1.Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме. 2.Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее.
3. Закреплять вычислительные навыки.
Развивающие цели:
1. Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта
Воспитательные цели:
1.Содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (работа со слайдами по программе “Презентация”), экран, тетрадь «Математика» 4 класс, часть 2
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Учимся решать задачи на движение "»
Тема: "Решение задач на движение"
Образовательные цели:
1.Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме. 2.Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее.
3. Закреплять вычислительные навыки.
Развивающие цели:
1. Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта
Воспитательные цели:
1.Содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор (работа со слайдами по программе “Презентация”), экран, тетрадь «Математика» 4 класс, часть 2
Ход урока:
I. Организационный момент (Слайд 1)
Эмоциональный настрой на урок
II. Проверка домашнего задания(Слайд 2)
- Что было задано на дом? (№ 13.с. 7 «Математика», рабочая тетрадь № 2)
- Что надо было выполнить?
- Найти значения частного в выражении с переменной 87744 : а
1) На шарах написаны числа. Ответом, к какому примеру домашнего заданию они являются?
14624 (№ 13, в), 29248 (№ 13, а), 21936 (№ 13, в)
III. Устная работа
1) Разминка (Слайд 3)
1. Дан ряд чисел: 4 7 8
1) Составьте, используя цифр 4, 7, 8 всевозможные трёхзначные числа:
478 487 748 784 847 874
2) -Назовите числа с одинаковым количеством сотен.
-Произведите вычитание чисел с одинаковым количеством сотен:
4) –Произведите умножение этих чисел парами (9 и 27, 9 и 36, 27 и36):
9х27=243 9х36 =324 27х36=972
-Что интересного заметили?
Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры.
Сумма цифр этих чисел равна 9.
2) Игра “Диагональ” (Слайд 4)
- Устный счёт позволит нам повторить взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий. Ключевые слова, которые появятся от решения заданий, помогут нам определить тему нашего урока. Посмотрите на экран. Выполните задания. («По цепочке»)
- Прочитайте слова
- Какоеслово получилось?(Задача)
- Что мы будем делать на уроке?(Решать задачи)
3) Решение уравнения (Слайд 5)
- Расшифруйте следующую запись и узнаете тип задач, над которыми мы будем работать на уроке.
- Что здесь зашифровано, если точке Н соответствует корень уравнения
2 · ( х + 6 ) = 32 ?
Слово: Д В И Ж Е Н И Е
Дети: -Тема урока «Решение задач на движение» (Слайд 6)
-Хочется урок начать словами: (Слайд 7)
“Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!”. Д. Пойа
- Пусть последние слова этого высказывания будут девизом нашего урока: Где есть желание, найдется путь!”.
-Прочитайте хором!
- Итак, на уроке мы будем решать задачи “на движение”. Каковы же задачи урока?
(формулируют дети):
- Отработать навык умножения и деления натуральных чисел, при решении задач “на движение”;
- Выработать навыки применении формул для вычисления скорости, времени, расстояния.
4) Входной контроль. Повторение взаимосвязи между v, t, s.
Цель: повторить основные формулы и формулировки, необходимые при решении задач
- Какие величины характеризуют движение тела? (Скорость, время, расстояние)
Что такое скорость?(Слайд 8)
Скоростью- называется расстояние, пройденное в единицу времени (за какое-то время – час, минуту, секунду).
Обозначение -V
Единицы измерения: км/ч, м/с, км/м, …
- Догадайтесь, с какой скоростью могут двигаться эти тела? (Слайд 9) выполняют девочки
- Соединить картинку со значением скорости (Слайд 10, 10-а) выполняют мальчики
Проверка:
- Назовите самую большую скорость (самую маленькую). У кого больше шансов избежать аварии на дороге: у того, кто движется с меньшей скоростью, соблюдая правила дорожного движения, или у того, кто превышает допустимую скорость движения?
-Используя эти скорости, составьте простые задачи на движение, в которых надо найти v, t, s.
(Дети придумывают 5 -6 задач и называют их)
- Что такое время? (Слайд 11)Время – процесс смены явлений, вещей, событий. Обозначение - t
Единицы измерения: мин, сек, ч, сутках.
- Что такое расстояние?(Слайд 12)Расстояние - это пространство разделяющее два пункта; промежуток между чем-либо. Обозначение - SЕдиницы измерения:мм, см, м, км, шагах
-Как найти расстояние? Скорость? Время? (Слайд 13)
Мы повторили формулы для решения простых задач на движение.
IV. Работа над темой урока
а) Подготовка к решению задач на встречное движение
- Как может происходить движение двух тел?
(Навстречу друг другу, в противоположных направлениях, в одном направлении.)
- Что происходит с расстоянием между телами, если они движутся навстречу друг другу?
(При сближении двух тел расстояние уменьшается, сокращается)
- Сегодня на уроке мы будем решать задачи на встречное движение
б) Решение задач на встречное движение(Слайд 14)- с комментированием с места
1) Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?
-Что известно в задаче? (Скорость автомобиля 60 км/ч и скорость велосипедиста 15 км/ч, время пути – 2 часа, расстояние между пунктами А и В – 160 км)
- Что спрашивается в задаче? (Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?)
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
- Почему? (Не знаем, сколько км пройдет автомобиль, велосипедист, оба вместе)
- Что можем узнать? (Скорость сближения автомобиля и велосипедиста)
Что такое скорость сближения? (Расстояние, за которое автомобиль и велосипедист проходят за 1 час)
- Как ёе найти? ( 60 + 15 = 75 (км/ч))
-Как теперь найти расстояние? (75 · 2 = 150 (км))
- Сравним расстояние между пунктами А и В с расстоянием, которое проехали машина и велосипедист
(150 км
- Назовите ответ задачи. (Через 2 часа встреча не произойдёт)
Запись решения в тетради:
Решение:
60 + 15 = 75 (км/ч)- скорость сближения (общая скорость)
75 · 2 = 150 (км) – расстояние, которое проедут машина и велосипедист (общее расстояние)
150 км
Вывод: Через два 2 часа встреча машины и велосипедиста не произойдёт.
Ответ: через 2 часа встреча не произойдёт.
- Можно ли решить задачу другим способом?
(Слайд 15)
2) Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 ч вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 ч после своего выхода?(Комментированное письмо с места)
Разбор задачи:
- Что надо узнать в задаче? (С какой скоростью он должен ехать второй вездеход, чтобы догнать первый через 4 ч после своего выхода?)
- Что для этого надо знать? (Расстояние, которое пройдёт 1 вездеход, время в пути)
- Что можем узнать? (время в пути 1 вездехода)
- Как? (2 + 4 = 6 (ч) – был в пути I вездеход)
- Как узнать расстояние, которое прошёл 1 вездеход? (6 ∙ 30 = 180 (км) – расстояние, которое прошёл I вездеход, это и расстояние, которое пройдёт II вездеход.)
- Можем ли теперь узнать скорость 2-го вездехода? (Да)
- Как? (180 : 4=45 (км/ч) – скорость, с которой должен двигаться II вездеход
Запись решения в тетради:
Решение:
2 + 4 = 6 (ч) – был в пути I вездеход
6 ∙ 30 = 180 (км) – расстояние, которое прошёл I вездеход.
180 : 4=45 (км/ч) – скорость II вездехода
Ответ: 45 км/ч – скорость II вездехода.
Взаимопроверка. Самооценка
Физкультминутка
(под музыку «Крепче за баранку держись шофёр…» + беседа о правилах дорожного движения (плакаты с ПДД)
V. Закрепление изученного материала
1. Решение задачи двумя способами с использованием рисунка (Слайд 14)
Самостоятельная работа
Проверка: (Слайд 17)
I способ:
1) 90 ∙ 3 = 270 (км) – I путь
2) 525 – 270 = 255 (км) – II путь
3) 255 :3 = 85 (км) – II скорость
II способ:
1) 525:3= 175 (км/ч) - скорость сближения
2) 175 - 90 = 85 (км/ч) – II скорость
Ответ: 85 км/ч.
2. Блиц-турнир(Слайд 18)
Цель: проверка умения решать задачи буквенным выражением.
Блиц-турнир
Прочитайте задачи блиц-турнира.
Запишите выражения в тетрадь.
Решение
а) После того, как автобус проехал 2 часа со скоростью с км /ч, ему осталось проехать еще d км. Каков весь путь автобуса?
б) Мотоциклист проехал расстояние а км за 7 часов, а обратный путь за 6 часов. На сколько км/ч он увеличил скорость на обратном пути?
в) Расстояние между двумя станциями b км. Поезд уже прошел m км. Оставшийся путь ему надо пройти за 3 часа. С какой скоростью он должен идти?
Проверка:(Слайд 19)
Задача
Решение
а) После того, как автобус проехал 2 часа со скоростью с км /ч, ему осталось проехать еще d км. Каков весь путь автобуса?
с ∙2+d
б) Мотоциклист проехал расстояние а км за 7 часов, а обратный путь за 6 часов. На сколько км/ч он увеличил скорость на обратном пути?
а : 6- а :7
б) Расстояние между двумя станциями b км. Поезд уже прошел m км. Оставшийся путь ему надо пройти за 3 часа. С какой скоростью он должен идти?
(b-m): 3
Тест (Слайд 20)
Цель: проверка знания математических понятий и формул для решения задач на движение:
1.Выбери правильное утверждение и подчеркни его:
а) Скорость – это расстояние между двумя точками.
б) Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.
в) Скорость – это быстрая езда.
2. Соедини части правила-формулы (Слайд 21)
T =
V ∙ t
S =
S ∙ t
V =
S : V
VI. Домашнее задание (Слайд 22)
- Ребята, на мой компьютер пришло электронное письмо от Джина.
Джин наблюдал за вашей работой, он благодарит вас за работу, желает всем успехов и предлагает домашнее задание:
1 группа: № 274, с. 73,
2 группа: Решить задачу с помощью уравнения:
Велосипедист ехал 2 ч с некоторой скоростью. После того, как он проедет еще 4 км, его путь станет равным 30 км. С какой скоростью ехал велосипедист?
3 группа: Составить и решить задачу на движение по краткой записи:
Объект
Скорость (V)
Время (t)
Расстояние (S)
Рыба-меч
100 км/ч
? ч
300 км
Черепаха
? км/ч
6 мин
18 м
Верблюд
8 км/ч
5 ч
? км
VII. Итог урока.
Цель: проанализировать свою работу в течение урока, выявить основные причины затруднений
- Над чем мы работали на уроке?
- Просмотри решенные в тетради задачи, определи, где ты испытал затруднение.
Обозначь его на листе напротив нужной записи значком «+» (Слайд 23)
Ошибка в ходе решения задачи
Ошибка в вычислениях
Забыл формулы
Затруднений не было
VIII.Рефлексия (Слайд 24)
Цель: оценить свое участие на уроке
- Подумай, как ты справился с работой.
- Возьмите квадрат нужного цвета:
Зеленый – работал слаженно, помогал другим.
Синий – я старался, но получилось не все.
Красный – работа на уроке не получилась.
IX. Оценивание работы детей (Слайд 24)
Игра «Внимание!»
- У вас лежат листки с цифрами.
58
54
20
24
2
4
6
10
400
48
7
310
8
70
9
15
225
300
16
86
- Посмотрите на числа, которые покажу вам я, постарайтесь их запомнить. Зачеркните эти числа на своих листках значком «Х»-- (54, 4,7,48,300, 20,16,9)
- Что у вас получилось? (Цифра 5)
- Это оценка за урок детям:………(перечисляются фамилии и имена детей)
58
24
2
6
10
400
310
8
70
15
225
86
X. Резерв: Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам (Слайд 25)
Цель: отработать умение решать задачи на движение.
Решение задач на движение.
1) - Подумайте, какой уровень задачи вы выберете.
2) - Запишите задачу в таблицу.
1 уровень
Самолет пролетает расстояние 2700 км за 3 часа, а поезд едет расстояние в 6 раз меньшее на 2 часа дольше. Во сколько раз скорость самолета больше скорости поезда?
2 уровень
Первые два часа автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, а следующие 3 часа увеличил скорость на 10 км/ч. какое расстояние проехал автомобиль за всё время пути?
3 уровень
Велосипедист проехал 72 км за 4 часа. Какое расстояние проедет за это время мотоциклист, если его скорость на 32 км/ч больше скорости велосипедиста?
- Сверь свое решение с решением на контрольной карточке №1, которая лежит у вас на столе
Приложение 1.
Карточки для контроля
1 уровень
Объект
Скорость (v)
Время (t)
Расстояние(S)
С.
? км/ч
3 ч
2700 км
П.
? км/ч, во ? раз
на 10 км/ч больше больше
? ч,
на 2 часа дольше
? км,
в 6 раз меньше
2700 : 3 = 900 (км/ч) – скорость самолёта.
2700 : 6 = 450 (км) - расстояние поезда.
3 + 2 = 5 (ч.) – время поезда.
450 : 5 = 90 (км/ч) – скорость поезда.
900 : 90 = 10 (раз) – во столько больше скорость самолёта.