Просмотр содержимого документа
«Уменьшаемое, вычитаемое, разность.»
Компоненты действия вычитания.
Организационный момент.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, а особенно для вас ребята, ведь вы пришли учиться, узнавать много нового.
Мотивация.
Вы обратили внимание на предметы, которые я принесла на урок (стакан с водой, марганцовка, листы бумаги)
Сейчас мы с вами проделаем небольшой опыт.
Бросим лист бумаги и посмотрим, как он падает. А теперь мы сомнем лист и опять бросим. Сравните. В каком случае быстрее?
Это явление объяснил и доказал великий английский математик, физик и астроном Исаак Ньютон. Более трех столетий назад он открыл закон всемирного тяготения, который объясняет не только наш опыт, но и движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Ньютон также объяснил принцип распространения звука: почему меня слышат не только те, кто сидит на первой парте, но и кто сидит сзади.
Предлагаю еще один опыт. Насыпаем в воду немного марганцовки. Что происходит с водой? Научное объяснение такого рода явления дал первый русский ученый мирового значения Михаил Васильевич Ломоносов. Он сделал много открытий в разных отраслях науки: отчего бывают грозы, северное сияние, образования каменного угля, нефти. Ломоносов основал первую в России химическую лабораторию, научился прогнозировать погоду.
Все свои открытия великие ученые смогли сделать в результате наблюдения и опытов, приложив много труда. В старших классах вы подробно изучите эти открытия. Но великие ученые когда то так же были детьми.
Я думаю, что мы с вами тоже можем попробовать сделать открытия.
Актуализация знаний.
Представьте, что мы с вами в научной лаборатории. Но прежде чем заняться исследованиями, нам необходимо вспомнить все, что мы знаем.
Постановка цели.
Кубик помощник. Ребенок бросает дважды кубик. Например (2, 4) . дети выкладывают столько же кругов.
Сколько всего? Как записать математическим языком? (2+4=6)
Почему поставили +
Прочитайте пример разными способами. За каждый правильный – получите смайлик. Сколько получилось смайликов?
Составьте пример на вычитание с этими числами.
Какими правилами использовались?
Прочитайте и это выражение по-разному.
Одинаковое ли количество смайликов? Почему? ( на сложение прочитали 4 раза, а на вычитание – 3)
Надо найти еще один способ.
Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь свое имя.
Что мы должны сегодня сделать, какое исследование провести.
Цель: установить название компонентов при вычитании.
Сформулируйте тему урока.
« Название компонентов действия вычитания и использование этих приемов для чтения записей».
Открытия новых знаний.
Мне кажется , что примеру повезло, ведь он попал в лабораторию к исследователям. Приступим к работе. Проведем эксперимент.
У меня в руках воздушный шарик. Это одно из слагаемых. Сейчас я добавлю второе слагаемое – воздух. Что произошло с шариком? (Он увеличился).
Так же произошло с числами при сложении.
С каким числом при вычитании можно сравнить надутый шарик? ( С самым большим, первым, из которого вычитают).
Верно. А теперь я из шарика буду выпускать воздух. Что происходит с шариком? (Он уменьшается).
Так число из которого вычитают тоже уменьшается, ему и дали такое название «уменьшаемое». Так как воздух выходит на письме каким знаком можем обозначить этот процесс? (Знак минус).
А действие вычитание. Раз мы вычитаем, то его так и назвали «вычитаемое».
Сравним два шарика – надутый и сдутый. Как можно задать вопрос, чтобы сравнить? (Какая разница между ними)
Вот и число, которое получилось в итоге называем «разность».
Как называются компоненты при вычитании?
Прочитайте наш пример, используя новые знания.
Выражение называется - разность чисел .
Информационная лаборатория
Найдите примеры на вычитание. Прочитайте и решите.
9 – 4 8+ 2 6 + 4 8 – 3 3+4 9 – 5 7 – 3
Работа по ученику.
Откройте учебник на с 29. Рассмотрите рисунок и составьте по нему задачу.
( На ветке сидело 5 снегирей. Улетело -2 . Сколько птичек осталось сидеть на ветке?
Рассмотрите схему под рисунком . Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку?
Почему два круга зачеркнуты?
Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3?
Как называется выражение 5-2
Прочитайте выражение под схемой.
Физкультминутка для глаз .
Практическая лаборатория.
Работа по учебнику.
Прочитайте задание № 1 на с 29
Запишите разность. Вычтите.
Прочитайте разными способами.
Прочитайте задачу № 2. (Утром в вазе лежало 6 яблок. К вечеру их число уменьшилось на 4. Сколько яблок осталось в вазе к вечеру?)
Что нам известно в задаче?
Что и ними произошло?
Что нам нужно найти?
Решите задачу.
Как называются числа 6, 4, 2. Как называется выражение?
Прочитайте равенство, используя слова «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
Рефлексия
Давайте вспомним, какова была тема урока?
Какие цели ставили перед собой?
Как вы думаете, мы достигли целей?
Итог
У вас есть смайлики. Оцените свою работу на уроке.