Организация учебной деятельности по методу проектов выбрана, как наиболее соответствующая учебной теме, конкретному классу.
Тема проекта была доступной. Интересна детям. Соответствовала возрастным особенностям.
Творческий потенциал учащихся, уровень их знаний, умений и навыков позволили сформировать учебные навыки проектной деятельности. Учитель опирался на знания и умения детей работать над проектом. Поэтому вначале урока проговорили этапы работы над проектом. Индивидуальная творческая группа детей начала подготовку за один день до урока. Редакторам класса было заранее предложено определить «продукт» проекта. Группа детей имела дифференцированное индивидуальное задание. Учитель в ходе работы опирался на знания этих детей. Этот педагогический прием позволил детям активно и плодотворно изучить сложный учебный материал, выйти за рамки школьной программы.
Основной принцип метода проектов – «изучение в деятельности».
Следует отметить, что дети изучали, исследовали материал в совместной деятельности. Четко спланировали этапы работы. Умело проанализировали материал и самостоятельно смогли выделить главное.
В промежуточной презентации работы каждой группы заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи.
Урок построен с использованием информационно – компьютерной технологии.
Дети владеют приемами работы с компьютером, Интернет ресурсами и интерактивной доской.
Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления при работе с компьютером и снятия у них мышечного статического напряжения, проведена динамическая пауза. Релаксация.
Сменялись позы, в соответствии с видами работы и чередованием в течение урока. Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» Дети периодически переводились учителем из положения «сидя» в положение «стоя».
Хороший психологический климат урока.
В конце урока проведена рефлексия. Ученики проанализировали свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.
Считаю, что в ходе работы над проектом обозначенная проблема была полностью решена.
Дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показали результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определил форму проведения презентации.
Самоанализ урока будет не полон без учета своих ошибок и выводов на будущее. На данном уроке была несколько затянута письменная работа. Оформление результатов работы над экологическими проблемами
( Оформление выводов в таблице). Это произошло из-за низкой скорости письма детей данного класса. Этот недостаток будет учтен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
Коммуникативные УУД:
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Посмотрите , дети, на доску и определите нашу работу на сегодняшнем уроке
Учитель:Наши редакторы предлагают нам сегодня по итогам работы выполнить презентацию)
Определите тему нашего проекта.
Итак, откройте страницу учебника и прочитайте тему нашего урока. (Значение лесов)
Рассмотрите пиктограмму, прочитайте задание и определите проблему.
( Какое значение для человека имеют леса?)
3. «Мозговой штурм» Как вы понимаете «Рощи да леса - всему краю краса?» (слайд 3)
4. Исследование
Сейчас каждой группе будет предложено задание.
Внимательно прочитайте инструкцию. (Приложение 1)
Вдумчиво прочитайте задание. Вам нужно определить значение леса. (Приложение 2)
Результаты исследования переслать по сети на главный компьютер редакторам, чтобы они смогли оформить презентацию.
1 группа. Прочитать статью в учебнике 1и 2 абзац с.70
2 группа. Прочитайте статью с.70, 3 абзац
3 группа. Прочитайте статью в учебнике с.69(абзац), с.70, последний абзац.
4 группа. Прочитайте статью с.71 2 абзац.
5 группа. Прочитайте статью в учебнике с.71, последний абзац.
6 группа. Прочитать статью в справочнике. Сделать вывод.
5.Результаты своих исследований учащиеся представляют по очереди по данной схеме:1,2,4.5,6,3. (слайд 4)
6.Динамическая пауза.
Учитель: Вы сказали, что люди совершают прогулки в лес, любуются красотой леса. Предлагаю вам сейчас совершить прогулку в лес. Перед вами пазлы с изображение леса. Составьте картину.
На доске (Слайд 5)
Репродукция картины И.Шишкина «Дубовая роща», И.Левитан «Березовая роща»
С какой репродукцией картины вы уже знакомы? (И.Шишкин «Дубовая роща», на уроке русского языка)
-Как называется лес, в котором растут только березы? (березовая роща, березняк)
- Если растут одни осины? (осиновый лес)
Когда в лесу растут одни липы? (липовый лес)
Как называется лес, в котором растут преимущественно сосны? ( Сосновый бор)
Учитель:
Все леса выделяют кислород. Но вот сосновый бор выделяет больше фитонцидов. Фитонциды - это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух. Воздух в таком лесу особенно чистый, поэтому в этих местах открывают санатория и дома отдыха.
Упражнение на релаксацию.
Приятно гулять по лесу. Лучше всего гулять с другом .Возьмите за руку друга.Закройте глаза и представьте, что вы идете по лесу. ( Звучит музыка) (слайд 6)
Легко дышится в прогретых солнцем лесах. От запахов, трав и коры исчезает усталость.
7. Учитель: Мы выяснили: польза леса огромна. А всегда ли человек справедлив по отношению к нему? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
Продолжим работу . Прочитайте статью в учебнике с.72-73
Предлагаю работу по выбору.
1.Определить экологические проблемы леса.
2.Определить меры по охране лесов.
Выводы записать в таблицу. (Приложение3)
Участник группы работает с документ камерой. На доске проекция.
Члены группы озвучивают проблемы леса.
8.Учитель: Дипков Дмитрий подготовил для вас познавательную презентации.
Презентация ученика «Лесные пожары»
( индив. задание)
Члены группы озвучивают меры по охране леса.
9. Учитель: Ребята, а что вы можете сделать, чтобы помочь лесу?
Как ты можешь помочь в охране и увеличении лесных богатств своего края?
( рассуждения учащихся)
Учитель: Лес- это загадка природы, которую вы будете еще постепенно изучать, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа прибрела в вашем лице своих помощников и защитников.
10.Итог работы.
Продукт проектной деятельности учащихся. Защита проекта.(Представление результата исследования в виде презентации)
Учитель:Подведем итог нашей работы. Какую проблему проекта мы обозначили?Что же выяснили в ходе работы? ( Мы выяснили, какое значение имеет лес)
Итог нашей работы - презентация. Посмотрим, что же у нас получилось?
(просмотр презентации)
Ребята, где мы можем использовать презентацию?
11. Рефлексия. Оцените работу своей группы. Сделайте вывод.
Члены группы заполняют оценочный лист. (Приложение 3 )
С каким настроением вы закончили работу? (показ смайликов) (Приложение 4)
Приложение 1.
Каждой группе предложена инструкция для изучения
Инструкция
1. Внимательно прочитайте задание.
2.Прочитайте статью.
3.Распределите обязанности в группе.
4.Подготовьте материал.
5.На рабочем столе папка «Дидактический материал к уроку».Используйте иллюстрации.
5.Создайте слайд для презентации.
6.Отправьте свою работу по сети на главный компьютер редакторам.
7.Подготовьте выступление.
Приложение 2
Карточка-задание для группы
1 группа.
1. Прочитать статью в учебнике 1и 2 абзац с.70
2. Сделать вывод(главное предложение на слайд)
3.Распределить выступление.
2 группа.
1. Прочитайте статью с.70, 3 абзац
2. Сделать вывод(главное предложение на слайд)
3.Распределить выступление.
3 группа.
1.Прочитайте статью в учебнике с.69(абзац), с.70, последний абзац.
2. Сделать вывод(главное предложение на слайд)
3.Распределить выступление.
4 группа.
1. Прочитайте статью с.71 2 абзац
2. Сделать вывод(главное предложение на слайд)
3.Распределить выступление.
4 группа.
1. Прочитайте статью с.71 2 абзац
2. Сделать вывод(главное предложение на слайд)
3.Распределить выступление.
5 группа.
1. Прочитайте статью в учебнике с.71, последний абзац.