kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Употребление прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Употребление прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов

Цель  урока:

      1. Повторять существенные признаки имени прилагательного;

уточнять знания детей о синонимах и антонимах; формиро­вать умение употреблять их в устной и письменной речи; вы­делять словосочетания в предложении, устанавливать связь в словосочетании по вопросам.

2. Повторять разбор слова по составу, правописание слов с изу­ченными орфограммами.

Тип урока:  урок усвоения навыков и умений; 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чистописание

Сс схс эсэ

Саша любит сушки,

Соня – ватрушки.

— Что мы знаем о букве с?

Напишите буквы, элементы букв и соединения буквы с с другими буква­ми. Прочитайте скороговорку. Запишите ее.

— Слова какой части речи помогли бы нам сделать это предложение более распространенным и интересным?

Распространите это предложение.

— Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?

III. Актуализация знаний.

— Что мы называем именем прилагательным?

— Какие признаки предметов могут обозначать имена прилагательные? Приведите примеры.

Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (умный или глупый, веселый или грустный, добрый или злой).

— Как мы называем такие пары слов?

- Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами.

                        Минус – плюс, огонь – вода,

                        Дерзкий – осторожный,

                        Все антонимы всегда

                        Противоположны.

                        В. Синицын

Допишите слова-антонимы, объясните написание орфограмм, бедный —. (богатый), отзывчивый —. (бездушный), вредный —. (полезный), далекий —. (близкий), больной —. (здоровый), густой —. (жидкий).

А еще имена прилагательные обозначают признаки абстрактных сущест­вительных, явлений природы, событий, действий. Пример:

Нежная любовь, холодная погода, жестокая война, короткая пробежка.

Спишите эти словосочетания, приписав еще по одному синониму к име­нам прилагательным.

IV. Постановка темы урока

Мы продолжим изучение темы об имени прилагательном, будем учиться пользоваться ими в речи, выделять с ними словосочетания в предложениях.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

Вкусные конфеты,

Машенькин портфель.

V. Работа по теме урока

1.Упр. 350.

Найдите в тексте слово, с которым связано имя прилагательное и поставь­те над ним крестик.

— С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

2. Упр. 351 - комментированное письмо.

— Как мы называем слова, которые вы записали парами? (антонимы.)

3. Упр. 352 — устно.

Работа с правилом стр. 131

4. Упр.353 - комментированное письмо.

 — С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

5. Словарная работа.

Запишите отгадку, рядом напишите родственное слово, выраженное име­нем прилагательным. Укажите род имен существительных.

Как образуются родственные слова? (При помощи приставок и суффик­сов.)

— образование прилагательных с помощью суффиксов.

Старик у ворот                                 Бегут кони буланы,

Тепло уволок,                                   Все узды порваны,

Сам не бежит                                    Ни сесть, ни погладить,

И стоять не велит.                            Ни плеткой ударить.

(Мороз — морозный)                                   (Облака — облачный)

Сани бегут,                                            Не шмель, не пчела,

А оглобли стоят.                                   А жалит.

(Берег — береговой)                            (Крапива — крапивный)

На поле на тагайском,                           Есть у дедушки конек —

На рубище на татарском                       Всему свету не догнать,

Стоят столбики белены,                        Есть у бабушки новинка -

На них шапочки зелены.                       Всему свету не скатать.

(Березы — березовый)                            (Ветер и дорога — ветреная, дорожная)

Во лугах сестрички —                           Золотая кубышка

Золотой глазок,                                       На море не тонет

Белые реснички.                                     И в огне не горит.

(Ромашка — ромашковый)                       (Месяц — месячный)

6. Комментированное письмо.

Дополните предложения противоположными по смыслу именами при­лагательными.

Ж.ра. — ж.вотное б.л.шое, а мыш..

За.ц слабый зв.рек, а рыс. —. звер..

Ч.р.паха — м.длительное

ж.вотное, а зм.я —..

(Маленькая, сильный или хищный, про­ворная или юркая, шустрая).

Почему люди часто в речи признаки одного существительного противопоставляют признакам других существительных?

— Перечислите существительные, которые можно противопоставляв друг другу и по какому признаку? (Дорогу и тропинку по ширине, дерево кустарник по высоте, зиму и лето по погоде, тигра и волка по силе, смелое человека и трусливого, прошедшего события и настоящего и т. д.)

Трудолюбивая дочь — ленивая дочь. Громкий плач — тихий плач. Легкие облака — тяжелые облака. Широкая речка — узкий ручеек. Назовите имена прилагательные.

— Как называем слова, имеющие противоположное значение?

Физкультминутка

VI. Наблюдение над прилагательными, противоположными по смыслу.

– Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру…

Например, быстрый – медленный, высокий – низкий и т. д.

– Почему  в  речи  мы  часто  противопоставляем один предмет другому? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)

– Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставить мёд и перец по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету и т. д.)

На доске записаны слова: Орёл и воробей. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Тропинка и дорога. Заяц и тигр. Зима и лето.

– Противопоставьте один предмет другому по какому-либо признаку. Запишите получившиеся предложения.

Образец записи: Камень тяжёлый, а пушинка лёгкая.

– Прочитайте предложения. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Домашнее задание

Упр. 355

Итоги урока

— Что мы называем именем прилагательным?

— Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

— На признаки чего могут указывать имена прилагательные?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Употребление прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов"»

Смайлова Акбалдак Сансызбаевна

Общеобразовательная школа №15, Карагандинская область, г.Сатпаев

Тема урока: Употребление прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов

Цель урока:

1. Повторять существенные признаки имени прилагательного;

уточнять знания детей о синонимах и антонимах; формиро­вать умение употреблять их в устной и письменной речи; вы­делять словосочетания в предложении, устанавливать связь в словосочетании по вопросам.

2. Повторять разбор слова по составу, правописание слов с изу­ченными орфограммами.


Тип урока: урок усвоения навыков и умений;



Ход урока

I. Организационный момент


II. Чистописание

Сс схс эсэ

Саша любит сушки,

Соня – ватрушки.

— Что мы знаем о букве с?

Напишите буквы, элементы букв и соединения буквы с с другими буква­ми. Прочитайте скороговорку. Запишите ее.

— Слова какой части речи помогли бы нам сделать это предложение более распространенным и интересным?

Распространите это предложение.

— Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?


III. Актуализация знаний.

— Что мы называем именем прилагательным?

— Какие признаки предметов могут обозначать имена прилагательные? Приведите примеры.

Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (умный или глупый, веселый или грустный, добрый или злой).

— Как мы называем такие пары слов?

- Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами.

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

В. Синицын

Допишите слова-антонимы, объясните написание орфограмм, бедный — ... (богатый), отзывчивый — ... (бездушный), вредный — ... (полезный), далекий — ... (близкий), больной — ... (здоровый), густой — ... (жидкий).

А еще имена прилагательные обозначают признаки абстрактных сущест­вительных, явлений природы, событий, действий. Пример:

Нежная любовь, холодная погода, жестокая война, короткая пробежка.

Спишите эти словосочетания, приписав еще по одному синониму к име­нам прилагательным.


IV. Постановка темы урока

Мы продолжим изучение темы об имени прилагательном, будем учиться пользоваться ими в речи, выделять с ними словосочетания в предложениях.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

Вкусные конфеты,

Машенькин портфель.


V. Работа по теме урока

1.Упр. 350.

Найдите в тексте слово, с которым связано имя прилагательное и поставь­те над ним крестик.

— С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

2. Упр. 351 - комментированное письмо..

— Как мы называем слова, которые вы записали парами? (антонимы.)

3. Упр. 352 — устно.

Работа с правилом стр. 131

4. Упр.353 - комментированное письмо.

— С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

5. Словарная работа.

Запишите отгадку, рядом напишите родственное слово, выраженное име­нем прилагательным. Укажите род имен существительных.

— Как образуются родственные слова? (При помощи приставок и суффик­сов.)

— образование прилагательных с помощью суффиксов.

Старик у ворот Бегут кони буланы,

Тепло уволок, Все узды порваны,

Сам не бежит Ни сесть, ни погладить,

И стоять не велит. Ни плеткой ударить.

(Мороз — морозный) (Облака — облачный)

Сани бегут, Не шмель, не пчела,

А оглобли стоят. А жалит.

(Берег — береговой) (Крапива — крапивный)

На поле на тагайском, Есть у дедушки конек —

На рубище на татарском Всему свету не догнать,

Стоят столбики белены, Есть у бабушки новинка -

На них шапочки зелены. Всему свету не скатать.

(Березы — березовый) (Ветер и дорога — ветреная, дорожная)

Во лугах сестрички — Золотая кубышка

Золотой глазок, На море не тонет

Белые реснички. И в огне не горит.

(Ромашка — ромашковый) (Месяц — месячный)

6. Комментированное письмо.

Дополните предложения противоположными по смыслу именами при­лагательными.

Ж...ра... — ж...вотное б...л...шое, а мыш.......

За...ц слабый зв...рек, а рыс... — ... звер.......

Ч...р...паха — м...длительное

ж...вотное, а зм...я — ... .

(Маленькая, сильный или хищный, про­ворная или юркая, шустрая).

— Почему люди часто в речи признаки одного существительного противопоставляют признакам других существительных?

— Перечислите существительные, которые можно противопоставляв друг другу и по какому признаку? (Дорогу и тропинку по ширине, дерево кустарник по высоте, зиму и лето по погоде, тигра и волка по силе, смелое человека и трусливого, прошедшего события и настоящего и т. д.)

Трудолюбивая дочь — ленивая дочь. Громкий плач — тихий плач. Легкие облака — тяжелые облака. Широкая речка — узкий ручеек. Назовите имена прилагательные.

— Как называем слова, имеющие противоположное значение?

Физкультминутка

VI. Наблюдение над прилагательными, противоположными по смыслу.

– Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру…

Например, быстрый – медленный, высокий – низкий и т. д.

– Почему в речи мы часто противопоставляем один предмет другому? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)

– Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставить мёд и перец по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету и т. д.)

На доске записаны слова: Орёл и воробей. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Тропинка и дорога. Заяц и тигр. Зима и лето.

– Противопоставьте один предмет другому по какому-либо признаку. Запишите получившиеся предложения.

Образец записи: Камень тяжёлый, а пушинка лёгкая.

– Прочитайте предложения. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).


Домашнее задание

Упр. 355

Итоги урока

— Что мы называем именем прилагательным?

— Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

— На признаки чего могут указывать имена прилагательные?















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по теме "Употребление прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов"

Автор: Смайлова Акбалдак Сансызбаевна

Дата: 25.01.2018

Номер свидетельства: 452410


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства