kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок пресс- конференция с «героями». Андрей Платонович Платонов (Климентов) «На заре туманной юности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок пресс- конференция

с «героями».

 

Андрей Платонович Платонов (Климентов)

«На заре туманной юности»

Цели:

1.     Обучающие: постичь суть произведения через внутренний мир героев, способствовать активной нравственной позиции.

2.     Развивающие: создать  условия  для  развития у учащихся  умений  формулировать  проблемы, находить  и  определять  средства  выражения  авторской  позиции, давать  оценку  героям, формулировать  собственную  точку  зрения, высказывать  и  аргументировать  ее.

3.     Воспитательные:

§        формировать  гуманное  отношение  к  близким  людям;

§        содействовать  развитию  умения  общаться  между  собой;

                  §        помочь  учащимся  осознать  ценность  совместной  деятельности

Оформление: На доске: тема урока, один эпиграф.

Технология: проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, портрет писателя, выставка книг писателя, таблички с названиями групп учащихся, именами литературных персонажей.

Ход урока

В стремлении к счастью для

                                                                                     одного себя есть что- то

                                                                                         низменное и непрочное…

                                                                                                                            А.П. Платонов

1. Слово учителя

 Мы проводим пресс – конференцию на тему «Подлинная красота в душе », на которой присутствуют литературовед (Чайзат), персонажи (Диана, Саглай, Сылдыс), историки (Володя, Гена), читатели -«эксперты» (весь класс).

Разрешите представить литературоведов (Чечен-оол Чайзат  и Хертек Очура) за столиком №1, историк (Салчак Володя )за столиком №2, персонажи (главная героиня -Ензак Диана, тетя  Татьяна Васильевна Благих -Куулар Саглай и подруга 15 лет Лиза- Адымачи Дарий-Маа).

2. Доклады литературоведов на тему «Жизнь и творчество А.П. Платонова».

Доклад №1 (Хертек Очур) Это писатель, великий труженик, скромнейший человек с чутким и беспокойным сердцем. Жизнь его была недолгой и нелегкой (!899-1951). Работать начал рано: С малолетства знал бедность и нищету. Отец Платонова около полувека работал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Как вспоминает писатель, он «дома только спал, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и уходил». Мать занималась домашней работой. Семья была большая, доходила до 10 человек, все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок семье. В свои 14 лет он начинает трудовую деятельность.

…Работал во многих местах, у многих «хозяев».Эти «университеты» и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Испытав и ненавидя страдания он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле. Он собирается посвятить свою жизнь улучшению мира, утверждению счастья людей. В автобиографии он пишет: «И теперь исполняется моя долгая, упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которой волнуется и работает весь мир, ради меня и ради всех людей».

Он работал помощником машиниста, инженером - энергетиком, занимался мелиорацией и электрификацией. И в годы гражданской войны, и в годы ВОВ был на фронте в качестве военного корреспондента.

В ноябре 1944 г. Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 г. он скончался от болезни.

В 15-16 лет он впервые пробует свои сил в поэзии, пишет стихи, которые печатаются в местных газетах и журналах. Уважительное и серьезное отношение к правдивой, умной книге, к настоящему художественному слову пронес он через всю жизнь.

            Платонов пришел в литературу со своеобразным видением мира, характерной только ему присущей манерой письма.

Словарная работа: инженер- мелиоратор, электрификация.

Доклад №2 «Герои Платонова»

(Чечен-оол Чайзат) Платонов пришел в литературу в начале 20-х годов – время буйного движения жизни. Вступая в большую литературу, молодой Платонов уже нес за плечами богатый жизненный опыт, разносторонние практические умения, теоретические знания.

Герои Платонова, как и он сам, пришли в мир в момент великих и всеувлекающих перемен жизни, выхваченные из народа  вихрем революции. Время ставило перед ними захватывающие масштабные проблемы, которые можно было решать со всей свободой творчества. Именно эта свобода и заставляла их двигаться не только внутренне, преображая душу, но и внешне – странствуя по бескрайним просторам создающегося государства, обустраивая его самые захолустные уголки.

В 20-е годы Платонов рассматривает человека как «вечного революционера», «вечного созидателя», разделяя общее увлечение идеей светлого будущего, мечтой преобразования жизни. Платоновский человек бросал вызов миру, бесформенной материи, неукротимой природе, обещая превратить землю в «дом человечеству». Именно такими предстают герои в рассказах  «Луговые мастера»,  «Песчаная учительница», «На заре туманной юности» в повестях «Сокровенный человек» и др. Героев этих произведений, при всем драматизме изображенных в них событий и судеб, переполняет светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все герои здесь – молодые и честные люди, деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни, вынесшие оттуда горячие надежды, полноту чувств и веру в свои силы, выход которым дала революция.

Утрата родных, семьи – это актуальнейшая тема в творчестве Платонова. Герои  не живут в семье в традиционном понимании этого слова. Оказавшись в одиночестве, они отправляются на поиски истины, пытаясь обрести для себя новую почву. Для героев Платонова реальным звеном в бесконечной жизненной цепи являются дети.

В творчестве Платонова нашла яркое отражение история социально-нравственных исканий русского человека первой половины XX века, свидетельствующая не только о духовной мощи, талантливости, трудовом подвижничестве и жизнестойкости народа, но и о его утопических заблуждениях и трагических состояниях. Герои Платонова живут в мире, взвихренном революцией, – в эпоху непредсказуемости. Находясь на распутье истории, они пытаются определить свое место в окружающем их меняющемся мире, понять себя, узнать смысл и правду жизни.

3. Доклад историка на тему «Жизнь во время гражданской войны»

Гражданская война 1918-1920 годов - один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила, столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы: разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Война вообще, а гражданская в частности - действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую. Человек - крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918-1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

4.Вопросы для «персонажей» призведения, «историка» и «литературоведов»

 (задают вопросы читатели- «эксперты»):

  • Год создания рассказа? (1938, «Ольга»)
  • Почему рассказ переименован?
  • Объясните смысл названия рассказа? Что значит «туманная юность»?
  • Ради чего Ольга совершала свой поступок?
  • Почему тяжело раненная Ольга пожелала увидеть Юшку?
  • Определите тему и основную мысль рассказа? В чем, по мнению автора, заключено счастье ребенка?
  • Какое впечатление произвел на вас рассказ? Каким человеком представляется  автор произведения?
  • Как влияет война на жизнь простых людей?
  • Смысл названия?

 (Юность – прекрасное начало жизни. Будущее впереди. Ольга долго и терпеливо болела, но выздоровела, стала жить и живет до сих пор. Добрые люди долго живут).

  • Любимый герой Платонова и почему?
  • Чему учит поступок Ольги?
  • Почему Таьяна Васильевна отвергла родную племянницу?
  • о чем заставляет нас задуматься рассказ?

                       (о своем поведении, о силе добра и зла)

  • а в нашей жизни могут быть такие случаи? –
  •  о чем предупреждает нас Платонов своим рассказом?
  • Как описывается Ольга и ее подруга Лиза?

 

5. Вывод

Без Доброты, нам было б слишком тесно,
Без Доброты, нам было бы темно.
Лишь с Добротой, хватает в сердце места,
Чтобы любить и помнить всё равно.

И даже если всё давно остыло,
Нам Доброта поможет пережить,
Всё то, что в сердце болью долго ныло,
Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданию,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием.созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!

            Чему учат произведения Платонова? Любить родину, любить людей, заботиться о людях, кому нужна помощь. Дарить радость, тепло души.

           О чем заставляет задуматься произведения Платонова? Забота о других, сострадание – непременное условие жизни, сердечное – главное его богатство.

     Таким образом, «Надо к людям относиться по - человечески».

6. Итог

Выразительное чтение стиха про ДОБРО

7. Домашнее задание

Подобрать пословицы и поговорки о доброте и честности.

Сделать иллюстрации к рассказу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок пресс- конференция с «героями». Андрей Платонович Платонов (Климентов) «На заре туманной юности» »

Урок пресс- конференция

с «героями».


Андрей Платонович Платонов (Климентов)

«На заре туманной юности»

Цели:

1.     Обучающие: постичь суть произведения через внутренний мир героев, способствовать активной нравственной позиции.

2.     Развивающие: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

3.     Воспитательные:

        формировать гуманное отношение к близким людям;

        содействовать развитию умения общаться между собой;

        помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности

Оформление: На доске: тема урока, один эпиграф.

Технология: проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, портрет писателя, выставка книг писателя, таблички с названиями групп учащихся, именами литературных персонажей.

Ход урока

В стремлении к счастью для

одного себя есть что- то

низменное и непрочное…

А.П. Платонов

1. Слово учителя

Мы проводим пресс – конференцию на тему «Подлинная красота в душе », на которой присутствуют литературовед (Чайзат), персонажи (Диана, Саглай, Сылдыс), историки (Володя, Гена), читатели -«эксперты» (весь класс).

Разрешите представить литературоведов (Чечен-оол Чайзат и Хертек Очура) за столиком №1, историк (Салчак Володя )за столиком №2, персонажи (главная героиня -Ензак Диана, тетя Татьяна Васильевна Благих -Куулар Саглай и подруга 15 лет Лиза- Адымачи Дарий-Маа).

2. Доклады литературоведов на тему «Жизнь и творчество А.П. Платонова».

Доклад №1 (Хертек Очур) Это писатель, великий труженик, скромнейший человек с чутким и беспокойным сердцем. Жизнь его была недолгой и нелегкой (!899-1951). Работать начал рано: С малолетства знал бедность и нищету. Отец Платонова около полувека работал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Как вспоминает писатель, он «дома только спал, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и уходил». Мать занималась домашней работой. Семья была большая, доходила до 10 человек , все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок семье. В свои 14 лет он начинает трудовую деятельность.

…Работал во многих местах, у многих «хозяев».Эти «университеты» и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Испытав и ненавидя страдания он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле. Он собирается посвятить свою жизнь улучшению мира, утверждению счастья людей. В автобиографии он пишет: «И теперь исполняется моя долгая, упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которой волнуется и работает весь мир, ради меня и ради всех людей».

Он работал помощником машиниста, инженером - энергетиком, занимался мелиорацией и электрификацией. И в годы гражданской войны, и в годы ВОВ был на фронте в качестве военного корреспондента.

В ноябре 1944 г. Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 г. он скончался от болезни.

В 15-16 лет он впервые пробует свои сил в поэзии, пишет стихи, которые печатаются в местных газетах и журналах. Уважительное и серьезное отношение к правдивой, умной книге, к настоящему художественному слову пронес он через всю жизнь.

Платонов пришел в литературу со своеобразным видением мира, характерной только ему присущей манерой письма.

Словарная работа: инженер- мелиоратор, электрификация.

Доклад №2 «Герои Платонова»

(Чечен-оол Чайзат) Платонов пришел в литературу в начале 20-х годов – время буйного движения жизни. Вступая в большую литературу, молодой Платонов уже нес за плечами богатый жизненный опыт, разносторонние практические умения, теоретические знания.

Герои Платонова, как и он сам, пришли в мир в момент великих и всеувлекающих перемен жизни, выхваченные из народа вихрем революции. Время ставило перед ними захватывающие масштабные проблемы, которые можно было решать со всей свободой творчества. Именно эта свобода и заставляла их двигаться не только внутренне, преображая душу, но и внешне – странствуя по бескрайним просторам создающегося государства, обустраивая его самые захолустные уголки.

В 20-е годы Платонов рассматривает человека как «вечного революционера», «вечного созидателя», разделяя общее увлечение идеей светлого будущего, мечтой преобразования жизни. Платоновский человек бросал вызов миру, бесформенной материи, неукротимой природе, обещая превратить землю в «дом человечеству». Именно такими предстают герои в рассказах «Луговые мастера», «Песчаная учительница», «На заре туманной юности» в повестях «Сокровенный человек» и др. Героев этих произведений, при всем драматизме изображенных в них событий и судеб, переполняет светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все герои здесь – молодые и честные люди, деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни, вынесшие оттуда горячие надежды, полноту чувств и веру в свои силы, выход которым дала революция.

Утрата родных, семьи – это актуальнейшая тема в творчестве Платонова. Герои не живут в семье в традиционном понимании этого слова. Оказавшись в одиночестве, они отправляются на поиски истины, пытаясь обрести для себя новую почву. Для героев Платонова реальным звеном в бесконечной жизненной цепи являются дети.

В творчестве Платонова нашла яркое отражение история социально-нравственных исканий русского человека первой половины XX века, свидетельствующая не только о духовной мощи, талантливости, трудовом подвижничестве и жизнестойкости народа, но и о его утопических заблуждениях и трагических состояниях. Герои Платонова живут в мире, взвихренном революцией, – в эпоху непредсказуемости. Находясь на распутье истории, они пытаются определить свое место в окружающем их меняющемся мире, понять себя, узнать смысл и правду жизни.

3. Доклад историка на тему «Жизнь во время гражданской войны»

Гражданская война 1918-1920 годов - один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила, столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы: разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Война вообще, а гражданская в частности - действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую. Человек - крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918-1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

4.Вопросы для «персонажей» призведения, «историка» и «литературоведов»

(задают вопросы читатели- «эксперты»):

  • Год создания рассказа? (1938, «Ольга»)

  • Почему рассказ переименован?

  • Объясните смысл названия рассказа? Что значит «туманная юность»?

  • Ради чего Ольга совершала свой поступок?

  • Почему тяжело раненная Ольга пожелала увидеть Юшку?

  • Определите тему и основную мысль рассказа? В чем , по мнению автора, заключено счастье ребенка?

  • Какое впечатление произвел на вас рассказ? Каким человеком представляется автор произведения?

  • Как влияет война на жизнь простых людей?

  • Смысл названия?

(Юность – прекрасное начало жизни. Будущее впереди. Ольга долго и терпеливо болела, но выздоровела, стала жить и живет до сих пор. Добрые люди долго живут).

  • Любимый герой Платонова и почему?

  • Чему учит поступок Ольги?

  • Почему Таьяна Васильевна отвергла родную племянницу?

  • о чем заставляет нас задуматься рассказ?

(о своем поведении, о силе добра и зла)

  • а в нашей жизни могут быть такие случаи? –

  • о чем предупреждает нас Платонов своим рассказом?

  • Как описывается Ольга и ее подруга Лиза?


5. Вывод

Без Доброты, нам было б слишком тесно,
Без Доброты, нам было бы темно...
Лишь с Добротой, хватает в сердце места,
Чтобы любить и помнить всё равно...

И даже если всё давно остыло,
Нам Доброта поможет пережить,
Всё то, что в сердце болью долго ныло,
Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданию,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием...созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!


Чему учат произведения Платонова? Любить родину, любить людей, заботиться о людях, кому нужна помощь. Дарить радость, тепло души.

О чем заставляет задуматься произведения Платонова? Забота о других, сострадание – непременное условие жизни, сердечное – главное его богатство.


Таким образом, «Надо к людям относиться по - человечески».

6. Итог

Выразительное чтение стиха про ДОБРО

7. Домашнее задание

Подобрать пословицы и поговорки о доброте и честности.

Сделать иллюстрации к рассказу.















6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Салчак Айгуль Артуровна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Урок пресс- конференция  с «героями». Андрей Платонович Платонов (Климентов) 1899-1951 «На заре туманной юности» "
    ["seo_title"] => string(116) "urok-priess-konfierientsiia-s-ghieroiami-andriei-platonovich-platonov-klimientov-1899-1951-na-zarie-tumannoi-iunosti"
    ["file_id"] => string(6) "243874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445846827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства