Урок коррекции в 4 классе на тему: "Развитие познавательных процессов при изучении частей речи".
Урок коррекции в 4 классе на тему: "Развитие познавательных процессов при изучении частей речи".
Урок коррекции в 4 классе. Тема: «Развитие познавательных процессов при изучении частей речи». Лексическая тема «Птицы».
Цель: 1) учебная: учить употреблять и определять в предложениях различные части речи; расширение словарного запаса и общего кругозора младших школьников через применение игровых форм;
2) коррекционная: развитие связной речи, уточнение и обогащение словаря по теме «Птицы»; развитие внимания, логического мышления; развитие и совершенствование общей и тонкой моторики;
3) воспитательная: воспитание положительной мотивации к процессу обучения; формирование адекватных межличностных отношений; воспитание бережного отношения к птицам;
4) общеразвивающая: воспитание любознательности; углубление интереса к занятиям с использованием компьютерных технологий и игровых форм.
Оборудование: классическая музыка для самомассажа; ребус; наглядность к заданиям № 1,2,3,4,5,6,7; заглушенные картинки, цв. карандаши; презентация «Гимнастика для глаз»; картинки птиц, 2 гнезда, карточки с названиями птиц; тексты «Кукушка»; мяч; игра-пазлы «Сложи яйцо»; словарь; 3 птенца и магниты.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Игра «Моё настроение».
- У вас на партах мордашки. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.
(Дети показывают).
- У вас у всех хорошее, бодрое настроение. А кто сегодня пришёл не только с весёлым, но и с рабочим настроением?
- Давайте сегодня поработаем так, чтобы передать свой заряд бодрости, поднять настроение нашим гостям.
II. Разминка (самомассаж лица и шеи).
- Чтобы хватило сил на всё занятие, выполним массаж, который поможет нам снять усталость и улучшит общее состояние организма и наше настроение.
Ручки растираем и разогреваем (потереть ладошки, похлопать)
И лицо теплом своим мы умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Уши растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз)
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз)
И потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались (разминаем губки: верхнюю и нижнюю)
Мы теперь утятки – клювики потянем (губы в трубочку)
Разомнём их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальчики разминают обе губы)
Уголками губ мы щёчки поднимаем (пальчики по очереди поднимают уголки рта)
А потом от носа вниз к губам стекаем (спиралевидные движения по носогубной складке)
Губки пожуём мы (покусывают верхнюю и нижнюю губку)
Шарики надуем (раздувают щёки)
И губами вправо-влево потанцуем (пальчики двигают верхнюю и нижнюю губу в разные стороны)
Мы язык за губу заворачиваем (подвернуть язык под верхнюю губу)
Кулачком по губе поколачиваем (постучать кулачком по верхней губе)
За другую губу заворачиваем (подвернуть язык под нижнюю губу)
И другим кулачком поколачиваем (поколачиваем кулачком по нижней губе)
Тянем подбородок (разминаем подбородок с оттягиванием)
И к ушам щипаем (пощипываем нижнюю челюсть)
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживаем шейку всей ладошкой от ключицы к ключице).
III. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.
- Расшифруйте слово и вы узнаете, о ком мы будем говорить на уроке.
Ребус: Шифр: А3, Г2, В4, В1, Б4.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок коррекции в 4 классе на тему: "Развитие познавательных процессов при изучении частей речи". »
Урок коррекции в 4 классе. Тема: «Развитие познавательных процессов при изучении частей речи». Лексическаятема «Птицы».
Цель: 1) учебная: учить употреблять и определять в предложениях различные части речи; расширение словарного запаса и общего кругозора младших школьников через применение игровых форм;
2) коррекционная: развитие связной речи, уточнение и обогащение словаря по теме «Птицы»; развитие внимания, логического мышления; развитие и совершенствование общей и тонкой моторики;
3) воспитательная: воспитание положительной мотивации к процессу обучения; формирование адекватных межличностных отношений; воспитание бережного отношения к птицам;
4) общеразвивающая: воспитание любознательности; углубление интереса к занятиям с использованием компьютерных технологий и игровых форм.
Оборудование: классическая музыка для самомассажа; ребус; наглядность к заданиям № 1,2,3,4,5,6,7; заглушенные картинки, цв. карандаши; презентация «Гимнастика для глаз»; картинки птиц, 2 гнезда, карточки с названиями птиц; тексты «Кукушка»; мяч; игра-пазлы «Сложи яйцо»; словарь; 3 птенца и магниты.
Ход урока.
Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Игра «Моё настроение».
- У вас на партах мордашки. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.
(Дети показывают).
- У вас у всех хорошее, бодрое настроение. А кто сегодня пришёл не только с весёлым, но и с рабочим настроением?
- Давайте сегодня поработаем так, чтобы передать свой заряд бодрости, поднять настроение нашим гостям.
II. Разминка (самомассаж лица и шеи).
- Чтобы хватило сил на всё занятие, выполним массаж, который поможет нам снять усталость и улучшит общее состояние организма и наше настроение.
Ручки растираем и разогреваем (потереть ладошки, похлопать)
И лицо теплом своим мы умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Уши растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз)
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз)
И потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались (разминаем губки: верхнюю и нижнюю)
Мы теперь утятки – клювики потянем (губы в трубочку)
Разомнём их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальчики разминают обе губы)
Уголками губ мы щёчки поднимаем (пальчики по очереди поднимают уголки рта)
А потом от носа вниз к губам стекаем (спиралевидные движения по носогубной складке)
Губки пожуём мы (покусывают верхнюю и нижнюю губку)
Шарики надуем (раздувают щёки)
И губами вправо-влево потанцуем (пальчики двигают верхнюю и нижнюю губу в разные стороны)
Мы язык за губу заворачиваем (подвернуть язык под верхнюю губу)
Кулачком по губе поколачиваем (постучать кулачком по верхней губе)
За другую губу заворачиваем (подвернуть язык под нижнюю губу)
И другим кулачком поколачиваем (поколачиваем кулачком по нижней губе)
Тянем подбородок (разминаем подбородок с оттягиванием)
И к ушам щипаем (пощипываем нижнюю челюсть)
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживаем шейку всей ладошкой от ключицы к ключице).
Подготовка к учебно-познавательной деятельности.
- Расшифруйте слово и вы узнаете, о ком мы будем говорить на уроке.
Ребус: Шифр: А3, Г2, В4, В1, Б4.
А
Б
В
Г
1
С
К
Ц
Н
2
М
У
Е
Т
3
П
Г
Д
А
4
Л
Ы
И
Ь
- Какое слово получилось? (Птицы).
- Все задания урока будут связаны одной темой «Птицы».
- Как слово «птица» звучит на казахском языке? (Күс). А птицы? (Күстар).
IV. Сообщение темы и целей урока.
Загадка: Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо).
- Как по-казахски будет слово «гнездо»? (Ұя).
- Что означает это слово?
- Прочитаем в словаре: гнездо – это место жилья, кладки яиц и выведения дётёнышей у птиц, насекомых и некоторых животных.
- Какой частью речи является слово «гнездо»? (Имя существительное).
- Какие слова относятся к именам существительным? (Дети рассказывают правило).
- Какие ещё части речи вы знаете?
- Что такое имя прилагательное? Глагол? (Правило).
- Наша задача на уроке – учиться употреблять и определять в предложениях различные части речи.
Задание 1. Подберите глаголы и имена прилагательные, наиболее подходящие к слову «гнездо». Выбираем слова и объясняем свой выбор.
V. Развитие зрительного восприятия (работа с заглушенными картинками).
- Кто живёт в гнёздах?
- Найдите птицу среди запутанных фигур и раскрасьте её.
- Кто ещё изображён на рисунке? (Насекомые).
- Как по-казахски «насекомые»?
- Посчитайте, сколько их.
VI. Зрительная гимнастика (работа по офтальмологическому тренажёру).
(Компьютерная презентация).
- Следим за движущимися предметами только глазами. Головой не вращаем.
VII. Работа по развитию слогового анализа и синтеза.
Игра «Построй гнездо»
На доске картинки птиц и их названия:
ГРАЧ ДЯТЕЛ КУКУШКА
КЛЁСТ СКВОРЕЦ
ДРОЗД СНЕГИРЬ
Задание 3. Поместите под каждой картинкой название птиц.
Задание 4. Определите птиц в своё гнездо. В первое гнездо мы поселим птиц, в названиях которых 1 слог, во второе – 2 слога.
- Какое слово «лишнее»? (Кукушка). Почему?
- Как по-казахски «кукушка»? (Көкек).
VIII. Чтение рассказа «Кукушка».
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Упражнение «Задуй свечу».
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
- Задуйте одну большую свечу.
- Представьте, что на руке стоит 3 маленьких свечи. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
- Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких вдохов.
(Чтение текста «Кукушка»).
Кто из нас не слыхал звонкого кукования! В конце апреля среди лесных полян и садов раздаётся громкое «ку-ку, ку-ку, ку-ку» - это кукует самец кукушки, его крик подхватывает второй, третий… «Кли-кли-кли» - отзывается кукушечка.
Весной в лесу кипит работа – все птицы строят гнёзда. И только кукушка этого не делает. Она внимательно следит, где птицы устраивают себе жилища. И как только птичка отлетит от гнезда – тут же подкладывает в чужой дом яичко, а хозяйское уносит в клюве и выбрасывает.
Новорождённый кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов. Он подползает под птенца, вскидывает его на спину и несёт к краю, а там сбрасывает вниз. У кукушат для этого есть специальная ямка на спине.
Нередко птицы узнают подброшенные кукушечьи яйца и покидают своё потревоженное гнездо или выбрасывают чужое яйцо. И всё-таки кукушки не вымирают, потому что откладывают много яиц.
Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые могут есть мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений.
- К именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные, восстановив при этом целое яйцо.
- Прочитайте слова, записанные в верхней части яйца. Какой частью речи они являются.
- Прочитайте слова в нижней части. Назовите часть речи.
- Прочитайте полученные словосочетания.
- Каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное?
Задание 7.
- На карточках написаны неполные предложения со схемами. Дополните предложения, вписав соответствующее словосочетание из предыдущего задания.
XI. Рефлексия.
- Что вам понравилось на уроке?
- Какой общей темой связаны задания?
- Каких ещё птиц знаете? Назовите их на казахском языке.
- На доске изображены 3 птенца с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке:
1) кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свой магнит весёлому птенцу;
2) если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите магнит второму птенцу;
3) кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, положите свой магнит грустному птенцу.
Самоанализ.
На коррекционном занятии присутствовали учащиеся, испытывающие трудности по теме «Части речи». При разработке занятия я поставила перед собой 4 цели, которые изложены выше в плане. Все задания были связаны одной лексической темой «Птицы» и направлены на развитие умения употреблять и определять в предложениях различные части речи.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы и приёмы: создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи информации, частично-поисковый метод, проблемный метод, самостоятельная работа.
На данном занятии в процессе коррекции знаний элементы знаний, полученные ранее, не остаются на том же уровне, они вступают в широкие системы связей и благодаря этому прогрессируют. Постоянный возврат к пройденному материалу не является простым повторением в целях запоминания, а служит средством умственного развития школьников. На уроке организована поисковая деятельность учащихся посредством учебных заданий.
Каждый этап занятия носил свою цель:
Организационный момент – был направлен на эмоциональный настрой учащихся на интеллектуальную деятельность; повышение мотивации к учебному процессу.
Самомассаж – направлен на профилактику заболеваний, снятие усталости, улучшение общего состояния организма, развитие общей моторики, коррекцию речедвигательного анализатора.
Подготовка к познавательной деятельности - направлена на развитие логического мышления, активизацию словаря, на повышение познавательной активности.
Работа с заглушенными картинками направлена на развитие зрительного восприятия, на концентрацию внимания.
При работе с офтальмологическим тренажёром развивалось зрительное восприятие, профилактика близорукости.
Во время игры «Построй гнездо» развивался слоговой анализ и синтез.
При работе с текстом «Кукушка» обеспечивалась возможность целостного восприятия рассказа, уточнение и обогащение словарного запаса, предупреждение дислексических ошибок. Перед чтением проведена дыхательная гимнастика для развития умения ровно и глубоко дышать, владеть своим дыханием.
Игра с мячом «Лови – говори» - это обучающая физминутка, во время которой дети учились быстро исправлять ошибки и правильно говорить.
Для формирования грамматического строя речи были проведены игры «Кто как говорит», «Сложи яйцо»
В завершении занятия дети оценили свою работу, что дало возможность учителю определить, с кем ещё нужно поработать.
Для привлечения внимания и повышения учебной мотивации использовала игровые формы, наглядность, смену видов деятельности. Включала задания на обогащение жизненного опыта. Использовала, где это было возможно, связь с казахским языком. На уроке использовала здоровосберегающие технологии – самомассаж, физминутка для глаз, дыхательная гимнаcтика и речевая физкультминутка.
Мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.