Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №170» г. Новосибирск
Учитель Черникова Оксана Владимировна 1класс
ИЗО Учебник «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь», автор Л.А.Неменская, учебник для 1-го класса.
УМК «Школа России»
Тема: «Орнамент. Украшаем варежку»
Тип урока: сообщение новых знаний
Форма урока: урок - практикум
Цель деятельности учителя: Научить изготавливать и разукрашивать пару варежек, работая в паре.
Задачи:
Образовательные: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой
Воспитательные: формирование уважительного отношения к культуре своего народа; бережного отношения к результатам своего труда;
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; умение договариваться о распределении функции, ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль.
Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку;
Личностные: положительно относиться к социальной роли ученика, к процессу обучения; уважать культуру своего народа.
Межпредметные связи Окружающий мир (знание своей национальности).
Технология (правила работы с ножницами).
Развитие речи (обогащение словарного запаса).
Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор.
Ход урока:
1 Организационный момент
– Наш урок я хочу начать вот с такой загадки:
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (СЛАЙД 1)
– Ребята, а что вы знаете о рукавичках? Для чего они нужны? Как можно рукавички назвать по-другому? (варежки)
А в какое время года мы никак не можем обойтись без наших варежек?
– Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных варежки. Посмотрите, какие разные варежки я нашла в нашем волшебном сундучке поделок. (Учитель показывает образцы варежек, среди которых одна пара без узоров).Какая из них вам понравилась больше всего? Почему?
– Так зачем же человек украшает варежки узорами?(чтобы они не только грели, но и радовали нас своей красотой)
– А откуда брали узоры наши прабабушки? Ведь в старину не было ни красочных журналов, книг, телевидения? (придумывали сами)
– А что же им помогала создавать узоры, мы узнаем, посмотрев вот на такой слайд (слайд 3)
Внимательно рассмотрите фотографии на верхней строке, затем на нижней. Потом сравните их парами: верхнюю и нижнюю. Сделайте вывод. Вывод: природа помогала мастерицам создавать чудесные узоры.
Если узор повторяется несколько раз, то он образует орнамент. Прочитаем это трудное слово по слогам, теперь
повторим все вместе хором.(слайд 4) Обратите внимание на то, как пишется и произносится это слово.
-Что объединяет все эти узоры, орнаменты? (слайд 5)
(Во всех узорах есть части растений, поэтому они называются орнаментами с растительным мотивом.)
– Чем похожи эти орнаменты? (слайд 6)
(Это орнаменты с животным мотивом.)
– Из чего состоят эти узоры? (слайд 7)
(В этих орнаментах присутствует геометрический мотив.)
– Но бывают и смешанные орнаменты (слайд 8)
Впереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем.
Маша варежку надела:
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик, как живешь?
(Движения пальцев по тексту)
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный
Избалованный всегда.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал.
(Поочередное ударение указательным по другим пальчикам)
-А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Мы с вами относимся к русскому народу. Посмотрите, какими чудными узорами украшали свою одежду, скатерти, полотенца русские мастерицы (слайд 9).
Ребята, надо знать, любить, беречь все, что создано нашими бабушками, прабабушками.
– А как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке?
Из чего мы сможем сделать варежку? (из цветного картона) А как выполнить работу, чтобы она получилась быстрее? ( в паре) Варежки тоже ведь покупают или вяжут парами.
Вы будете работать в парах, поэтому сначала давайте вспомним правила работы в паре.
1. Работай дружно. Не ссорься.
2. Советуйся с другом.
3. Умей договариваться
4. Помогай другу.
А подсказывать порядок работы нам будут наши знакомые мастера: Мастер Постройки и Мастер Украшения.
Мастер Постройки ставит перед вами такую задачу: вырезать по одному шаблону варежку так, чтобы она составляла с варежкой вашего соседа пару. Вы изготавливаете одну пару варежек на двоих (слайд 10).Если варежка Ани выглядит так, то варежка Саши должна выглядеть таким образом. А чем они отличаются?
(один варежек одевается на левую руку, а другой - на правую)
Мастер Постройки оставил варежку белой, чтобы вы сами в паре выбрали цвет для нее. Теперь слушайте порядок работы, который предлагает Мастер Постройки.
1. Выберите картон нужного для вас цвета.
2. Теперь договоритесь, кто из вас будет вырезать левую, а кто правую варежку.
3. Можно приступить к работе.
А как проверить получилась ли у вас правильная пара
Прежде чем приступим к выполнению задания Мастера Украшения, давайте отдохнем
ФИЗМИНУТКА Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
1 2 3 4 5
Мы закончили считать.
Вы же, ребята, сами сказали, что без узоров варежка нравится не всем. С вами согласен и Мастер Украшения, поэтому он ставит перед вами другую задачу: украсить вашу пару варежек орнаментом, не забывая про то, что ваши варежки должны быть одинаковыми (слайд 11). И еще наш Мастер каждой паре приготовил свое задание (учитель раздает конверты с заданиями: разукрасить растительным орнаментом, геометрическим и т.д.)
Слушайте и выполняйте указания Мастера Украшения.
1. Достаньте орнаменты из конвертиков. Рассмотрите их.
2. Выберите нужный вам орнамент.
3. Посоветуйтесь друг с другом, как лучше его расположить на варежке; посмотрите, подходят ли они по цвету друг другу.
4. Теперь можно орнаменты заклеить на варежку.
Учащиеся работают в паре. Учитель осуществляет контроль.
(Все работы вывешиваются на доске)
– Ребята, какие красивые варежки у вас получились. Видите, как важно уметь работать в паре. А что можно сделать с нашими работами? Решите в паре, а кому бы вы подарили свои варежки?
Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:
1) составляют ли ваши варежки пару;
2) одинаковые ли получились узоры;
3) аккуратна ли ваша работа.
-Разберите ваши варежки и на обратной стороне покажите, как вы оцениваете свою работу. Если вы считаете, что у вас все получилось правильно, то рисуете два сердечка. Но если вам кажется, что сегодня у вас получилось не так все хорошо, то нарисуйте одно сердечко.
Сложите свои чудесные варежки в наш волшебный сундучок поделок.
-Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые морозы (слайд 12)
(Учитель после занятия проводит анализ по формированию умения давать самооценку)
Уровни оценивания сформированности умения работать в паре: низкий – в узорах преобладают явные различия, нет сходства; в ходе работы не умеют договариваться, каждый настаивает на своем; средний – частичное сходство; высокий – одинаковый или очень похожий узор; в ходе работы обсуждают варианты, сравнивают работы для достижения результата.