~~Русский язык. 2 класс.
Тема: Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне.
Цель: обобщение знаний о способах проверки слов с безударными гласными в корне; развитие орфографической зоркости;
Ход урока.
I.Оргмомент.
Звучит «Мелодия степи».
На интерактивной доске картина « Степь весной»
Учитель читает стихи:
С небом сравнима родная степь.
Необозрима ровная степь.
Захлестнет горло песней живой.
Широко-просторно над головой…
Сян-Белгин.
II. Упражнения в чистописании.
Уч-ль: Под эту мелодию напишите буквы Уу и Чч целую строчку.
Уч-к: Они напоминают караван в степи.
Уч-ль: Почему мы их пишем вместе?
Уч-к: Эти буквы имеют одинаковые элементы.
Уч-ль: Запишите вторую строчку. Что это за выражение? Как вы понимаете смысл «Учеба- родник знаний».
Уч-к: Это пословица. Как река начинается с родника, так и знания пополняются лишь тогда, когда человек учится.
Уч-ль: Переведите пословицу на калмыцкий язык.
Уч-к: Сур?уль - ухани булг.
Уч-ль: На третьей строчке запишите гласные буквы, которые надо проверять в корне.
Запись в тетради.
Уу Чч
Учеба- родник знаний.
а о я и е
III. Словарная работа.
Уч-ль: На доске зашифрованы словарные слова. Расшифруйте их, запишите в тетради, поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.
СЕВО, АЦИНЕШП, КОСЕП, ХУТЕП, АКАБОС, АВОРОК, ДЮЛБРЕВ.
Овес, пшеница, песок, петух, собака, корова, верблюд.
Уч-ль: Как называется безударная гласная в словарных словах?
Уч-к: Непроверяемая. Ее надо запомнить.
Уч-ль: В каких словах встречаются другие орфограммы?
Уч-к: В словах овес и верблюд надо проверять парную согласную в корне слова. Овес - овса, верблюд- верблюды.
IV. Работа по картине. (Верблюд). Работа с новыми словарными словами.
Уч-ль: На земле существует 15 млн. верблюдов. И все они – крепкие и выносливые животные.
Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой, и верблюд не проваливается в песок. Нечувствительный к шипам рот способен разжевать любую колючку. Шерсть у верблюда служит теплоизолятором. Он может очень долго не есть и не пить.
Что еще вы можете рассказать об этом животном?
(ответы учащихся)
Придумайте предложение со словом верблюд. Запишите под диктовку предложение.
Люди называют верблюда кораблем пустыни.
Выполните грамматический разбор.
Уч-к: В предложении говорится о людях. Кто?- люди. Это подлежащее.Люди что делают? – называют-это сказуемое. Называют кого? – верблюда – это второстепенный член предложения. Называют кем? – кораблем – это второстепенный член предложения. Кораблем чего? – пустыни -это второстепенный член предложения. Предложение повествовательное, распространенное.
V. Звуко - буквенный анализ.
Уч-ль: Какие еще животные живут и питаются в степи? Каких разводит человек?
(ответы учащихся)
Отгадайте,кто это:
Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу?
Уч-к: Овца.
Уч-ль: Выполните звуко-буквенный анализ этого слова.
Уч-к: Овца – 2 сл. 4 б.,4 зв.
О-[ а] – гл., безуд.
В-[ ф] – согл, парн., глух, тв
Ц -[ ц] – согл., непарн., глух., тв.
А -[ а] – гл., ударн.
Уч-ль: Как называют детеныша овцы?
Уч-к: Ягненок
Уч-ль: Выполните краткий звуко – буквенный анализ.
Уч-к: Ягненок – 3сл, 7б, 8зв.
Буква я в начале слова обозначает два звука.
VI. Правописание безударных гласных в однокоренных словах.
Уч-ль: «Все лето – в жару и холодный туман-
Кочует с отарой отважный чабан.
И всюду, куда б ни дошел он пешком,
Находит, как это ни странно,
Свой дом!»
В.Шуграева.
- О каком доме говорится?
Уч-к: Дом – это вся наша родина. Место, где мы родились и выросли.
Уч-ль: Назовите свою родину, где находится ваш дом?
Уч-к: Аршан. Элиста.
Уч-ль: Образуйте от слова Элиста новые однокоренные слова. Разберите их по составу.
Уч-ки: Элиста – элистинец, элистинка, элистинский.
Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.
Уч-ль: А как проверить безударную гласную в корне?
Уч-к: Безударные гласные а, о, е, и, я в корне надо проверять. Для проверки следует изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением: земля? – зе?мли, прямо?й - пря?мо и т.д.
VII. Игра «Сильное звено»
/По очереди мальчикам и девочкам называю слова с безударной гласной, дети должны назвать проверочное слово/
Девочки Мальчики
Дождевик – дождь полевой – поле
Зверинец – зверь кормушка – корм
Деловой – дело часовой - час
Кормить – корм угостить - гость
Боковой – бок запах - пахнет
Вареный – варит цветник - цвет
Далекий – даль прямой - прямо
Сосновый – сосны степной - степь
Крикун – крик домовой - дом
Звонок – звон синева – синь
VIII. Физминутка.
IX. Закрепление пройденного /работа по учебнику/
Самостоятельная работа.
Уч-ль: Выполните упр.№251 на с.89.
Задание выполнить по рядам.
1ряд выписывает слова с безуд. глас. –и-
2ряд – с –я-
Рядом написать проверочные слова.
1ряд - письмо, пищат, сидит, число, линейка.
2ряд – тянул, пятерка, плясал, прямая, пятно.
/обязательно проверить выполнение задания/
Х. Восстановление деформированного текста.
Уч-ль: Кому доводилось когда – нибудь быть в степи в холодный день?
/ответы уч-ся/
1. Злые, в, ветры, степи, свирепствуют.
2. Людям, трудно, ли, степным, зимой.
3. Морозы, степнякам, нипочем.
В степи свирепствуют злые ветры.
Уч-ль: Какое получилось предложение по интонации?
Уч-к: Повествовательное.
Трудно ли степным людям зимой?
Уч-ль: Какое получилось предложение по интонации?
Уч-к: Вопросительное.
Нипочем степнякам морозы!
Уч-ль: Какое получилось предложение по интонации?
Уч-к: Восклицательное.
Уч-ль: Во всех предложениях есть слова с одним корнем. Найдите их и разберите по составу.
Уч-к: степи, степным, степнякам.
ХI. Итог урока.
Уч-ль: Мы повторили правила проверки безударных гласных. Назовите их.
Уч-к:
1.Подбираем однокоренное слово с ударением на проверяемую гласную.
2. Изменяем слово так, чтобы ударение падало на проверяемую гласную