Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) (1 мин.) | Создать эмоциональный настрой. | Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на сотрудничество. - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели, На меня все посмотрели - Мы сегодня опять Учиться будем рисовать. - Сегодня мы проведем с вами урок изобразительного искусства. (Слайд 1) - Пасмурную погоду может исправить только улыбка. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку нашим гостям. Я желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на весь урок! | Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, эмоционально настраиваются на урок. | Личностные: самоопределение к деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей. |
2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин.) | Мотивировать учащихся на изучение темы. Актуализировать знания учащихся о значении слова и назначении данного предмета. Познакомить с историей появления варежек, их названиями в прошлом. | Предлагает отгадать загадку: - Наш урок я начну с загадки. Отгадав ее, вы сразу догадаетесь, о чем сегодня мы поведем речь на уроке. Дали братьям тёплый дом Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился, И отдельно поселился. - Проверим ваши предположения. (Слайд 2) Определите по изображению на слайде, все ли здесь в порядке. - Как вы понимаете значение слова «варежка»? Подберите слово, близкое по значению к слову «варежка». - Обратимся к словарю и проверим наши предположения. (Слайд 3) - Сделайте вывод: зачем человеку нужны варежки? - На Руси варежки известны с 13 века. Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды. Уже тогда варежки делились на мужские и женские. Женские – миниатюрные, нарядные, многоцветные. Мужские, попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть. - У варежек на Руси было много названий: вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, кукавки, связни. (Слайд 4) На доске вывешивает шаблоны варежек без узоров. - На шаблонах порядок? Почему? | Отгадывают загадку. Называют признаки беспорядка. Подбирают синонимы к слову «Варежка». Уточняют значение. Делают вывод о назначении варежек. Самостоятельно знакомятся с устаревшими названиями. Выдвигают предположения. | Познавательные: развитие способности смыслового восприятия текста. Личностные: наличие мотивации к учебной и творческой деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли в процессе диалога с различными субъектами образовательного процесса-одноклассниками, учителем. |
3.Постановка учебной задачи (3 мин.) | Организовать работу по формулировке темы и постановки задач урока учащимися. Ввести метапредметную тему урока. | Организует обсуждение темы и задач урока. - Предположите тему сегодняшнего урока - Тема нашего урока «Украшаем варежку». (Слайд 5) - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? - Чему хотели бы научиться? - Сегодня вы узнаете, как можно украсить варежки, и научитесь использовать свои знания при украшении варежек. (Слайд 5) - Параллельно с основной темой мы будем определять, где порядок, а где хаос, и создавать их. Уточним значение данных слов: порядок и хаос. | Участвуют в обсуждении темы и задач урока, формулируют их с помощью учителя. Определяют смысловое значение данных слов. | Регулятивные: Познавательные: определение учебной задачи изучения данной темы. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
4.Открытие учащимися нового знания (8 мин.) | Cообщить учащимся о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон понятия: «орнамент», «виды орнамента». | Формулирует проблему - Как будем украшать варежки? Организует исследовательскую деятельность учащихся. - Чтобы правильно украсить варежки, проведем небольшое исследование и сделаем вывод. - Рассмотрите внимательно узоры на полосках и докажите, где порядок и хаос. (Слайд 6) - Если узор повторяется несколько раз, то он образует… Закончите предложение. (Слайд 7) - Прочитайте это слово. Слово «орнамент» в переводе с латинского языка означает «украшение». Орнаментом называют узор, состоящий из повторяющихся элементов. Что украшают орнаментом? - Вы догадались, как будем украшать варежку? Каким орнаментом? Организует повторение видов орнамента. Для этого заранее приготовлен раздаточный материал в конвертах. - Создайте на партах хаос. А теперь все будем приводить в порядок. Определите вид орнамента по его элементам. - В любом виде орнамента всегда есть определенный порядок. Если порядка нет, значит, такое изображение не является орнаментом. | Предлагают свои варианты, убеждаются в необходимости получения новых знаний. Работают в парах по заданию учителя, пытаются определить узоры с порядком и хаосом (с орнаментом, без орнамента). Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению. Выделяют существенные признаки и определяют вид орнамента, работая в паре. | Предметные: умение читать символический образный язык. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; доказательство; классификация. Коммуникативные: умение сотрудничать, работая в паре. |
5.Физминутка (2 мин.) | Обеспечить активный отдых. | Организует динамическую паузу. (Слайд 8) - Я надену шапочку и пойду гулять. Я надену валенки – буду танцевать! Я надену варежки – и – в снежки играть! | Выполняют движения по содержанию стихотворения. | Личностные |
6.Открытие нового знания (продолжение) (6 мин.) | Организовать усвоение учащимися техники построения орнамента; формировать знания о национальном орнаменте, его элементах. | Знакомит с национальным орнаментом. (Слайд 9) - А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. - Определите по изображениям на слайде, какой народ придумал данный орнамент. - Кто такие коми-пермяки? - Познакомимся с местными названиями и изображениями элементов коми-пермяцкого орнамента: (Слайд 10) зигзаг (чукыль-мукыль), солнце (шондį), человек (морт), юр (голова), глаз коровы (мöс син), сорочья лапа (катша кок), нательный крестик (перна). Коми-пермякий язык очень красив и интересен. - Где вы встречали коми-пермяцкий орнамент или отдельные его элементы? -Рукодельницы украшают коми-пермяцким орнаментом пояса, варежки, носочки, шапочки, т.е. одежду. - К какому виду вы отнесете коми-пермяцкий орнамент? Сопоставьте с видами орнамента из раздаточного материала. - Ребята, надо знать, любить, беречь все, что создано нашими бабушками, прабабушками. | Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению. Выдвигают свои предположения. Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению. Определяют вид орнамента. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: формирование положительного отношения и уважения к культуре своего народа. Познавательные: логические: сравнение. |
5. Самостоятельная творческая практическая деятельность (15 мин.) | Формировать умения украшать пару варежек: подбирать узор, договариваясь в паре, и украшать им варежку, постоянно контролируя свое действие с действиями друга. | Организует деятельность по применению новых знаний. (Слайд 11) - Я вам предлагаю стать мастерами своих уникальных варежек. Задача перед вами непростая: украсить варежку коми-пермяцким орнаментом. Как звучит название «Варежка» на коми-пермяцком языке? - Вы будете работать вдвоем и вам нужно украсить варежки так, чтобы получилась пара. Варежки тоже ведь покупают или вяжут парами. - Вспомним правила работы в паре. (Слайд 12) Раздает шаблоны варежек – у каждого ряда учащихся свой цвет. - Желаю вам творческого вдохновения! Ребята, не забывайте про то, что ваши варежки должны быть в полном порядке, одинаковыми. Во время самостоятельной работы учащихся звучит коми-пермяцкая мелодия. | Называют правила работы в паре. Самостоятельно украшают варежки национальным орнаментом, используя элементы со слайда. (Слайд 13) | Коммуникативные: согласование усилий по достижению общей цели и решению поставленных задач. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
6.Рефлексия деятельности (5 мин.) | Учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | Организует рефлексию. (Слайд 14) - Что нового узнали на уроке? Чему научились? С какими новыми словами познакомились? Что понравилось на уроке? Что было трудным при выполнении задания? - У нашего народа прекрасная культура: музыка, язык, орнамент. Только все вместе, и взрослые, и дети – мы сможем ее сохранить и даже преумножить. - А сейчас я предлагаю оценить, как вы украсили варежки, работая вдвоем. Посмотрите: 1) составляют ли ваши варежки пару; 2) одинаковые ли получились узоры; 3) аккуратная ли ваша работа. - Если вы считаете, что у вас все правильно получилось, нарисуйте два сердечка, если вы считаете, что получилось не все правильно, нарисуйте одно сердечко. (Слайд 15) - Варежки и правда получились замечательные! (Слайд 16) - Нам удалось на уроке устранить хаос и навести порядок! Видите, как важно уметь работать в паре. А что можно сделать с нашими работами? Решите вдвоем, кому бы вы подарили свои варежки. | Отвечают на поставленные учителем вопросы. Оценивают работу в паре. Рисуют сердечки на обратной стороне варежек. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: Умение оценивать свою работу, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе. |