Программа начального общего образования в соответствии с УМК «Начальная школа XXI века». Окружающий мир. Тема «О дружбе». 1 класс (базовый уровень образования).
Учебник: окружающий мир:1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Н.Ф.Виноградова-4-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф,2011.-96с.
Номинация: урок окружающего мира..
Методическая разработка.
Конспект урока по окружающему миру. Тема «О дружбе».
Цель: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи: формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях; воспитывать умения позитивного общения друг с другом.
Планируемые результаты.
Личностные:
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; анализировать свои мнения, черты характера, собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; прогнозировать последствия поступков; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные:
Формирование понятий «друг», «дружба»;
осознание того, чем дружеские отношения отличаются от других отношений, осознание ценности дружеских отношений.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок ?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Сообщение темы урока.
- Начнём наш урок мы сегодня с песни, а после вы сами назовете мне тему урока. (Песня « О дружбе») Дети формулируют тему урока.
- Сейчас я попрошу выйти к доске детей, у которых на парте лежит листок с буквой. Встаньте, пожалуйста, рядом друг с дружкой так, чтобы мы могли прочитать тему урока. Д Р У Ж Б А.
- Скажите, дети, а кто может стать другом? (сосед, одноклассник, мама, сестра…)
- Животные тоже могут быть друзьями человека. Давайте откроем рабочие тетради на странице 38 и узнаем , кто из животных чей друг.
- А настоящим другом может стать любой человек ? (Да, нет.)
- Вот сегодня на уроке мы и попробуем в этом разобраться.
Решение учебной задачи. Изучение нового учебного материала.
- Вот какое задание мы выполним сначала. На доске написаны пословицы о дружбе. Мы прослушаем стихотворения, которые прочитают наши ученики, после каждого стихотворения я задам вам вопрос и затем мы выберем из этих пословиц, ту, которая больше подходит к прослушанному стихотворению. Учащиеся анализируют и подбирают пословицы.
Пословицы: Сам погибай, а товарища выручай. Знакомых много, а друзей мало... Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдёшь. Настоящая дружба не знает зависти
1. ЛИСА, ЗАЯЦ И ЁЖ
Как-то заинька трусишка,
Зайка – серые штанишки,
Повстречал в лесу лисичку,
Очень хитрую сестричку.
Зайка лиску увидал,
Как осинка задрожал.
А лисичка-то хитрит
И зайчишке говорит:
«Что ты, заинька, дрожишь?
Что ты, серенький, молчишь?
Не приветствуешь меня,
Ведь с тобою мы друзья!
Дай тебя я обниму,
Лапку я твою пожму».
Только треснул вдруг сучок.
Слышит лиска голосок:
«Не пожмёшь! И не старайся!
И отсюда убирайся!
Друга съесть тебе не дам!
Лапы прочь! А то поддам!»
Видит зайка: из-под ёлки
Выбегает ёж из норки,
Палкой он лисе грозит.
Ну а та как побежит!
И лишь пятки засверкали,
Только лиску и видали.
- Как лучше поступать, если твоего друга обижают? (Ответы детей)
- Как поступил(а) бы ты на месте ёжика? ( Ответы детей)
- Давайте выберем пословицу, которая подойдет к этому стихотворению. ( Сам погибай, а товарища выручай..)
2. "Друзья"
Как начну конфеты есть,
У меня «друзей» не счесть.
А закончились конфеты
И «друзей» в помине нету.
За конфету каждый «друг»,
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне «дружба» эта?
Я и сам люблю конфеты.
- Почему автор стихотворения задает вопрос: «Ну, зачем мне дружба эта ?» (Ответы детей)
- Какая пословица подходит к этому стихотворению? (Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдёшь.)
3. Самосвал
Гулял однажды во дворе я,
И вдруг увидел самосвал!
Такой красивый, красно-жёлтый,
Серёжка, друг, его держал!
Ему машину подарила
На праздник мама. Вот беда –
Ведь я об этом самосвале
Мечтал всю жизнь, мечтал всегда!
Я сразу очень рассердился,
Моим врагом Серёжка стал!
Ведь не ему, а мне был нужен
Тот красно-жёлтый самосвал!
И чтоб Серёжка не зазнался,
Хотел сказать ему тогда,
Что мне ни капельки, нисколько
Машина эта не нужна!
Но тут мой друг меня увидел,
Ко мне он быстро подбежал,
Такой весёлый и счастливый,
Сказал, что очень меня ждал.
И долго мы потом играли...
И вдруг неважно стало мне,
Что самосвал тот подарили
Серёжке, другу, а не мне.
- Если бы у вас была вещь, о которой мечтает ваш друг, как вы поступили бы? (Ответы детей)
- Какую пословицу вы выберете ? (Настоящая дружба не знает зависти )
4. МОЙ ДРУГ
Есть много у меня друзей,
Но лишь один из них дружней!
