kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Учимся решать задачи на движение "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные цели:

1.Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме. 2.Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее.

3.  Закреплять вычислительные навыки.

Развивающие цели:

 1. Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта

Воспитательные цели:

1.Содействовать воспитанию  познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (работа со слайдами по программе “Презентация”), экран, тетрадь  «Математика» 4 класс, часть 2

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Учимся решать задачи на движение "»

Тема: "Решение задач на движение"

Образовательные цели:

1.Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме. 2.Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее.

3. Закреплять вычислительные навыки.

Развивающие цели:

1. Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта

Воспитательные цели:

1.Содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (работа со слайдами по программе “Презентация”), экран, тетрадь «Математика» 4 класс, часть 2


Ход урока:

I. Организационный момент (Слайд 1)

Эмоциональный настрой на урок

II. Проверка домашнего задания (Слайд 2)

- Что было задано на дом? (№ 13.с. 7 «Математика», рабочая тетрадь № 2)

- Что надо было выполнить?

- Найти значения частного в выражении с переменной 87744 : а

1) На шарах написаны числа. Ответом, к какому примеру домашнего заданию они являются?

14624 (№ 13, в), 29248 (№ 13, а), 21936 (№ 13, в)

III. Устная работа

1) Разминка (Слайд 3)

1. Дан ряд чисел: 4 7 8

1) Составьте, используя цифр 4, 7, 8 всевозможные трёхзначные числа:

478 487 748 784 847 874

2) -Назовите числа с одинаковым количеством сотен.

-Произведите вычитание чисел с одинаковым количеством сотен:

478 487 784 748 874 847

487 – 478 = 9 784 – 748 = 36 874 -847 = 27

3) Сравните результаты: 9 36 27

- Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9)

Числа взаимосвязаны: 9 +27 =36 36 - 9 =27 36 -27= 9

9 в 3 раза меньше 27, и в 4 раза меньше 36.

4) –Произведите умножение этих чисел парами (9 и 27, 9 и 36, 27 и36):

9х27=243 9х36 =324 27х36=972

-Что интересного заметили?

Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры.

Сумма цифр этих чисел равна 9.

2) Игра “Диагональ(Слайд 4)

- Устный счёт позволит нам повторить взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий. Ключевые слова, которые появятся от решения заданий, помогут нам определить тему нашего урока. Посмотрите на экран. Выполните задания. («По цепочке»)

- Прочитайте слова

- Какое слово получилось? (Задача)

- Что мы будем делать на уроке? (Решать задачи)

3) Решение уравнения (Слайд 5)

- Расшифруйте следующую запись и узнаете тип задач, над которыми мы будем работать на уроке.

- Что здесь зашифровано, если точке Н соответствует корень уравнения

2 · ( х + 6 ) = 32 ?

Слово: Д В И Ж Е Н И Е

Дети: -Тема урока «Решение задач на движение» (Слайд 6)

-Хочется урок начать словами: (Слайд 7)

Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!”. Д. Пойа

- Пусть последние слова этого высказывания будут девизом нашего урока: Где есть желание, найдется путь!”.

-Прочитайте хором!

- Итак, на уроке мы будем решать задачи “на движение”. Каковы же задачи урока?

(формулируют дети):

- Отработать навык умножения и деления натуральных чисел, при решении задач “на движение”;

- Выработать навыки применении формул для вычисления скорости, времени, расстояния.

4) Входной контроль. Повторение взаимосвязи между v, t, s.

Цель: повторить основные формулы и формулировки, необходимые при решении задач

- Какие величины характеризуют движение тела? (Скорость, время, расстояние)

Что такое скорость? (Слайд 8)

  • Скоростью - называется расстояние, пройденное в единицу времени (за какое-то время – час, минуту, секунду).

