Урок ИЗО во 2-м классе "Орнамент. Украшаем варежку".
Учитель: Павлова Жанна Викторовна
Технологическая карта изучения темы
Цель | Научить изготавливать и разукрашивать пару варежек, работая в паре. |
Задачи | 1) обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой 2) воспитывающие: формирование уважительного отношения к культуре своего народа; бережного отношения к результатам своего труда 3) развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой | Личностные: положительно относиться к социальной роли ученика, к процессу обучения; уважать культуру своего народа. Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей. Познавательные: логические: выполнять универсальные логические действия (анализ – выделение признаков); общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатов Коммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; умение договариваться о распределении функции, ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль. |
Основные понятия | Орнамент; мотивы: растительный, геометрический, животный; национальный орнамент; шаблон |
Организация пространства
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир Развитие речи (обогащение словарного запаса). Музыка (Д.Шостакович – «Зима как много грусти в этом слове»). | Фронтальная, в паре, индивидуальная. | 1) Учебник «Изобразительное искусство. автор Л.А.Неменская, М.: «Просвещение», 2011. 2) Fashiony.ru 3) Lidia.rusedu.net 4) uchportal.ru 5) prezentazia.ucoz.ru |
1-й этап. Мотивация к деятельности
– Наш урок я хочу начать вот с такой загадки, а вы попробуете определить тему сегодняшнего урока:
Не боюсь морозца я –
Есть две шубки у меня.
Согревают две сестрички,
А зовут их … (рукавички) (слайд 2)
2-й этап. Учебно-познавательная деятельность
– Ребята, а что вы знаете о рукавичках?
Для чего они нужны? Как можно рукавички назвать по-другому? (варежки)
Подберите слово, близкое по значению (варежки) (слайд 3)
- Как вы понимаете значение этих слов?
- Обратимся к словарю и проверим наши предположения.
- Цель нашего урока непростая: сегодня вы будете работать не только по группам, но и парами.
А в какое время года мы никак не можем обойтись без наших варежек?
Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных варежки. Посмотрите, какие разные варежки я нашла в нашем волшебном сундучке поделок. (Учитель показывает образцы варежек, среди которых одна пара без узоров).Какая из них вам понравилась больше всего? Почему?
– Так зачем же человек украшает варежки узорами?(чтобы они не только грели, но и радовали нас своей красотой)
– А откуда брали узоры наши прабабушки? Ведь в старину не было ни красочных журналов, книг, телевидения? (придумывали сами)
– А что же им помогала создавать узоры, мы узнаем, посмотрев вот на такой слайд(слайд 4)
Внимательно рассмотрите фотографии на верхней строке, затем на нижней. Потом сравните их парами: верхнюю и нижнюю. Сделайте вывод. Вывод: природа помогала мастерицам создавать чудесные узоры.
– Если узор повторяется несколько раз, то он образует орнамент. Прочитаем это трудное слово по слогам, теперь
повторим все вместе хором. (слайд5)
Обратите внимание на то, как пишется и произносится это слово.
– Что объединяет все эти узоры, орнаменты? (слайд 6)
(Во всех узорах есть части растений, поэтому они называются орнаментами с растительным мотивом.)
– Чем похожи эти орнаменты? (слайд 7)
(Это орнаменты с животным мотивом.)
– Из чего состоят эти узоры? (слайд 8)
(В этих орнаментах присутствует геометрический мотив.)
– Но бывают и смешанные орнаменты (слайд 9)
-Что такое орнамент? (слайд 10)
Физминутка
Впереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем.
Мы надели варежки.
Варежки, варежки.
Мы надели валенки.
Валенки, валенки.
Побежали на каток.
Покатались там часок.
Не замерзли ножки
В валенках, валенках.
Не замерзли ручки
В варежках, варежках.
3-й этап Практическая работа в паре
– А как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке?
- А как выполнить работу, чтобы она получилась быстрее? (в паре)
Варежки тоже ведь покупают или вяжут парами.
Цель нашего урока непростая. На столе лежит всего один шаблон варежки. Вам надо обвести шаблоны и украсить варежки так, чтобы они составили пару.
Сначала давайте вспомним правила работы в паре.
1.Работай дружно. Не ссорься.
2. Советуйся с другом.
3. Умей договариваться.
4. Помогай другу.
Изготовление и украшение варежки.
А подсказывать порядок работы нам будет волшебная карта.
Работать вы будете с помощью разных волшебных предметов, используемых на уроках рисования.
Вы изготавливаете одну пару варежек на двоих (слайд 14).Если варежка Ани выглядит так, то варежка Саши должна выглядеть таким образом. А чем они отличаются?
(один варежек одевается на левую руку, а другой - на правую)
Технологическая карта:
1. Договоритесь, кто из вас будет рисовать левую, а кто правую варежку.
Возьмите шаблон варежки и обведите его.
3. Можно приступить к работе.
А как проверить получилась ли у вас правильная пара?
Вы же, ребята, сами сказали, что без узоров варежка нравится не всем. С вами согласен и Мастер Украшения, поэтому он ставит перед вами другую задачу: украсить вашу пару варежек орнаментом, не забывая про то, что ваши варежки должны быть одинаковыми (слайд 15). И еще наш Мастер каждой паре приготовил свое задание. (задания: разукрасить растительным орнаментом или геометрическим)
Учащиеся работают в паре. Учитель осуществляет контроль.
4-й этап. Оценка результатов деятельности
(Все работы вывешиваются на доске)
– Ребята, какие красивые варежки у вас получились. Видите, как важно уметь работать в паре. А что можно сделать с нашими работами? Решите в паре, а кому бы вы подарили свои варежки?
Теперь надо свою работу проверить и оценить.
Для этого посмотрите:
1) составляют ли ваши варежки пару;
2) одинаковые ли получились узоры;
3) аккуратна ли ваша работа.
Оцениваете свою работу. Если вы считаете, что у вас все получилось правильно, то рисуете два сердечка. Но если вам кажется, что сегодня у вас получилось не так все хорошо, то нарисуйте одно сердечко.
(слайд 17)
Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые морозы (слайд 18)