Обобщающий урок по литературному чтению «Люблю природу русскую. Осень»
Оформление: класс оформлен в осеннем стиле, на стенах и специальных стендах рисунки учащихся на осеннюю тему.
Цели: обобщить знания детей по разделу; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; знать изученные произведения и их авторов.
Оборудование: портреты поэтов и писателей, произведения которых изучены в данном разделе; картина И.Левитана «Золотая осень», музыка П.И.Чайковского «Времена года. Осень»
Ход урока.
1.Организационный момент.
Слышишь, прозвенел звонок?
Начинается урок.
Потянули руки шире.
Раз, два, три, четыре.
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
Поработаем мы дружно,
Много нам освоить нужно.
А для этого нужна…
Тишина.
2.Работа по теме.
Звучит любая спокойная музыка.
Учитель:
Послушайте загадку: Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.
Зажгла огней рябиновых костер.
То – щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем (Золотая осень)
-Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? ( Ответы детей)
Да, мы с вами, сегодня, вспомним произведения, которые изучали в этом разделе.
Осень – излюбленное время для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто- то находил в ней покой и очарование, кто-то грусть. Природа прекрасна в любое время года, но особенно осенью.
Писатели, поэты видят эту красоту и передают свои впечатления, чувства, настроение в словах.
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт- всегда радовался приходу осени. В это время он особенно много работал и написал свои чудесные стихи. Для Александра Сергеевича Пушкина осень была любимым временем года, так говорит он об этом в стихотворении.
Начнём, пожалуй, с самого популярного стихотворения А.С.Пушкина “Осень”.
(Учащийся читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угроз
Учитель. Вслед за Пушкиным к этому времени года обращаются и поэты второй половины XIX в. Тютчев Ф.И. и Фет А.А.
Для Федора Тютчева природа являлась постоянным источником впечатлений и раздумий.
- Давайте, вспомним его стихотворение, в котором есть такие слова «день как бы хрустальный» и «паутины тонкий волос»
(2-й учащийся читает стихотворение “Есть в осени первоначальной…”)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Учитель. А. А.Фет в своих стихах уходит в природу и любовь, ищет красоту и находит её. Природа у него одушевлена. Вот стоит только прочитать стихотворение «Ласточки пропали…»
(3-й учащийся читает стихотворение “Ласточки пропали..” А.А.Фета)
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера не спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
VII. Физминутка
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
Учитель. Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэзии Бальмонта была свойственна манерность, самолюбование. Но многим его стихотворения. Судьба этого поэта сложна и интересна. Будучи одним едва ли не самым известным среди русских поэтов, он в 1921 году эмигрирует во Францию, живёт, сильно нуждаясь. В этот период создаёт цикл ярких стихотворений, полных тоски по России.
(4-й ученик читает стихотворение К.Бальмонта “Осень”)
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Учитель. Невозможно не сказать о лирике такого известного поэта XIX века как Сергее Александровиче Есенине. Его поэтическое творчество обладает такой музыкальностью, что хочется не только читать его стихи, но и петь.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
Учитель.. Величава и торжественна поэзия Брюсова В.Я. Его строфа – литая, упругая. Брюсов любит весомую, подчиняющуюся чеканке природу. Но даже через всю строгость и торжественность, чеканность поэзии Брюсова передается осеннее настроение, сама осень как нечто холодное, ясное, но и одновременно прекрасное.
(5-й ученик читает стихотворение В.Я.Брюсова “Сухие листья”)
Сухие листья, сухие листья
Сухие листья, сухие листья
Под тусклым ветром кружат, шуршат.
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Учитель. Токмакова Ирина Петровна-детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов, лауреат Государственной премии России за произведения для детей.
-Как называется стихотворение, которое мы изучали?
-Кто расскажет его нам?
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Учитель :
- А в каком стихотворении мы встретили такие слова: «Сегодня так светло кругом…» ( Ответы детей)
Учитель. Необычная впечатлительность и восприимчивость И.А. Бунина легли в основу его стихов. Яркость и богатство оттенков изображения окружающего мира поражают читателя.
Читая его стихи, ты как будто бы оказываешься в жёлтом осеннем лесу, пылающем как жаркий костёр, чувствуешь себя листком берёзы, летящим на блёклую траву, и ощущаешь, что осень несёт в себе тишину, молчанье и покой.
-Кто готов прочитать нам это стихотворение?
(6-й ученик читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Сегодня так светло кругом
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье. (Продолжаем хором)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённой тишиной.
Учитель. Кто ещё воспевал красоту русской природы? ( Ответы детей)
Михаил Михайлович Пришвин- замечательный писатель, «певец русской природы». Все произведения Пришвина проникнуты любовью к природе. Прекрасны его описания лесов и полей, рек и озёр, птиц и животных.
-Какой его рассказ мы прочитали в этом разделе? (Осеннее утро)
-О чём он?
-О ком мы ещё не сказали? Кто ещё воспевал осень? (Композиторы, художники)
- Послушайте музыку П.И. Чайковского «Времена года», и скажите о чём она? (Ответы детей)
-Да, композиторы по своему передавали своё отношение к осени.
- Давайте посмотрим картину Исаака Левитана «Золотая Осень»
-Что мы видим на картине? (Ответы детей)
Учитель.
На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию.
На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона.
Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.
Учитель. На этом наш урок подошёл к концу. Я благодарю всех детей за участие в нашем разговоре об осени.