы (Косой переулок)
22. Сколько факультетов в Хогварсте (4)
23. Кто распределяет учеников по факультетам? (Волшебная шляпа)
24. Какой самый необыкновенный подарок получил ГП? (Мантию-невидимку).
 

2этап  - Какая из команд назовет больше заклинаний (По очереди команды называют заклинания).

3 этап – «Узнай героя» Словесно описать героя, чтобы другие команды догадались, о ком идет речь.

За правильные ответы команда получает жетоны, которые в конце 3х этапов подсчитываются. Команда, набравшая большее количество жетонов (баллов) считается победителем. Учитель награждает команды медальками (1,2,3 место), а также наиболее активных учащихся медальками за активность.
 

6.Итог урока.
   Мы познакомились с книгой английской писательницы Джоан Ролинг о Гарри Поттере. В сказке мы увидели любовь к родным местам, к английскому фольклору,  умение ценить доброту, честность, любовь ближних, а не только грубую силу и изворотливость.

 Успех Гарри Поттера не случаен, это хорошо знакомая сказка о вечной борьбе между добром и злом. Необыкновенные приключения фантастические персонажи, завораживающие чудеса и герои дети. Эти герои учатся понимать, кто чего достоин, учатся «называть вещи своими именами» и, наконец, учатся серьезно относиться к учебе как к большому и необходимому труду.
 Какие же человеческие ценности важны в книге Дж.Роулинг?

Заключительные слова учителя:

Всем на свете, наконец,

Нам напомнить нужно:

Ежедневно сто чудес

Совершает дружба!

Объяснить нам не сумел

Ни один учебник:

Тот, кто честен, добр и смел,

Тот и есть волшебник!

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе на тему "Волшебный мир Хогвартса" »


Открытый урок по Литературе 5 класс

Тема: «Волшебный мир Хогвартса»

по книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

         

 Цель урока: научить понимать волшебное в сказках, анализировать и сопоставлять увиденный и прочитанный материал; продолжить работу над умением характеризовать литературного героя, развивать творческие способности детей; прививать интерес к чтению произведений, показать важность понятий «любовь», «дружба».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Дж. Роулинг, иллюстрации к произведению, распечатанные названия команд (соответствуют названиям факультетов), разноцветные жетоны, медальки для награждения команд и активных участников, «волшебная» шляпа.

Ход урока

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны смелые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

                                          В. Берестов


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.  

  3. Мотивация учебной деятельности.

На протяжении многих уроков мы говорили о сказках. Знаем, что сказки бывают народные и авторские.

       

   -К какому же виду сказок отнесем историю о Гарри Поттере?

 

Сказка о Гарри Поттере похожа на все другие и отлична от всех. Это сказка о правде и дружбе, о долге оставаться человеком даже в волшебном мире.

Ни одна книга не всколыхнула детскую литературу настолько, насколько это сделал «Гарри Поттер». Эта книга открыла  для детей (да и для многих взрослых!) целый мир приключений, где волшебство и магия –обычное дело.

Коротко биография автора

Джоанна Ролинг родилась в Англии в 1965 году. В детстве Джоана любила рассказывать истории. А свою первую сказку написала, когда ей было всего 5 или 6 лет.

Это была сказка о кролике по имени Кролик, который болел корью, и к нему приходили в гости друзья с гигантской пчелой по имени Мисс Пчела.

В школе Джоанна была тихой, веснушчатой, близорукой и ужасно неспортивной. Её любимые предметы – английский и другие языки.

Она обычно рассказывала истории своим друзьям, где все они совершали смелые и героические поступки, на которые не решились бы в реальной жизни.

Сразу после школы  Джоанна поступила в университет, где изучала французский.

 По окончании университета  Ролинг работала преподавателем английского языка во Франции, в Португалии, затем в Англии.

 В 1997 году была опубликована её книга «Гарри Поттер и Камень Волшебника». Эта книга сразу же стала одной из самых популярных во всём мире.

Эта книга заставляет задуматься над тем, что самое главное в жизни – это  любовь близких, дружба и доброта. Книга о ваших сверстниках, которые очень любят свою необычную школу, с глубоким уважением относятся к преподавателям.

По книге Ролинг снят фильм о мальчике-волшебнике. Вероятно, вы видели его и полюбили героев. Но поверьте, книгу читать гораздо интереснее. Мы многое узнаём о стране, в которой происходят события.

Откройте эту книгу – и вы  окунётесь в мир чародейства и волшебства.

4.Работа над темой урока.

- Давайте вспомним начало удивительной истории о мальчике-волшебнике.

Краткий пересказ первых глав книги (подготовленный ученик)

      Звёздное небо этой ночью не предвещало тех таинственных событий, которые вскоре произошли.

   Когда на Тисовой улице все заснули, показался мотоцикл с огромным наездником. Около дома №4 его уже ожидала странная полосатая кошка и какой-то человек в зелёной мантии.

       Великан Хагрид оставил возле двери дома №4 завёрнутый в одеяло свёрток. В свёртке лежал младенец. Гарри Поттер – мальчик, который выжил!

     Следующие 11 лет Гарри жил со своими приёмными родителями до того дня, когда он получил письмо-приглашение в Хогвартс – школу Магии и Колдовства.

       В Лондоне на вокзале Кинг-Кросс на платформе 9 ¾  Гарри сел в поезд до Хогвартса.

Учитель

Вопросы к классу

     - Почему Гарри называли мальчиком, который выжил?

     -Происходили ли с ним какие-либо странные случаи, особенно, когда он чего-либо боялся или злился?

      -Почему Гарри пришлось жить у Дурслей, хотя те его и не любили?

      -Чего очень боялись Дурсли?

    Итак, Гарри оказался волшебником. Он отправился в школу магии и колдовства. Давайте и мы посетим эту необычную школу.

Учитель:  Знаете ли вы, что факультет Гарри, Гриффиндор, в переводе с французского означает «золотой грифон»? Это подходящее название для факультета, студентов которого отличают храбрость и доблесть.

Грифоны – это волшебные существа, наполовину львы, наполовину орлы. Родом они из Индии, где охраняли огромные сокровишницы с золотом. Главные достоинства грифона – бдительность, храбрость и сила.

        А ещё внимательный читатель знает, что ключи к характерам героев Ролинг часто бывают скрыты в именах, которые она им выбирает. Так , Драго, заклятый враг Гарри, получил свое имя от латинского слова draco (дракон), что означает «змея».

      Однажды поклонник творчества Ролинг спросил её о происхождении какой-то фразы из её книги. И знаете, что она ответила? «Иди и поищи. Маленькое исследование любому пойдёт на пользу». Давайте и мы совершим такое маленькое исследование. Мы  отправимся на урок волшебных заклинаний.

В отличие от многих школ, в Хогвартсе, по-видимому, не придают особого значения изучению иностранных языков. Но есть один язык, с которым встречаются даже ученики-первокурсники,- это латынь. А знаете ли вы, что многие английские слова имеют латинские корни? Девиз Хогвартса тоже латинский: “Draco dormiens nunquam titillandus” ( «Никогда не щекочи спящего дракона»).

 Многие заговоры и заклинания происходят от латинских слов, обозначающих желаемый результат колдовства. Так, например, «люмос» - заклинание, благодаря которому на конце волшебной палочки вспыхивает свет,- созвучно с латинским словом lux, означающим «свет». «Нокс» - заклинание, гасящее свет,- это латинское слово, означающее «ночь».

«Апарекиум» - заставляет невидимые чернила проявляться. «Репаро» - восстанавливает, чинит вещи.  

А какие заклинания знаете вы? 

5.Закрепление знаний.

 - Найдите в книге то место, где описывается первое знакомство со Шляпой (чтение песни)

Может быть, я некрасива на вид,

Но строго меня не судите.

Ведь шляпы умнее меня не найти,

Что вы там ни говорите.

Все помыслы ваши я вижу насквозь,

Не скрыть от меня ничего.

Наденьте меня, и я вам сообщу,

С кем учиться вам суждено.

Быть может, вас ждёт Гриффиндор, славный тем,

Что учатся там храбрецы.

Сердца их отваги и силы полны,

К тому ж благородны они.

А может быть, Пуффендуй ваша судьба,

Там, где никто не боится труда,

Где преданны все, и верны,

И терпенья с упорством полны.

А если с мозгами в порядке у вас,

Вас к знаниям тянет давно,

Есть юмор и силы гранит грызть наук,

То путь ваш – за стол Когтевран.

Быть может в Слизерине вам суждено

Найти своих лучших друзей.

Там хитрецы к своей цели идут, никаких не стесняясь путей.

Не бойтесь меня, надевайте смелей.

И вашу судьбу предскажу я верней.

Учитель литературы.  А теперь представьте, что вас принимают в школу Хогвартс, и у вас появилась возможность выбрать факультет. Что предпочтёте вы? Почему?

Ученики:………..

( Учитель подходит к ученикам, надевает шляпу)

Учитель: Ваш выбор понятен, но шляпа не со всеми из вас согласна.

(Делятся на 3 группы по рядам)

Конкурс

1 этап Викторина (вопросы задаются командам по очереди)

  • С каким животным разговаривал Гарри Поттер в зоопарке? (Змей)

  • Где находилась комната Гарри Поттера в доме его дяди? (Каморка под лестницей)

  • Кто приносил письма Гарри Поттеру? (Cова)

  • Что делал с письмами дядя Гарри Поттера? (Cжигал)

  • Сколько лет исполнилось Гарри Поттеру, когда он узнал, что он волшебник? (11)

  • Как волшебник наказал семью Гарри Поттера за обман? (Хвостик у сына)

  • На чем Гарри Поттер отправился в школу? (На экспрессе)

  • Что должны были иметь при себе все учащиеся Хоргварда? (Стандартный костюм, сова, кошка, хомяк)

  • Кто помог Гарри Поттеру подготовиться к школе? (Айгред)

  • Через кирпичную или деревянную стену прошли на платформу Гарри Поттер и Хайгред? (Кирпичную)

  • Кто работал в банке? (Гоблины)

  • Сову, кошку или крысу подарил Хайгред Гарри Поттеру? (Сову)

12Почему Гарри Поттер был знаменит и его имя все знали? (Он противостоял злому волшебнику)

13Как познакомились Гарри Поттер и Рон? (Платформа, Ром пришел в купе к Гарри Поттеру, так как не было мест)

14. Какой формы шрам на лбу у Г. Поттера (Молния)
15. На каком факультете учился Г. Поттер? (Гриффиндор)
16. Основное, самое быстрое, средство передвижения волшебников (Метла)
17. Кто приносит почту волшебникам (сова).
18. Как называется игра, в которую играют в воздухе на метлах? (Квиддич)
19. Кто охранял философский камень в школе Хогвартс (Трехголовый пес)
21. Как называется переулок, в котором можно купить любые волшебные предметы (Косой переулок)
22. Сколько факультетов в Хогварсте (4)
23. Кто распределяет учеников по факультетам? (Волшебная шляпа)
24. Какой самый необыкновенный подарок получил ГП? (Мантию-невидимку).

2этап - Какая из команд назовет больше заклинаний (По очереди команды называют заклинания).

3 этап – «Узнай героя» Словесно описать героя, чтобы другие команды догадались, о ком идет речь.

За правильные ответы команда получает жетоны, которые в конце 3х этапов подсчитываются. Команда, набравшая большее количество жетонов (баллов) считается победителем. Учитель награждает команды медальками (1,2,3 место), а также наиболее активных учащихся медальками за активность.



6.Итог урока.
   Мы познакомились с книгой английской писательницы Джоан Ролинг о Гарри Поттере. В сказке мы увидели любовь к родным местам, к английскому фольклору,  умение ценить доброту, честность, любовь ближних, а не только грубую силу и изворотливость.

 Успех Гарри Поттера не случаен, это хорошо знакомая сказка о вечной борьбе между добром и злом. Необыкновенные приключения фантастические персонажи, завораживающие чудеса и герои дети. Эти герои учатся понимать, кто чего достоин, учатся «называть вещи своими именами» и, наконец, учатся серьезно относиться к учебе как к большому и необходимому труду.
Какие же человеческие ценности важны в книге Дж.Роулинг?


Заключительные слова учителя:

Всем на свете, наконец,

Нам напомнить нужно:

Ежедневно сто чудес

Совершает дружба!

Объяснить нам не сумел

Ни один учебник:

Тот, кто честен, добр и смел,

Тот и есть волшебник!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект открытого урока по литературе на тему "Волшебный мир Хогвартса"

Автор: Гузева Оксана Сергеевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232174

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства