Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л. Н. Толстого «Два товарища» (УМК «Гармония») 1 класс
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л. Н. Толстого «Два товарища» (УМК «Гармония») 1 класс
Тема: Л.Н. Толстой. «Два товарища»
Цели: знакомить детей с биографией и творчеством Л. Н. Толстого;
продолжить работу по воспитанию нравственных качеств
человека.
Задачи: учить определению главной мысли произведения и под-
тверждению своих суждений цитатами из текста;
развивать логику;
совершенствовать навык слогового вдумчивого чтения;
воспитывать чувства сострадания, сопереживания, взаимовыручки.
Оборудование: выставка книг Л. Н. Толстого, портрет писателя,
мультимедийный проектор, презентация.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и
письмо.
Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, кластер, поиск ответов на поставленные в I части вопросы, проверка первоначальных предположений, «толстые» и «тонкие» вопросы, работа в парах.
Ход урока
1 Стадия вызова
Предлагается соединить начало и конец пословиц, чтобы получились вер-ные высказывания: (Работа в парах)
Нет друга ищи,… …лучше новых двух.
Сам погибай,… … а нашёл береги.
Старый друг… … а товарища выручай.
Объяснить смысл пословицы (по выбору учителя)
Вопросы:
-Запишите в тетради, как вы понимаете слово «дружба».
-Чтение ответов детей (по выбору учителя) и обсуждение.
- Попробуйте ответить на вопрос, кого можно назвать другом, товарищем.
Лексическая работа.Работа с толковым словарём, в ходе которой появляется кластер к слову «товарищ»
Физминутка
2 Стадия осмысления содержания
Вопросы:
- Есть ли у вас товарищи?
- Рассмотрите иллюстрацию и предположите, кто главные герои и можно ли их назвать товарищами?
- Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Два товарища». Что вы знаете об авторе? Какие его произведения уже читали?
- Прочитаем текст и попытаемся понять, какой совет даёт нам автор.
Чтение с остановками
Фрагмент 1
Вопросы:
- Кто главные герои?
-Что произошло в лесу?
- Что вы знаете о медведе?
- Как поступил каждый из этих героев в опасной ситуации?
- Выскажите предположение, что произойдёт дальше?
В ходе работы появляется кластер
Фрагмент 2
Вопросы и задания (выборочное чтение):
- Что сделал медведь, когда увидел мальчика?
Прочитать слова, которые показывают действия медведя.
- Что нового узнали о медведе?
Фрагмент 3
Вопросы:
- Могут ли медведи разговаривать?
- Где мы обычно встречаем животных, которые умеют разговаривать? Можно ли сказать, что мы прочитали сказку? (предположения детей)
- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль текста.
- Является ли это предложение пословицей?
- Сделайте вывод, к какому жанру относится это произведение?
Рассказ, сказка, басня, стихотворение
Физминутка
Прочитать рассказ и выполнить задание «Живая картина».
Изобразить персонажей при помощи мимики и пантомимики без использования голоса:
-во время внезапной встречи с медведем (испуг, страх, волнение, шок)
-смелость героя (уверенный взгляд, воинственная стойка, спокойствие, ре-шительность, выдержка, самообладание)
-трусость героя( дрожание коленок, плаксивый вид, бег наутек, только пятки засверкали)
3 Стадия рефлексии
Вопросы и задания:
- Сделайте вывод, чему хотел научить нас автор?
- С кем из главных героев вы хотели бы дружить?
Составить синквейн слова «товарищ».
Друг, приятель
Верный, надёжный
Помогает, выручает
В беде не бросит.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: выставка книг Л. Н. Толстого, портрет писателя,
мультимедийный проектор, презентация.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и
письмо.
Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, кластер, поиск ответов на поставленные в I части вопросы, проверка первоначальных предположений, «толстые» и «тонкие» вопросы, работа в парах.
Ход урока
1 Стадия вызова
Предлагается соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания: (Работа в парах)
Нет друга ищи,… …лучше новых двух..
Сам погибай,… … а нашёл береги.
Старый друг… … а товарища выручай.
Объяснить смысл пословицы (по выбору учителя)
Вопросы:
-Запишите в тетради, как вы понимаете слово «дружба».
-Чтение ответов детей (по выбору учителя) и обсуждение.
- Попробуйте ответить на вопрос, кого можно назвать другом, товарищем.
Лексическая работа .Работа с толковым словарём, в ходе которой появляется кластер к слову «товарищ»
Общее занятие и взгляды
друг
Связан с другими людьми
ТОВАРИЩ
приятель
Физминутка
2 Стадия осмысления содержания
Вопросы:
- Есть ли у вас товарищи?
- Рассмотрите иллюстрацию и предположите, кто главные герои и можно ли их назвать товарищами?
- Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Два товарища». Что вы знаете об авторе? Какие его произведения уже читали?
- Прочитаем текст и попытаемся понять, какой совет даёт нам автор.
Чтение с остановками
Фрагмент 1
Вопросы:
- Кто главные герои?
-Что произошло в лесу?
- Что вы знаете о медведе?
- Как поступил каждый из этих героев в опасной ситуации?
- Выскажите предположение, что произойдёт дальше?
В ходе работы появляется кластер
дорога
дерево
Опасная встреча
В лесу
Фрагмент 2
Вопросы и задания (выборочное чтение):
- Что сделал медведь, когда увидел мальчика?
Прочитать слова, которые показывают действия медведя.
- Что нового узнали о медведе?
Фрагмент 3
Вопросы:
- Могут ли медведи разговаривать?
- Где мы обычно встречаем животных, которые умеют разговаривать? Можно ли сказать, что мы прочитали сказку? (предположения детей)
- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль текста.
- Является ли это предложение пословицей?
- Сделайте вывод, к какому жанру относится это произведение?
Рассказ, сказка, басня, стихотворение
Физминутка
Прочитать рассказ и выполнить задание «Живая картина».
Изобразить персонажей при помощи мимики и пантомимики без использования голоса:
-во время внезапной встречи с медведем (испуг, страх, волнение, шок)
-смелость героя (уверенный взгляд, воинственная стойка, спокойствие, решительность, выдержка, самообладание)
Цели: знакомить детей с биографией и творчеством Л. Н. Толстого;
продолжить работу по воспитанию нравственных качеств
человека.
Задачи: учить определению главной мысли произведения и подтверждению своих суждений цитатами из текста; развивать логику; совершенствовать навык слогового вдумчивого чтения; воспитывать чувства сострадания, сопереживания, взаимовыручки.
Оборудование: выставка книг Л. Н. Толстого, портрет писателя,
мультимедийный проектор, презентация.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и
письмо.
Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, кластер, поиск ответов на поставленные в I части вопросы, проверка первоначальных предположений, «толстые» и «тонкие» вопросы, работа в парах.
Этапы
Действия учителя
Действия учащихся
Стадия вызова
Через учебный диалог учитель побуждает учащихся к работе.
Предлагает соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания: (Работа в парах)
Нет друга ищи,… …лучше новых двух..
Сам погибай,… … а нашёл береги.
Старый друг… … а товарища выручай.
Объяснить смысл пословицы (по выбору учителя)
-Запишите в тетради, как вы понимаете слово «дружба».
-Чтение ответов детей (по выбору учителя) и обсуждение.
- Попробуйте ответить на вопрос, кого можно назвать другом, товарищем.
Лексическая работа Работа с толковым словарём, в ходе которой появляется кластер к слову «товарищ»
- обращаются к личному опыту, отвечают на вопросы учителя, работают в парах, рассуждают, высказывают своё мнение;
- под руководством учителя составляют кластер к слову «товарищ»
Стадия осмысления - получение новой информации
Нацеливает учащихся на получение новой информации.
- Есть ли у вас товарищи?
- Рассмотрите иллюстрацию и предположите, кто главные герои и можно ли их назвать товарищами?
- Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Два товарища». Что вы знаете об авторе? Какие его произведения уже читали?
- Прочитаем текст и попытаемся понять, какой совет даёт нам автор.
Чтение с остановками
Фрагмент 1
Вопросы:
- Кто главные герои?
-Что произошло в лесу?
- Что вы знаете о медведе?
- Как поступил каждый из этих героев в опасной ситуации?
- Выскажите предположение, что произойдёт дальше?
В ходе работы появляется кластер
Фрагмент 2
Вопросы и задания (выборочное чтение):
- Что сделал медведь, когда увидел мальчика?
Прочитать слова, которые показывают действия медведя.
- Что нового узнали о медведе?
Фрагмент 3
Вопросы:
- Могут ли медведи разговаривать?
- Где мы обычно встречаем животных, которые умеют разговаривать? Можно ли сказать, что мы прочитали сказку? (предположения детей)
- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль текста.
- Является ли это предложение пословицей?
- Сделайте вывод, к какому жанру относится это произведение?
Рассказ, сказка, басня, стихотворение
В первой части работы обращаются к личному опыту, работают с иллюстрацией, анализируют.
Читают произведение по частям, отвечают на вопросы, аргументируют свои высказывания, выделяют с помощью учителя главные моменты, выделяют новое, определяют жанр произведения
Стадия
рефлексии-
Вопросы и задания:
- Сделайте вывод, чему хотел научить нас автор?
- С кем из главных героев вы хотели бы дружить?
Составить синквейн слова «товарищ».
- формируют собственное отношения к изучаемому, составляют синквейн к слову «товарищ