Не бросит никогда в беде,
Грустить не позволяет мне.
Шалить он любит и резвиться,
На переменах суетится,
Он мне за косу иногда
Подёргать норовит слегка.
Глаза лукаво улыбнутся,
Ребята громко рассмеются...
Он знает – я не обижаюсь,
Простить всегда его стараюсь.
Мы дружим с ним не год, не два.
Не разольёт нас с ним вода.
И в дождь, и в град, и в ветер
Не заскучаем вместе!
Мы книгу можем обсудить,
Задачи сложные решить,
Пельмени можем налепить
И рыбу в речке половить.
Мне повезло: такого друга
Не заменила бы подруга.
Есть много у меня друзей,
Но лишь один из них дружней!
- Сколько у тебя друзей? Это мальчики или девочки? Важно ли, что бы друг был только мальчик или только девочка? (Ответы детей)
- Подберите пословицу. (Знакомых много, а друзей мало.)
- Вы согласитесь со мной, что для друга хочется делать приятные, удивительные вещи? Мальчик Петя даже сочинил песню своему другу. Откройте учебники на странице 90 и давайте прочитаем ее.
Работа с учебником .
Посмотрите на рисунок, как вы думаете, можно назвать этих ребят- друзьями. Почему? Давайте прочитаем стихотворение, которое называется « Счастливо!» (Читают вслух хорошо читающие дети). Можно ли братьев назвать друзьями ? Почему? А детей из стихотворения «Петушки». А как ещё можно назвать детей, которые любят подраться? ( Забияки)
Учащиеся работают с учебником.
Физминутка. Игровое упражнение для объединения детей.
- Проведём игру « Аплодисменты по кругу». Я называю одного из вас по имени, приветствую его аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат всё громче и громче.
Работа в паре.
Следующее задание вы будете выполнять в паре. Достаньте из конверта героев сказок и разделите их на 2 группы: вправо отложите тех, кого можно назвать друзьями, а влево – кого вы не назовёте этим словом. Обсудите, почему вы выбрали именно правую сторону или левую. (Чебурашка и крокодил Гена, Малыш и Карлсон, Винни пух и Пятачок, Айболит и Бармалей, кот Леопольд и мыши, Буратино и кот Базилио с лисой Алисой.) (Приложение № 1)
- Кто хочет рассказать, как вы разложили героев сказок и почему? Учащиеся высказывают свои предположения.
Закрепление изученного материала.
- А теперь посмотрите на ромашку дружбы и ответьте на вопрос с каким человеком я хотел бы дружить, выбрав лепесток. ( Приложение № 2)
- А как вы понимаете слово благородный? ( Вопрос задаю, после того как лепесток с этим словом взял один из учеников или , если лепесток остался на доске) (Честный, понимающий, справедливый.) Послушайте стихотворение, которое так и называется «Благородство».
Благородство
Может быть, тебе сосед
Разорвал штанишки,
Поломал твой табурет
И порвал две книжки?
Может, он и сам не рад,
Что так получилось –
Столько шалостей подряд
У него случилось?
Ты заплачешь, закричишь,
Застучишь ногами,
И, конечно, побежишь
Жаловаться маме...
А давай его простим,
Никому не скажем,
Даже и не загрустим,
Вида не покажем.
Вам же по соседству жить,
Значит, надобно дружить.
- Подумайте, кого из сказочных героев, которых вы сегодня вспомнили можно назвать благородным? Почему? (Кота Леопольда, он всегда прощал мышей и предлагал им дружить)
- Смотрите, у ромашки остались лепестки : лгун, забияка, грубый, жадный, хитрый. Значит никто не хочет дружить с такими людьми.
Итог урока. Рефлексия.
- Теперь вспомните какой вопрос мы себе задали в начале урока. (Настоящим другом может стать любой человек ?) И ответьте на него. (Нет, не любой). Какой вывод можем сделать? Хочешь , чтобы у тебя был настоящий друг- будь хорошим другом сам.
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд и еще раз вспомнить героев сказок. (Приложение №3)
1. Эти друзья никогда не расстаются и готовы всегда прийти на помощь. Одного из них зовут Чип, а второго… (Дейл)
2.Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? ( Карабас)
3.Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите как его зовут… (Буратино)
4.Она была подружкой гномов
И вам , конечно же, знакома. ( Белоснежка)
5. Он разбойник беспощадный
А ещё и кровожадный
Никогда не знал друзей
Злой разбойник… (Бармалей)
6. А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, - ….(Мальвина)
- Прочитайте, какое слово получилось (ДРУЖБА)
- Давайте снова откроем рабочие тетради и раскрасим шарики так, чтобы стало понятно, какое настроение у вас оставил наш урок дружбы.