Урок по теме "Употребление прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов"
Урок по теме "Употребление прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов"
Тема урока: Употребление прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов
Цель урока:
1. Повторять существенные признаки имени прилагательного;
уточнять знания детей о синонимах и антонимах; формировать умение употреблять их в устной и письменной речи; выделять словосочетания в предложении, устанавливать связь в словосочетании по вопросам.
2. Повторять разбор слова по составу, правописание слов с изученными орфограммами.
Тип урока:урок усвоения навыков и умений;
Ход урока
I.Организационный момент
II.Чистописание
Сс схс эсэ
Саша любит сушки,
Соня – ватрушки.
— Что мы знаем о букве с?
Напишите буквы, элементы букв и соединения буквы с с другими буквами. Прочитайте скороговорку. Запишите ее.
— Слова какой части речи помогли бы нам сделать это предложение более распространенным и интересным?
Распространите это предложение.
— Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?
III.Актуализация знаний.
— Что мы называем именем прилагательным?
— Какие признаки предметов могут обозначать имена прилагательные? Приведите примеры.
Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (умный или глупый, веселый или грустный, добрый или злой).
— Как мы называем такие пары слов?
- Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами.
А еще имена прилагательные обозначают признаки абстрактных существительных, явлений природы, событий, действий. Пример:
Нежная любовь, холодная погода, жестокая война, короткая пробежка.
Спишите эти словосочетания, приписав еще по одному синониму к именам прилагательным.
IV.Постановка темы урока
Мы продолжим изучение темы об имени прилагательном, будем учиться пользоваться ими в речи, выделять с ними словосочетания в предложениях.
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.
V.Работа по теме урока
1.Упр. 350.
Найдите в тексте слово, с которым связано имя прилагательное и поставьте над ним крестик.
— С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
2. Упр. 351 - комментированное письмо.
— Как мы называем слова, которые вы записали парами? (антонимы.)
3. Упр. 352 — устно.
Работа с правилом стр. 131
4. Упр.353 - комментированное письмо.
— С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
5. Словарная работа.
Запишите отгадку, рядом напишите родственное слово, выраженное именем прилагательным. Укажите род имен существительных.
—Как образуются родственные слова? (При помощи приставок и суффиксов.)
— образование прилагательных с помощью суффиксов.
Старик у ворот Бегут кони буланы,
Тепло уволок, Все узды порваны,
Сам не бежит Ни сесть, ни погладить,
И стоять не велит. Ни плеткой ударить.
(Мороз — морозный) (Облака — облачный)
Сани бегут, Не шмель, не пчела,
А оглобли стоят. А жалит.
(Берег — береговой) (Крапива — крапивный)
На поле на тагайском, Есть у дедушки конек —
На рубище на татарском Всему свету не догнать,
Стоят столбики белены, Есть у бабушки новинка -
На них шапочки зелены. Всему свету не скатать.
(Березы — березовый) (Ветер и дорога — ветреная, дорожная)
Во лугах сестрички — Золотая кубышка
Золотой глазок, На море не тонет
Белые реснички. И в огне не горит.
(Ромашка — ромашковый) (Месяц — месячный)
6. Комментированное письмо.
Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными.
Ж.ра. — ж.вотное б.л.шое, а мыш..
За.ц слабый зв.рек, а рыс. —. звер..
Ч.р.паха — м.длительное
ж.вотное, а зм.я —..
(Маленькая, сильный или хищный, проворная или юркая, шустрая).
—Почему люди часто в речи признаки одного существительного противопоставляют признакам других существительных?
— Перечислите существительные, которые можно противопоставляв друг другу и по какому признаку? (Дорогу и тропинку по ширине, дерево кустарник по высоте, зиму и лето по погоде, тигра и волка по силе, смелое человека и трусливого, прошедшего события и настоящего и т. д.)
— Как называем слова, имеющие противоположное значение?
Физкультминутка
VI.Наблюдение над прилагательными, противоположными по смыслу.
– Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру…
Например, быстрый – медленный, высокий – низкий и т. д.
– Почему в речи мы часто противопоставляем один предмет другому? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)
– Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставить мёд и перец по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету и т. д.)
На доске записаны слова: Орёл и воробей. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Тропинка и дорога. Заяц и тигр. Зима и лето.
– Противопоставьте один предмет другому по какому-либо признаку. Запишите получившиеся предложения.
Образец записи: Камень тяжёлый, а пушинка лёгкая.
– Прочитайте предложения. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Домашнее задание
Упр. 355
Итоги урока
— Что мы называем именем прилагательным?
— Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
— На признаки чего могут указывать имена прилагательные?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Употребление прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов"»
Смайлова Акбалдак Сансызбаевна
Общеобразовательная школа №15, Карагандинская область, г.Сатпаев
Тема урока: Употребление прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов
Цель урока:
1. Повторять существенные признаки имени прилагательного;
уточнять знания детей о синонимах и антонимах; формировать умение употреблять их в устной и письменной речи; выделять словосочетания в предложении, устанавливать связь в словосочетании по вопросам.
2. Повторять разбор слова по составу, правописание слов с изученными орфограммами.
Тип урока:урок усвоения навыков и умений;
Ход урока
I.Организационный момент
II.Чистописание
Сс схс эсэ
Саша любит сушки,
Соня – ватрушки.
— Что мы знаем о букве с?
Напишите буквы, элементы букв и соединения буквы с с другими буквами. Прочитайте скороговорку. Запишите ее.
— Слова какой части речи помогли бы нам сделать это предложение более распространенным и интересным?
Распространите это предложение.
— Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?
III.Актуализация знаний.
— Что мы называем именем прилагательным?
— Какие признаки предметов могут обозначать имена прилагательные? Приведите примеры.
Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (умный или глупый, веселый или грустный, добрый или злой).
— Как мы называем такие пары слов?
- Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами.
А еще имена прилагательные обозначают признаки абстрактных существительных, явлений природы, событий, действий. Пример:
Нежная любовь, холодная погода, жестокая война, короткая пробежка.
Спишите эти словосочетания, приписав еще по одному синониму к именам прилагательным.
IV.Постановка темы урока
Мы продолжим изучение темы об имени прилагательном, будем учиться пользоваться ими в речи, выделять с ними словосочетания в предложениях.
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.
V.Работа по теме урока
1.Упр. 350.
Найдите в тексте слово, с которым связано имя прилагательное и поставьте над ним крестик.
— С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
2. Упр. 351 - комментированное письмо..
— Как мы называем слова, которые вы записали парами? (антонимы.)
3. Упр. 352 — устно.
Работа с правилом стр. 131
4. Упр.353 - комментированное письмо.
— С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
5. Словарная работа.
Запишите отгадку, рядом напишите родственное слово, выраженное именем прилагательным. Укажите род имен существительных.
— Как образуются родственные слова? (При помощи приставок и суффиксов.)
— образование прилагательных с помощью суффиксов.
Старик у ворот Бегут кони буланы,
Тепло уволок, Все узды порваны,
Сам не бежит Ни сесть, ни погладить,
И стоять не велит. Ни плеткой ударить.
(Мороз — морозный) (Облака — облачный)
Сани бегут, Не шмель, не пчела,
А оглобли стоят. А жалит.
(Берег — береговой) (Крапива — крапивный)
На поле на тагайском, Есть у дедушки конек —
На рубище на татарском Всему свету не догнать,
Стоят столбики белены, Есть у бабушки новинка -
На них шапочки зелены. Всему свету не скатать.
(Березы — березовый) (Ветер и дорога — ветреная, дорожная)
Во лугах сестрички — Золотая кубышка
Золотой глазок, На море не тонет
Белые реснички. И в огне не горит.
(Ромашка — ромашковый) (Месяц — месячный)
6. Комментированное письмо.
Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными.
Ж...ра... — ж...вотное б...л...шое, а мыш.......
За...ц слабый зв...рек, а рыс... — ... звер.......
Ч...р...паха — м...длительное
ж...вотное, а зм...я — ... .
(Маленькая, сильный или хищный, проворная или юркая, шустрая).
— Почему люди часто в речи признаки одного существительного противопоставляют признакам других существительных?
— Перечислите существительные, которые можно противопоставляв друг другу и по какому признаку? (Дорогу и тропинку по ширине, дерево кустарник по высоте, зиму и лето по погоде, тигра и волка по силе, смелое человека и трусливого, прошедшего события и настоящего и т. д.)
— Как называем слова, имеющие противоположное значение?
Физкультминутка
VI.Наблюдение над прилагательными, противоположными по смыслу.
– Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру…
Например, быстрый – медленный, высокий – низкий и т. д.
– Почему в речи мы часто противопоставляем один предмет другому? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)
– Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставить мёд и перец по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету и т. д.)
На доске записаны слова: Орёл и воробей. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Тропинка и дорога. Заяц и тигр. Зима и лето.
– Противопоставьте один предмет другому по какому-либо признаку. Запишите получившиеся предложения.
Образец записи: Камень тяжёлый, а пушинка лёгкая.
– Прочитайте предложения. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Домашнее задание
Упр. 355
Итоги урока
— Что мы называем именем прилагательным?
— Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
— На признаки чего могут указывать имена прилагательные?