  • Обозначение -V

  • Единицы измерения: км/ч, м/с, км/м, …

- Догадайтесь, с какой скоростью могут двигаться эти тела? (Слайд 9) выполняют девочки

- Соединить картинку со значением скорости (Слайд 10, 10-а) выполняют мальчики

Проверка:

- Назовите самую большую скорость (самую маленькую). У кого больше шансов избежать аварии на дороге: у того, кто движется с меньшей скоростью, соблюдая правила дорожного движения, или у того, кто превышает допустимую скорость движения?

-Используя эти скорости, составьте простые задачи на движение, в которых надо найти v, t, s.

(Дети придумывают 5 -6 задач и называют их)

- Что такое время? (Слайд 11) Время – процесс смены явлений, вещей, событий. Обозначение - t

Единицы измерения: мин, сек, ч, сутках.

- Что такое расстояние? (Слайд 12) Расстояние - это пространство разделяющее два пункта; промежуток между чем-либо. Обозначение - S Единицы измерения: мм, см, м, км, шагах

-Как найти расстояние? Скорость? Время? (Слайд 13)

Мы повторили формулы для решения простых задач на движение.

IV. Работа над темой урока

а) Подготовка к решению задач на встречное движение

- Как может происходить движение двух тел?

(Навстречу друг другу, в противоположных направлениях, в одном направлении.)

- Что происходит с расстоянием между телами, если они движутся навстречу друг другу?

(При сближении двух тел расстояние уменьшается, сокращается)

- Сегодня на уроке мы будем решать задачи на встречное движение

б) Решение задач на встречное движение (Слайд 14)- с комментированием с места

1) Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?

-Что известно в задаче? (Скорость автомобиля 60 км/ч и скорость велосипедиста 15 км/ч, время пути – 2 часа, расстояние между пунктами А и В – 160 км)

- Что спрашивается в задаче? (Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?)

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)

- Почему? (Не знаем, сколько км пройдет автомобиль, велосипедист, оба вместе)

- Что можем узнать? (Скорость сближения автомобиля и велосипедиста)

Что такое скорость сближения? (Расстояние, за которое автомобиль и велосипедист проходят за 1 час)

- Как ёе найти? ( 60 + 15 = 75 (км/ч))

-Как теперь найти расстояние? (75 · 2 = 150 (км))

- Сравним расстояние между пунктами А и В с расстоянием, которое проехали машина и велосипедист

(150 км

- Назовите ответ задачи. (Через 2 часа встреча не произойдёт)

Запись решения в тетради:

Решение:

  1. 60 + 15 = 75 (км/ч)- скорость сближения (общая скорость)

  2. 75 · 2 = 150 (км) – расстояние, которое проедут машина и велосипедист (общее расстояние)

  3. 150 км

Вывод: Через два 2 часа встреча машины и велосипедиста не произойдёт.

Ответ: через 2 часа встреча не произойдёт.

- Можно ли решить задачу другим способом?

(Слайд 15)

2) Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 ч вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 ч после своего выхода? (Комментированное письмо с места)

Разбор задачи:

- Что надо узнать в задаче? (С какой скоростью он должен ехать второй вездеход, чтобы догнать первый через 4 ч после своего выхода?)

- Что для этого надо знать? (Расстояние, которое пройдёт 1 вездеход, время в пути)

- Что можем узнать? (время в пути 1 вездехода)

- Как? (2 + 4 = 6 (ч) – был в пути I вездеход)

- Как узнать расстояние, которое прошёл 1 вездеход? (6 ∙ 30 = 180 (км) – расстояние, которое прошёл I вездеход, это и расстояние, которое пройдёт II вездеход.)

- Можем ли теперь узнать скорость 2-го вездехода? (Да)

- Как? (180 : 4=45 (км/ч) – скорость, с которой должен двигаться II вездеход

Запись решения в тетради:

Решение:

  1. 2 + 4 = 6 (ч) – был в пути I вездеход

  2. 6 30 = 180 (км) – расстояние, которое прошёл I вездеход.

  3. 180 : 4=45 (км/ч) – скорость II вездехода

Ответ: 45 км/ч – скорость II вездехода.

Взаимопроверка. Самооценка

Физкультминутка

(под музыку «Крепче за баранку держись шофёр…» + беседа о правилах дорожного движения (плакаты с ПДД)

V. Закрепление изученного материала

1. Решение задачи двумя способами с использованием рисунка (Слайд 14)

Самостоятельная работа

Проверка: (Слайд 17)

I способ:

1) 90 ∙ 3 = 270 (км) – I путь

2) 525 – 270 = 255 (км) – II путь

3) 255 :3 = 85 (км) – II скорость

II способ:

1) 525:3= 175 (км/ч) - скорость сближения

2) 175 - 90 = 85 (км/ч) – II скорость

Ответ: 85 км/ч.

2. Блиц-турнир (Слайд 18)

Цель: проверка умения решать задачи буквенным выражением.

Блиц-турнир

  1. Прочитайте задачи блиц-турнира.

  2. Запишите выражения в тетрадь.

Решение

а) После того, как автобус проехал 2 часа со скоростью с км /ч, ему осталось проехать еще d км. Каков весь путь автобуса?


б) Мотоциклист проехал расстояние а км за 7 часов, а обратный путь за 6 часов. На сколько км/ч он увеличил скорость на обратном пути?


в) Расстояние между двумя станциями b км. Поезд уже прошел m км. Оставшийся путь ему надо пройти за 3 часа. С какой скоростью он должен идти?


Проверка: (Слайд 19)

Задача

Решение

а) После того, как автобус проехал 2 часа со скоростью с км /ч, ему осталось проехать еще d км. Каков весь путь автобуса?

с ∙2+d

б) Мотоциклист проехал расстояние а км за 7 часов, а обратный путь за 6 часов. На сколько км/ч он увеличил скорость на обратном пути?

а : 6 - а :7

б) Расстояние между двумя станциями b км. Поезд уже прошел m км. Оставшийся путь ему надо пройти за 3 часа. С какой скоростью он должен идти?

(b-m): 3

  1. Тест (Слайд 20)

Цель: проверка знания математических понятий и формул для решения задач на движение:

1.Выбери правильное утверждение и подчеркни его:

а) Скорость – это расстояние между двумя точками.

б) Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.

в) Скорость – это быстрая езда.

2. Соедини части правила-формулы (Слайд 21)

T =


V ∙ t


S =

S ∙ t


V =

S : V


VI. Домашнее задание (Слайд 22)

- Ребята, на мой компьютер пришло электронное письмо от Джина.

Джин наблюдал за вашей работой, он благодарит вас за работу, желает всем успехов и предлагает домашнее задание:

1 группа: № 274, с. 73,

2 группа: Решить задачу с помощью уравнения:

Велосипедист ехал 2 ч с некоторой скоростью. После того, как он проедет еще 4 км, его путь станет равным 30 км. С какой скоростью ехал велосипедист?

3 группа: Составить и решить задачу на движение по краткой записи:

Объект

Скорость (V)

Время (t)

Расстояние (S)

Рыба-меч

100 км/ч

? ч

300 км

Черепаха

? км/ч

6 мин

18 м

Верблюд

8 км/ч

5 ч

? км

VII. Итог урока.

Цель: проанализировать свою работу в течение урока, выявить основные причины затруднений

- Над чем мы работали на уроке?

- Просмотри решенные в тетради задачи, определи, где ты испытал затруднение.

Обозначь его на листе напротив нужной записи значком «+» (Слайд 23)

  • Ошибка в ходе решения задачи


  • Ошибка в вычислениях


  • Забыл формулы


  • Затруднений не было


VIII. Рефлексия (Слайд 24)

Цель: оценить свое участие на уроке

- Подумай, как ты справился с работой.

- Возьмите квадрат нужного цвета:

Зеленый – работал слаженно, помогал другим.

Синий – я старался, но получилось не все.

Красный – работа на уроке не получилась.

IX. Оценивание работы детей (Слайд 24)

Игра «Внимание!»

- У вас лежат листки с цифрами.


58

54

20

24

2

4

6

10

400

48

7

310

8

70

9

15

225

300

16

86







- Посмотрите на числа, которые покажу вам я, постарайтесь их запомнить. Зачеркните эти числа на своих листках значком «Х»-- (54, 4,7,48,300, 20,16,9)

- Что у вас получилось? (Цифра 5)

- Это оценка за урок детям:………(перечисляются фамилии и имена детей)

58



24

2


6

10

400



310

8

70


15

225



86











X. Резерв: Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам (Слайд 25)

Цель: отработать умение решать задачи на движение.

Решение задач на движение.

1) - Подумайте, какой уровень задачи вы выберете.

2) - Запишите задачу в таблицу.

1 уровень

Самолет пролетает расстояние 2700 км за 3 часа, а поезд едет расстояние в 6 раз меньшее на 2 часа дольше. Во сколько раз скорость самолета больше скорости поезда?

2 уровень

Первые два часа автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, а следующие 3 часа увеличил скорость на 10 км/ч. какое расстояние проехал автомобиль за всё время пути?

3 уровень

Велосипедист проехал 72 км за 4 часа. Какое расстояние проедет за это время мотоциклист, если его скорость на 32 км/ч больше скорости велосипедиста?

- Сверь свое решение с решением на контрольной карточке №1, которая лежит у вас на столе

Приложение 1.

Карточки для контроля

1 уровень

Объект

Скорость (v)

Время (t)

Расстояние(S)

С.

? км/ч

3 ч

2700 км

П.

? км/ч, во ? раз

на 10 км/ч больше больше


? ч,

на 2 часа дольше

? км,

в 6 раз меньше

  1. 2700 : 3 = 900 (км/ч) – скорость самолёта.

  2. 2700 : 6 = 450 (км) - расстояние поезда.

  3. 3 + 2 = 5 (ч.) – время поезда.

  4. 450 : 5 = 90 (км/ч) – скорость поезда.

  5. 900 : 90 = 10 (раз) – во столько больше скорость самолёта.

Ответ: в 10 раз больше скорость самолёта.

2 уровень

Объект

Скорость (v)

Время (t)

Расстояние(S)

Авт.

60 км/ч

2 ч

? км

? км ? км

Авт.

? км/ч,

на 10 км/ч больше

3 ч


  1. 60 ∙2 = 120 (км)проехал автомобиль за 2 часа.

  2. 60 + 10 = 70 (км/ч) - новая скорость автомобиля.

  3. 70 ∙ 3 =210 (км) – проехал автомобиль за 3 часа.

  4. 120 + 210 = 330 (км) – проехал за всё время пути.

Ответ: 330 км.

3 уровень

Объект

Скорость (v)

Время (t)

Расстояние(S)

В.

7 км/ч

4 ч

72 км

М.

? км/ч, на 32 км/ч больше

4 ч.

? км

  1. 72: 4 =18 (км/ч) – скорость велосипедиста.

  2. 18+ 32 = 50 (км/ч) - скорость мотоциклиста.

  3. 50 ∙ 4= 200 (км) – проедет мотоциклист за 4 часа.

Ответ: 200 км

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Учимся решать задачи на движение "

Автор: Сухарева Таиса Васильевна

Дата: 28.10.2016

Номер свидетельства: 352998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Формирование умения решать задачи по физике через алгоритмический подход к решению "
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniie-umieniia-rieshat-zadachi-po-fizikie-chieriez-alghoritmichieskii-podkhod-k-rieshieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "127410"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415298873"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
    ["seo_title"] => string(63) "rieshieniiezadachnadvizhieniievprotivopolozhnykhnapravlieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "308598"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458629297"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-na-tiemu-zadachi-na-dvizhieniie-v-protivopolozhnykh-napravlieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "310208"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458976164"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему: "Встречное движение". "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vstriechnoie-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "187958"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426600455"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Решение задач надвижение.4класс."
    ["seo_title"] => string(39) "rieshieniie-zadach-nadvizhieniie-4klass"
    ["file_id"] => string(6) "287432"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454490522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства