- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)
- Найдите антонимы в пословице(старый-новый)
- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
а
е
г
м
с
т
р
в
ё
й
с
ц
ю
ж
э
ч
ш
и
щ
у
э
ф
ц
и
й
ж
я
т
ы
ъ
н
т
щ
ф
ч
ш
у
ж
ц
ъ
ы
э
я
н
й
я
ф
ы
о
ъ
у
щ
о
э
ч
ш
ц
т
ю
ь
ч
н
т
ъ
э
ж
н
ф
ы
ш
я
щ
у
ц
ю
й
ф
у
и
ч
т
ы
и
ц
ш
э
ж
щ
я
ь
щ
м
я
ж
э
ф
т
ы
ъ
у
ч
ш
ц
й
м
-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
V. Работа по теме урока. Антонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.
А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.
VI. Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)
1. Мы шагаем, мы шагаем; Шаг влево, шаг вправо, Шаг вперёд и шаг назад. Мы шагаем, мы шагаем, Слова-антонимы мы знаем!
2. Игра в мяч.
-Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.
VII. Работа по теме урока. Синонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)
- Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?
Большой, огромный, громадный, гигантский.
Маленький, малюсенький, крошечный.
Крутой, обрывистый, отвесный.
- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)
2. Работа над правилом - стр.52 (слайд 14)
Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.
3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)
Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)
Злой, сердитый, коварный…(волк)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.
Звери живут в густом непроходимом лесу.
- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.
Живут (где?) в лесу.
В лесу (каком?) густом непроходимом.
4. Работа по таблице. (слайд 16)
- Ребята, увас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:
- Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.
[Учитель демонстрирует словарь]
- Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд )
- В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.
Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.
- Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]
- Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]
IX. Закрепление.
1. Выполнение теста.
- Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)
Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
Синонимы - это слова с противоположным значением.
Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
К слову можно подобрать только один синоним.
Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
Синоним можно подобрать к любому слову.
1
2
3
4
5
6
7
2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)
Слово
Синоним
Антоним
знойный
быстрый
скрытный
древний
тяжёлый
пустой
X. Итог урока.
- Что такое синонимы и антонимы?
- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Оценивание.
- Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)