Просмотр содержимого документа
«Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.»
ТЕМА: Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
Цель урока: закрепить правописание безударных окончаний и или е в косвенных падежах имён существительных.
Задачи:
обучающая: умение ставить падежные вопросы, определять склонение, число, падеж существительных, пользоваться словами-помощниками (земля, слон, окно, степь) и объяснять написание безударных падежных окончаний; создать ситуацию, позволяющую ученикам применять полученные знания в практических задачах и упражнениях.
развивающая: развивать орфографическую зоркость и мышление; развивать монологическую речь, склонность к инициативному самовыражению.
воспитывающая: формировать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, товарищество, воспитывать чувство коллективизма и уважение к труду журналистов.
оздоровительная: содействовать сохранению здоровья младших школьников через физкультурную минутку, а также благоприятный эмоциональный настрой.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование:
- карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка задач урока.
- О чём будем говорить на сегодняшнем уроке? (Ответы детей: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.)
-Это первый урок по данной теме? (нет)
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (выслушиваю детей) Мы должны показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имен существительных; научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имен существительных.
Эмоциональный настрой. - Ребята, что вы ждёте от урока? (Узнать что-то новое, интересное) - А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.
Актуализация знаний.
1.- Какую тему изучаем? (Имя существительное)
- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
2. У нас сегодня каждая минутка на счету и вам надо как можно быстрее ответить на вопросы.
Итак, начинаем:
Изменяемая часть слова … (окончание)
Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)
Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся … (к 1 склонению)
Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное)
К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)
На вопрос КТО? отвечают... (одушевл. им. сущ.)
Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е)
Без какой части не может существовать слово? … (без корня, без основы)
Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)
Сколько падежей в русском языке? … (шесть)
Работа над темой урока.
Сегодня у нас будет урок-путешествие.
- Представьте себе, что мы с вами находимся в редакции, а вы - юные журналисты. Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Вы знаете, что журналист должен быть грамотным, сообразительным, аккуратным. Все эти качества мы проверим с вами, посещая различные отделы редакции.
Минутка чистописания.
В первый отдел, куда мы с вами попадаем - это «Отдел каллиграфии».
Каллиграфия – это красивое письмо.
Для упражнения в каллиграфии я задумала букву, которая обозначает звонкий согласный звук.
- Можете ли вы назвать мою букву с первого раза? (нет. Недостаточно информации)
-Этот звук может быть и твердым, и мягким. …
-У него есть пара по глухости – звук К – К* (Задумана буква Г)
Пропишите эти буквы, соблюдая мою закономерность.
г пп ттт рррр г
Словарно – орфографическая работа.
а) Посмотрите, на доске написаны словосочетания. Давайте определим падеж имен существительных.
Ехали по шоссе, смотрел на зелень, купил для пальто, вышел из метро, цвели на газоне, играл с ребенком.
– А сейчас вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Помощь – загадка:
Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей. (Газета)
– Какое это слово? Запишите в тетрадь.
б) (исторические данные).
Газета– новое словарное слово. (Вывешивается на доске)
- Что такое газета? (…)
Чтобы уточнить значение этого слова, давайте обратимся в «Отдел информации».
в) В нашей стране есть газеты утренние и вечерние; ежедневные и те, что выходят через день и раз в неделю. У каждой газеты есть свои читатели.
-Что интересного вы узнали о слове?
работа со словом: ударение, орфограмма, однокоренные слова, словосочетания со словом, предложения.
(Называют и записывают, выделив корень и ту часть слова, с помощью которой это слово образовано (газетка, газетный, газетчик- образованы с пом. суффиксов)
Запись предложения под диктовку:
Первый номер газеты3 и писал, и редактировал Петр 1.4 (Повест., невоскл., простое, распр.)
– Что обозначает цифра 4 в конце предложения? (синтакс. разбор)
А цифра 3 над словом газеты? (морфологический)
Газеты – что? Газета, сущ., н.ф. – газета, неодуш., ж.р., 1 скл., в ед.ч., в Р.п., дополнение.)
VI. Физминутка.
-Чтобы с новыми силами приступить к журналистской работе, я предлагаю немножко размяться!
Я буду называть слова, а вы выполнять движения.
Если слово относится к 1 склонению – присесть,
ко 2 склонению – встать,
к 3 склонению – хлопок.
Груша, гвоздь, мышь, игра, тетрадь, земля, альбом, ночь.
Работа над темой урока.
Групповая работа.
- Вы знаете, ребята, кто такие корректоры?
Верно, корректоры - работники редакции, которые ищут и исправляют ошибки в статьях, они не должны пропустить ни одной ошибки.
Я предлагаю вам попробовать себя в их роли.
Ваша задача: записать текст, исправив ошибки.
На апушки леса снек блистит насонце. Укутались снешком пушыстые ёлочьки на паляни. На самой верхней ветки высокой ели сарока трищит, гастей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!
(Взаимопроверка).
Это был маленький тест! Теперь вы можете оценить себя сами:
нет ошибок — мы в будущем можем стать классными журналистами!
1-2 ошибки — неплохо, надо только еще чуть-чуть поупражняться
3 и более ошибок — к сожалению, журналистом быть еще рано, поднажмем-ка мы на русский язык!
Закрепление изученного.
Уважаемые журналисты! Я выбрала для вас из газетных текстов фразеологизмы со словами на нашу орфограмму, но кто-то нечаянно разрезал газету, и фразеологизмы рассыпались!
Физкультминутка для глаз.
Запишите фразеологизмы по данному началу.
Не в своей …
Делать из …
Мороз по …
От корки ...
Подведение итогов урока.
Для работы дома я предлагаю вам несколько вариантов заданий. Вы можете выбрать любой, который вас заинтересует и будет по силам.
1 вариант. Предполагаю работу в рубриках «Фото дня».
Разместить фото (или иллюстрацию) на зимнюю тему и поместить под ней соответствующий репортаж (текст). Определить падеж и склонение имен существительных, графически обозначить изучаемую орфограмму.
2 вариант. Работа в рубрике «Проба пера».
Придумать «зимнее» стихотворение, включив свои примеры на изучаемое правило.
3 вариант. Выполнить задание с листочка.
Допишите окончания существительных. Определите падеж.
Из деревн.., без дорог.., по дорог.., от подруг.., к подруг.., на берёз. , в машин.., на кроват.., к площад.., из тетрад.., у лошад.., в бан.
Итак, давайте подведем итоги:
Сформулируйте еще раз тему урока. (...)
Урок достиг поставленной цели? (...) Кто, на ваш взгляд, хорошо работал на уроке и в будущем мог бы стать настоящим журналистом?