Урок по окружающему миру в 4 классе с применением технологии кейс-метода
Тема: «Дети имеют право…»
-
Закрепление знаний детей об их правах, «Конвенции о правах ребенка», «Декларации о правах ребенка».
-
Развитие навыков анализа и критического мышления
-
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости
-
Воспитание чувства собственного достоинства, бережное отношение к своей и чужой жизни, формирование умения защитить себя и других.
-
Развитие интереса к познавательной деятельности
Предлагаю прочитать притчу. ( Притча - это короткая история, которая учит быть мудрее. Её герои- это люди, иногда вещи,предметы. Их истории и рассказы содержат необходимые жизненные уроки. Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Эти небольшие рассказы помогают понять, что всегда у одной проблемы может быть несколько путей решения и жизнь не может делиться на плохое и хорошее, чёрное и белое.)
1 ПРИТЧА О ГВОЗДЕ Однажды в одном маленьком городке построили дом. Все жители города ходили и восхищались красотою этого дома.
Но наверху, в досках крыши, один маленький гвоздь слышал все восхищения, похвалы и разговоры про дом.
Он слышал, что люди хвалили все части дома, но никто ни слова не сказал про гвоздь…
«Если я такой незначительный, то я никому не нужен? Хоть нас многие не хвалят, хоть мы неизвестные, мы все важны», - подумал гвоздь и выскочил из деревяшек, к которым он был прибит
В ту ночь шёл сильный дождь. На месте, где уже не было гвоздя, начала разъезжаться черепица, и через образовавшиеся дырки, начинала проникать вода.
Весь дом залило водою. Краска со стен ушла, а все красивые мозаики смылись.
Вот так случается… из-за одного гвоздя, всё рушится.
1)Прочитайте притчу.
2)Найдите и выделите маркером, как вам показалось, самую главную строчку в этом тексте.(Слайд)
Вывод: Где бы ты ни жил, в какие бы общественные группы ни включался, ты - человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения, и их нельзя отнять. Многие из этих прав ты знаешь, они перечислены в Конституции России (слайд), а также в других государственных и международных документах (Декларация прав и свобод человека и гражданина)(слайд).
2 Мини-кейсы. Раздаточный материал. (Каждой группе дается отрывок из сказки. Герою сказки нужна помощь, совет, защита. Надо цивилизованно защитить их, используя знания о правах ребенка, избегая ссор и конфликтов.)
Я предлагаю вам мини-кейсы, На каждом кейсе изображены иллюстрации и цитаты из известных вам мультфильмов и литературных произведений вы должны будете ответить на вопрос:
-Какие права нарушаются в представленных ситуациях.
Каждая группа получает разные мини-кейсы.
Задание:
1.Определите, к какому произведению относится иллюстрация и цитата.
2.Внимательно прочитайте цитату.
3.Сформулируйте, какие права нарушаются в этом отрывке.
- Отопри дверь немедленно! – прорычал волк. – А иначе я сам ее выломаю!
-Не, не отопру. – прохрюкал Ниф-Ниф.
Из-за двери до него доносилось дыхание страшного зверя.
- Отопри дверь сейчас же! – опять прорычал волк. — не то я сейчас как дуну, и весь твой дом разлетится!
Но от страха Ниф-Ниф ничего не мог ему ответить.
Тогда волк стал дуть на домик: «Ф-ф-ф-у-у-у-у-у-у-у!». С крыши домика слетали соломинки.
Волк вздохнул поглубже и дунул еще раз: «Ф-ф-ф-у-у-у-у-у-у-у!». У домика затряслись стены.
И тогда волк дунул в третий раз: «Ф-ф-ф-у-у-у-у-у-у-у!». Домик поросенка не устоял и разлетелся в разные стороны.
Волк дернул за веревочку, дверь и открылась. Волк был очень голоден, потому что целую неделю до этого ничего не ел. Поэтому он бросился на бабушку, и разом ее проглотил. Прямо целиком, только очки и чепчик от бабушки и остались. Потом Волк закрыл дверь, улегся в кровать на бабушкино место, надел очки с чепчиком, и стал ждать Красную Шапочку. Скоро и вправду Красная Шапочка пришла.
А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же было ему уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеется над ним!
А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.
Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? — В школу.
…Она поручила ей в доме самую грязную работу: падчерица мыла посуду и подметала лестницу, натирала полы в комнате хозяйки и ее дочерей — благородных девиц; спала она под самой крышей, на чердаке, на скверной подстилке, меж тем как сестры ее жили в комнатах с паркетными полами, где стояли самые модные кровати и большие зеркала, отражавшие их с головы до ног. Бедная девушка терпеливо сносила все и не смела жаловаться отцу, который выбранил бы ее, ибо находился в полном подчинении у жены. Справив работу, она забивалась в уголок камина, садилась прямо в золу, отчего домашние называли ее, обычно Замарашкой.
3 (2мин) Выступления от каждой группы. (слайды)
-Три поросёнка – ст.№12 Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
-Красная Шапочка – ст.№3 Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
-Гадкий утёнок – ст.№2 Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, без какого бы то ни было различия по цвету кожи, пола, языка.
-Ванька – ст.№24 Каждый человек имеет право на отдых.
-Филиппок – ст.№26 Каждый человек имеет право на образование.
-Золушка –ст. №19 Ст. 36 Государство защищает детей от любых форм эксплуатации.
Мы с вами и вспомнили свои права! Но в жизни надо не только знать свои права, но и в разных ситуациях стараться не нарушить права других людей! Я предлагаю вам одну конфликтную ситуацию, которую вы должны будете проанализировать и попробовать предложить такой выход из неё, чтобы не нарушались ничьи права.
Видеоролик из «Ералаша» - Кому кто нравится. (1мин.40сек.)
4 Кейс. Ситуация Задача: Предложить такой выход из представленной ситуации, чтобы не нарушались права человека
.Порядок работы: 1.Внимательно рассмотрите представленный кейс.
2.Обсудите возникшую конфликтную ситуацию.
3.Вспомните, были ли у вас похожие обстоятельства.
4.Предложите свой выход из конфликтной ситуации, соблюдая права человека.
Обсуждение. Выступления представителей от групп.Подведение итоговМы выслушали разные выходы из предложенной ситуации. Однозначного способа поведения нет, в каждой конкретной ситуации человек решает сам, как ему поступить. Но главное что он должен помнить: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой!»(слайд)
В заключении. (поём о правах)