3. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока.Постановка проблемы – и выход на тему. | Предлагает проблему, наталкивающую обучающихся на формулировку темы урока илииспользует задание, способствующее определению темы урока. Мотивирует обучающихся на определение темы урока. - Сегодня мы подробнее познакомимся с одним из органов чувств, а каким вы узнаете попозже. - Что вы услышали в аудиозаписи (звуки) - Звуки чего вы услышали? - Как вы думаете, то такое звук? - А чем мы | Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока. Слушают звуки. Отвечают на вопросы. На интерактивной доске собирают из слов тему урока «Ухо как орган восприятия звука». Определяют задачи урока. | Осознание значимости изучаемых знаний. | Регулятивные:умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока. Познавательные:умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные: строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения. | Самоопределение, адекватная мотивация. |
4. | Практическая деятельность обучающихся (исследователь-ского, творческого характера). 5.Подведение итогов урока. Рефлексия. 6.Домашнее задание | Ставит проблемный вопрос. Организует работу групп. Обеспечивает техническую сторону проведения самостоятельной работы. Раздает задания, инструкции, алгоритмы, оказывает педагогическую поддержку Сегодня мы окунемся в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всегда: всё шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет – звучит. Как вы думаете, для того чтобы что-то узнать новое, что мы будем делать? Итак, открываю наши научные лаборатории. Исследования будем проводить в группах – лабораториях, в каждой группе есть старший научный сотрудник. Повторим правила работы. Ребята, на столе у вас лежат листочки с таблицей. Посмотрите. На них написано 6 высказываний. Если вы согласны с высказыванием - в первой колонке напишите слово «верно», если не согласны - слово «неверно». Ответы на данные утверждения мы найдем в течение занятия, проведя различные исследования. Отложите листочки в сторону. Посмотрите на доску. (видео как волна ударятся о берег). - Что вы увидели? - Звук — это такая же волна, только мы её не видим, потому что она проходит и «волнуется» в воздухе. -Как вы думаете, в результате чего возникает звук? Исследование 1 Определим это, проведя опыт с камертоном. Ударьте молоточком по камертону и возьмитесь за него рукой. - Что вы заметили? - Что звук возникает в результате колебаний предметов. - Возьмите линейку, положите ее на край стола. Прижмите рукой. Слегка ударьте по ней. - Что является источником звука? (линейка) - Что привела она в движение? (воздух) -Что происходит дальше? -Воздух передает колебания органам слуха. Внутри уха есть мембранка, которая называется барабанная перепонка. Малейший толчок воздуха вызывает колебание этой перепонки – и оно воспринимается нами как звук. Внутри уха она соединена с тремя маленькими косточками молоточком, стремечком и наковаленкой). - Как же рождается звук? (в результате колебаний воздуха). - Почему мы слышим звук? (колеблющиеся предметы толкают воздух). – А как мы это доказали? (Практическим путем) Вывод: Колеблющееся тело(создает) - звуковая волна – ухо А что вам известно о строении уха? Исследование 2 Продолжаем говорить о звуке. - Как вы думаете, а можно ли увидеть звук? - А теперь, посмотрим, как можно увидеть звук. Для этого обратимся к цифровой лаборатории «Наураша». В ней есть датчик «божья коровка», который улавливает звуки и передает их на экран монитора. Если датчик не улавливает никаких шумов и звуков, то на экране мы видим тонкую полоску, похожую на ниточку. Если датчик улавливает звуки – ровная полоска превращается в кривую линию разной высоты и толщину в зависимости от характера улавливаемых звуков. Сейчас мы с вами это проверим. 1, 2 группы играют на ксилофоне. 3, 4 – на флейте 5,6 – свисток. Поиграйте и посвистите с разной силой, понаблюдайте, как меняется рисунок звуковых волн. - Какой вывод мы можем сделать? Исследование 3 - Мы выяснили, что звук распространяется через воздух. Все ли звуки воспринимает человеческое ухо? Проведем исследование текста. Физкультминутка. Исследование 4. - А может ли звук распространяться через жидкие и твёрдые тела? Проведем опыт. - Бросьте монету в стакан с водой. Понаблюдайте. Возьмите колокольчик. - Какой вывод мы можем сделать? Проведем опыт. Один человек выходит за дверь. Какой вывод мы можем сделать? Ребята, посмотрите на небольшое видео. О чем оно? Какой вывод мы можем сделать? На перемене мы с вами сделали измерения уровня шума в разных классах и зафиксировали данные. Сравните. Измерим уровень шума на данный момент. Действительно, сильный шум очень плохо действует на живые организмы. От шума кораблей страдают киты и дельфины. Он мешает питаться и общаться между собой. От шума вянут цветы, гибнут личинки насекомых. Постоянный шум действует плохо и на человека, приводит к разным болезням. Поэтому, взрослые не любят, когда дети много шумят. Какие советы мы можем дать друг другу, чтобы обезопасить себя от шума? Уши – это сложный орган. Слух надо беречь. Что это действительно так, мы убедились из беседы с врачом нашей школы. Посмотрите видео. Теперь попробуем составить памятку «Как сохранить здоровым орган слуха». В этом вам поможет учебник на стр. 36 и видео, которое вы сейчас посмотрели. После этого разговора мы составили памятку «Как сохранить здоровым орган слуха». Организует определение способов деятельности, степени усвоения знаний обучающимися на каждом этапе урока, трудностей и ошибок. Вернемся к таблице «Верю-не верю». Благодаря полученным знаниям, отметьте утверждения. Сравните с ответами, которые вы дали вначале урока. Подведем итоги урока. - Поднимите руки те, кому соответствует веселая торжественная музыка. Это значит, что вы все поняли и вам урок понравился. - Кому соответствует спокойная музыка. Значит вы не совсем все поняли. - Кому соответствует унылая музыка, значит, вы в теме не разобрались и урок вам не совсем понравился. Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся. Сделать дома телефон из пластиковых стаканчиков и веревки. | Объединяются в группы. Повторяют правила работы в группе. Работают с таблицей «Верю-не верю» Таблица «Верю-не верю» | 1. Звук возникает в результате колебаний предметов. | | | 2. Орган слуха делится на две части. | | | 3. Звук может быть громким или тихим. | | | 4. Звук не передается в жидких и твердых телах. | | | 5. Ухо человека слышит все звуки. | | | 6. Шум оказывает отрицательное действие на здоровье живых организмов. | | | Смотрят видео. Проводят опыты. Делают выводы. Три ученика рассказывают о строении уха. Работают с цифровой лабораторией. Наблюдают. Играют на ксилофоне и флейте. Свистят в свисток. Делают выводы. Исследуют текст. При работе с текстом используется технология «Фишбоун» Танцуют под музыку Бросают монетку в воду. Наблюдают. Делают выводы. Смотрят видео. Делают выводы. Измеряют с помощью цифровой лаборатории уровень шума в классе. Составляют памятку «Как сохранить здоровым орган слуха» Осознают способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции. Отвечают на вопросы учителя: - Какие задачи ставили? -Удалось ли решить их? -Каким способом? -Какие получили результаты? -Что можно сделать еще? -Где можно применить новые знания? -Что на уроке у вас хорошо получилось? -Над чем еще надо поработать? Работают с таблицей. Отвечают на вопросы. Слушают звуки. Поднимают руки. | Учитель формулирует сам по теме урока. Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей. Предметные результаты домашнего задания формулирует учитель или совместно с обучающимися. | Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда. Познавательные:умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения. Регулятивные: объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Познавательные: проводить рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи. Познавательные: умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания. Коммуникативные: умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив. | Умениеосуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. Мотивация к творческому труду, к работе на результат. Способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата. Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора. |