Просмотр содержимого документа
«Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей»
Тема урока: «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей».
Цель урока: совершенствовать умение определять падежи имён существительных и правильно употреблять имена существительные в нужном падеже.
Задачи:
1.Формировать представление о склонении имён существительных и умении распознавать падежи имён существительных
2. Развивать образное, творческое мышление, устную, диалогическую речь, внимание, коммуникативные навыки, умение работать с различными источниками информации.
3. Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, умение доказывать.
4. Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь, самооценки.
Предполагаемые результаты.
Обучающиеся научатся распознавать падежи имён существительных, правильно употреблять их в нужном падеже.
1
ХОД УРОКА
I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости посмотреть, чему вы научились за это время. А мы должны показать свои знания. И девизом нашего урока будут слова:
“Один за всех, и все за одного!”
- Как вы понимаете эту пословицу?(дети объясняют)
- Я вижу, вы сегодня готовы думать, рассуждать и работать вместе.
Запишите в тетрадь число и классная работа.
1. Чистописание.
- Ребята, тему урока вы скажете, я думаю, сами после выполнения чистописания.
В образце буквы: И Р Д В Т, зашифрованные некоторыми элементами?
Думаете, какая будет тема сегодняшнего урока. Какой буквы не хватает в ряду? Как вы думаете?
(П) Почему?
- Буква, которую мы будем писать наследующей строке.
- Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (П , т.к. это буква название падежа)
- Дайте характеристику звуку “П”. (согл., тв. и мягк., парн., глухой)
(в ней две горизонтальные линии с закруглением внизу,
Вверху строго горизонтальная линия с закруглением.
- Подчеркните самые удавшиеся буквы.
2. Постановка цели урока
- Как вы думаете, почему мы начали урок с названия падежей имен существительных?
(говорят тему) Учитель пишет тему “Падежи” на доске.
- На предыдущих уроках мы с вами составляли ряд вопросов, на которые вы хотели бы получить ответ по этой теме.
Как называется изменение имён существительных?
Сколько падежей в русском языке?
Отчего произошло название слова “падеж”
Что такое склонение
Узнать про количество падежей в других странах
2
Дети отвечают на вопросы домашнего задания.
1.Изменение имен существительных
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменениемпо падежам.
2.Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.
3.- А что знаете про количество падежей в других странах?
(Финляндия - 15, Венгрия 22, Китай - нет)
(на эти вопросы вы получили ответ дома, выполняя домашнее задание)
- Итак, в русском языке шесть падежей. У каждого падежа есть свои вопросы.
А какая будет цель сегодняшнего урока? Чему мы сегодня с вами должны научиться? ( дети пытаются сформулировать цель)
Учитель обобщает.
Цель: Научиться отличать один падеж от другого, уточнить некоторые знания о падежах и поупражняться в определении падежей.
2.Прочитайте слова.Слайд 2
Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята.
- Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные) С помощью чего они образовались?
- Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное)
-Что такое имя существительное? (ответ детей)
- Сколько родов имеет имя существительное? (ответ)
- Спишите только существительные. Определите род и выделите корень.
- Вы определили у однокоренных существительных род. А что ещё можно определить у существительных?(падеж)
-Вы уже сказали что их 6.
-Назовите их.
Каждый падеж дает вам задание найти существительное того падежа, который указан.
1 группа – туман стоит, висят на липе, осталась без хвоста, белеет небо.(найти сущ. в именительном падеже)
2 группа - сварить из малины, спит в берлоге, объяснил ученику, доплыть до берега, ( найти родительный падеж)
3 группа – отдыхал в лагере, дал маме, пролетел над городом, подъехал к дому (найти дательный падеж)
4 группа – увидеть дорогу, приехать в деревню, лететь на самолете, пришел на вокзал (найти винительный падеж)
5 группа – восхищаться подарком, встали ребята, беседовать с другом, подбежал к дереву.(творительный падеж)
6 группа - отдыхал в лагере, думал о друге, встал со скамейки, спит в берлоге.(предложный падеж)
Учитель раздаёт конверты с заданием каждой группе. Дети совещаются, определяют свой падеж и один человек выходит к доске, чтобы прочитать правильный ответ.
Смотрим памятку (работа в парах) слайд 4
3. Послушайте стихотворение(на доске).
4. Слайд 5.
Выпишите из стихотворения слово КОТ с вопросами, на которые оно отвечает (при записи слева отступите немного места). Выделите окончания.
Проверка (слайд 6)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
5. Определение на слух падежей существительных. Тест.
- У вас на листочках цифры от 1 до 7.
- Я диктую словосочетания. Вы должны под соответствующим номером указать одной буквой падеж.
4
1. Наблюдали за совой – Т.п.
2. Подбегает к дереву – Д.п.
3. Сидит на ветке – П.п.
4. Спрятался от мороза – Р.п.
5. Поет птичка – И.п.
6. Стучит клювом – Т.п.
7. Взбирается по березке – Д.п.
Проверка. (Самопроверка)
- Проверьте (слайд 7 )
- Поставьте себе отметку:
“5” - если нет ошибок
“4” - если 1-2 ошибки
“3” - если 3-4 ошибки
- Кто получил “5”, “4”, “3”? Кто не справился
6. Самостоятельная работа по вариантам:
Как определяют падеж
Работа по алгоритму: учебник ПАМЯТКА стр.63
Нахожу слово или предлог, к которому относится имя существительное.
Ставлю вопрос.
Выделяю окончание
Определяю падеж
7. Задание дано на карточках:
1 вариант
2 вариант
Сидит у реки
Тропинка ведёт
Подошел к дому
Варит на плите
Дал ученику
Ставлю к доске
Налетают на рябину
Смотрит из окна
Травка блестит
Говорит с сыном
8. Слайд 10
Самопроверка на доске:
5
Сидит у реки
Р
Тропинка ведёт
И
Подошел к дому
Д
Варит на плите
П
Дал ученику
Д
Ставлю к доске
Д
Налетают на рябину
В
Смотрит из окна
Р
Травка блестит
И
Говорит с сыном
Т
9. Закрепление.
Ребята, мы читали стихотворение про кота. А что он любит больше всего? (молоко)
Просклоняйте слово молоко (памятка в учебнике стр. 62)
Слайд 11
Повторение хором падежей по слайду12 (ПАДЕЖ – ВОПРОСЫ)
по слайду 13
10. Итог урока
- Какую цель поставили сегодня в начале урока?
Научиться отличать один падеж от другого и поупражняться в определении падежей.
Д/з стр. 62 Упр. 111 повторить падежи
11. Рефлексия
А теперь давайте оценим свою работу и урок в целом.