II Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | 4 1 3 – Как вы понимаете слово «народ»? - Проверим правильность ваших ответов по словарю Ожегова. (Народ-население государства, жители одной страны). Значит, можно сказать, что все граждане России – это народ России. На доске появляется запись: Граждане России - единый народ России. - Верна ли наша гипотеза и почему? – Посмотрите на карту России на с. 111. Что обозначено словами красного цвета? (Названия народов.) На доске появляется запись: В России много народов. -Верна ли эта гипотеза? Аргументируйте свой ответ. –Прочтите предложения, записанные на доске. Какое вы заметили противоречие в этих предложениях? Какой возникает вопрос? Сколько народов проживает в России – один или много? (Проблема урока записывается на доске.) – Достаточно ли нам знаний, чтобы ответить на этот вопрос? На лесенке знаний поставьте фигурку человечка (1.- я знаю всё по данному вопросу, 2- я имею знания, но их недостаточно, чтобы ответить на данный вопрос, 3- знаний недостаточно) -Проверим, кто поставил человечка на 1 место? 2? 3? - Сформулируйте тему и цель урока. Составим план урока. План (примерный) 3 – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? Учитель предлагает детям высказать свои предположения по проблеме урока. Возможно, дети догадаются, что слово «народ» имеет два значения. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙ Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы | 3 1 4 4 3 2 1. Население России – мозаика народов. 2. Народная культура. Работа в группах (Дети изначально разделены на 4 группы) - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по России. Перед вами маршрутный лист вашей группы. I –задание у всех одинаковое и это не случайно, ведь прежде, чем отправиться в путешествие, мы всегда себе ставим цель. Прочитайте I задание. (I- Найдите общие и отличительные признаки разных народов. Для этого вы посмотрите видеоролик. - Расскажите, какие общие и отличительные признаки разных народов вы увидели в видеоролике. Откройте учебник на стр. 122-123, прочтите материал, дополните свои ответы. -Проверяем ваши ответы. -Какая группа хочет дополнить? -Какой делаем вывод? - Продолжаем работу в группах, выполняем II задание, пользуясь учебником стр. 124-127. II задание (у всех групп разное) : 1- На карте России расселить народы: русские, эвенки, тувинцы, манси, якуты. Подписать название территории. 2- На карте России расселить народы: ненцы, русские, чукчи. Подписать название территории. 3- На карте России расселить народы: русские, башкиры, чуваши, калмыки, удмурты. Подписать название территории. 4- На карте России расселить народы: русские, чеченцы, осетины, черкесы, ингуши. Подписать название территории.) - Проверяем ответы. Для этого представитель группы выходит к доске, магнитом прикрепляет карту России, читает задание и дает ответ. - Какой делаем вывод? (Самый многочисленный народ, русские, т.к. проживает на всей территории России) - III задание вы выполняете в учебной тетради с 55 №2 (Решение кроссворда - НУ, добавить в кроссворд название любого народа, записать в какой части России живёт большинство представителей этого народа - ПУ). Группа выбирает, на каком уровне будет выполнено задание, на необходимом или повышенном. -IV задание на стр. 56 №3 (Узнать, представители каких народов учатся в этой группе – НУ, записать в какой части России живёт большинство представителей этого народа – ПУ. ) -Почему мы говорим так: 1. Население России – мозаика народов. - Давайте ещё раз убедимся в этом, посмотрев на карту с.128 -Территория России огромна и условно её можно разделить на несколько частей – пазлов, а когда все части соединим, получается мозаика. - Переходим ко II пункту плана. 2. Народная культура. -Что такое народная культура. Ответьте своими словами. А затем подтвердите свой ответ цитатой из учебника. -Задание для групп – рассказать о том, что вы знаете о кушаньях, костюмах, легендах, сказаниях, традиционных занятиях, промыслах разных народов, населяющих Россию. -Представьте выбранный вашей группой народ, его обычаи. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
IV Итог урока. | 2 1 4 4 6 – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (В России один народ или много?) Достаточно у нас теперь знаний? -На какую ступеньку вы бы сейчас поставили человечка? – Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? -Действительно, слово «народ» имеет два разных значения. В первом значении «народ» – это все граждане одного государства. Во втором значении «народ» – это большая группа людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой. - Как вы думаете, почему Россия стала общей Родиной для многих народов? Давайте ещё раз посмотрим видеоролик. -Почему Россия стала общей родиной для многих народов? - Оцените свою работу на уроке с помощью алгоритма: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? . | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |