kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая разработка «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Универсальные учебные действия   младшего школьника - это важная составляющая системно-деятельностного подхода. Универсальные учебные действия становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая разработка «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира»»









ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира»

(УМК «Школа XXI века, 3 класс)








Выполнила:

Валишевская Елена Михайловна

МБОУ СОШ №55
























Новокузнецк, 2017



Содержание

Страницы

1.

Введение

С. 3

2.

Основная часть

Проект урока по окружающему миру

«Грибы»

С. 4 - 8


3.

Заключение

С. 9

4.

Список литературы

С. 10

5.

Приложение

С.11 - 15



































  1. Введение


Утверждение в РФ нового федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно - деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты как систему трех типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.

Универсальные учебные действия младшего школьника - это важная составляющая системно - деятельностного подхода. Универсальные учебные действия становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании.

Ведущей целевой установкой УМК «Школа 21 века» является - Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей многонациональной страны и всего человечества.

В результате изучения всех без исключения предметов (в том числе и курса «Окружающий   мир» на ступени  начального  общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные   учебные  действия как основа умения учиться.

В программе обучения в курсе «Окружающий мир» преобладают поисково-исследовательская и практическая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять. Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает

широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.


Урок окружающего мира в 3 классе


Тема. «Грибы».

Цель: формирование представлений обучающихся об уникальном виде живой природы – грибами;

Развитие познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;

Воспитание культуры общения.

Планируемые результаты.

Личностные: умение самоопределяться, в предложенных ситуациях делать выбор поступка.

Метапредметные:

- познавательные (выделение необходимой информации, умение сравнивать и делать вывод);

- регулятивные (целеполагание, самооценка, контроль);

- коммуникативные (умение задавать вопросы друг другу в паре, умение договариваться в группах).

Средства обучения: Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 3 класс, тетрадь на рабочей основе, карточки с заданиями для групповой работы, смайлики, компьютер, мультимедийный проектор, экран.



Ход урока

I. Оргмомент.

- Начинаем урок окружающего мира. Каким бы вы хотели, чтобы получился этот урок? (Интересным, хотим узнать что-то новое, чему-то научиться)

- Как вы можете помочь мне, чтобы урок был именно таким? (Соблюдать дисциплину, работать дружно, отвечать на вопросы, выполнят задания)

- Давайте повторим правила работы в группах. (На доске)

1. Работаем тихо и дружно.

2. Оказываем помощь друг другу.

3. Каждый в группе отвечает за общий результат.

II. Мотивация уч-ся.

- Сегодня мы будем говорить об удивительных существах. Это не растения и не животные. Догадались, что это? (Нет. Интересно, если не растения и не животные, то что же это может быть?)

- Хотите узнать? (Да, хотим)

- Тогда отгадайте загадку.

Я под шапкою цветной на ноге стою одной,

У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.

- Что это? (Это гриб)

- А знаете ли вы, что есть грибы-хищники? (Нет)

- А грибы-трюфели? (Нет)

- А грибы, которые растут высоко на деревьях? (Нет, такого не бывает)

- Я сказала, что грибы это не растения и не животные.

- Тогда что же это? (Мы не знаем)

- А вот сегодня вы и узнаете об этом.

III. Актуализация знаний

Беседа.

- Расскажите, что вы уже знаете о грибах? (Они растут в лесу, и мы думали, что они растения. Гриб стоит на ножке и имеет разную шляпку. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Мухомор и поганки – несъедобные грибы, а опята, шампиньоны, лисички – съедобные, только их трудно различить в лесу и можно набрать вместо хороших грибов ядовитые)

IV. Постановка учебной задачи

- Назовите тему нашего урока. (Тема урока - грибы.)

- А важна ли эта тема, может ли она пригодиться вам в жизни? (Может)

- А в каких ситуациях? (1. Я с папой уже ходил в лес за грибами, только я еще не умею их собирать и поэтому почти все мои грибы пришлось выбросить.

2. Если заблудился в лесу и голоден, можно найти съедобные грибы, сварить их или пожарить. 3. Знать грибы нужно для того, чтобы не отравиться несъедобными грибами.)

- Итак, что же такое грибы, если это не растения? Давайте сформулируем главный вопрос нашего урока.

Формулирование учебного вопроса: «Чем грибы отличаются от растений и животных?»


V. Работа с информацией

Просмотр презентации и работа в парах

1 сл.: «Почему грибы не подходят к растениям?»

- Что образуется в листьях растений на свету из углекислого газа и воды?

Задание: обсудите это в парах, сделайте вывод. (У растений образуется вещество, которое окрашивает их в зеленый цвет)

2 сл.: «Назовите отличия грибов от растений»

(Грибы не имеют зеленой окраски, мы ни разу не видели зеленых грибов. Этим грибы отличаются от растений)

Задание: - Найдите еще одно очень важное отличие грибов от растений на странице учебника №41. Назовите его. (Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества).

- Сделайте вывод: «Почему грибы не подходят к растениям?» (Потому, что у них есть отличия: грибы не бывают зелеными и они не могут создавать питательные вещества)

3 сл.: «Познакомьтесь со строением гриба» Шляпка и пенек – плодовое тело, грибница.

-Что называют плодовым телом у грибов? (Шляпку и пенек).

4 сл.: картинки «Белый гриб, дождевик, сморчок, трюфель»

Задания: - Сравни разные грибы по внешнему виду. Сделай вывод о разнообразии плодовых тел у грибов.

- Поделись своим выводом с соседом по парте.

5 сл. «Какие бывают грибы?»

  • Какие грибы называют шляпочными?

  • Какие грибы называют трубчатыми, а какие – пластинчатыми?

  • Как грибы размножаются?

Задание.

  1. Рассмотрите рисунки на странице учебника №42.

  2. Прочитайте пояснение.

  3. Составьте совместный рассказ по данным вопросам.

6- 12 сл. «Какие бывают грибы?» Подберезовик, грузди, белый гриб, лисички, маслята, подосиновик, опята, сыроежка, волнушка, желчный гриб, поганка, мухомор.

Задание.

- На какие разные группы можно разделить эти грибы?

(Можно разделить на съедобные и несъедобные.

  1. Сморчки, грузди, белый гриб, лисички, маслята, подосиновик, опята, сыроежка, волнушка – съедобные грибы.

  2. Желчный гриб, поганка, мухомор – несъедобные грибы.

Можно разделить на шляпочные трубчатые: белый гриб, подосиновик, подберезовик, маслята и на пластинчатые: опята, поганка, сыроежка, груздь,

лисичка)


VI. Первичное закрепление знаний

1.Работа в тетрадях на печатной основе на стр. 23.

  1. Подпиши рисунок-схему (шляпка, ножка, грибница).

  2. Заполни таблицу. (Съедобные грибы для человека. Несъедобные грибы для человека).

Взаимопроверка.


2. Работа в группах.

Задание №1 «Решение проблемных ситуаций»

1. Прочитать на первом листке текст с разными ситуацию вслух.

3. Обсудить каждую ситуацию отдельно.

4. Взять второй листочек, прочитать, найти правильный ответ, выбрав его из перечня предложенных ответов.

5. Вырезать выбранный ответ и приклеить его к соответствующей ситуации.


  • Нашел грибник 1 боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, вырвал гриб, разбросал и мох. Правильно ли он поступил? А как надо было?


  • Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно

сделать?


  • Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:


  • Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?



Варианты ответов

1) вырвать гриб, не разбрасывая мох;

2) не разрывать грибницу, вырвать только мох;

3) аккуратно срезать гриб ножиком, не раскидывая листву и мох;


1) оставить его на месте;

2)срезать и взять с собой;

3) спросить у друзей;

4) попытаться определить на вкус;

5) сбить ногой.


1) пройдете мимо;

2) уничтожите, так как они вредны для человека;

3) возьмете его и полюбуетесь, так как он очень красивый;

4) оставите, так как это лекарство для лосей;

5) оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому»


1) вырвать гриб с корнем;

2) оставить на месте;

3) сбегать за ножом;

4) попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба;

5) найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб


Задание №2. Составить памятку «Как собирать грибы»

Критерии:

1. Памятка должна состоять из 4 – 5 предложений.

2. Формулировка предложений должна быть проста.

3. Содержание должно быть понятным и правильным.

3. Проверка выполнения задания №1. К доске выходят ребята из каждой группы с листочками и читают по очереди правильные ответы, сличают их с правильными ответами на доске.

  1. Аккуратно срезать гриб ножиком, не раскидывая листву и мох.

  2. Оставить его на месте.

  3. Оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому»

  4. Оставить на месте.

Проверка выполнения задания №2 по критериям

Представители группы выходят к доске и читают свои памятки.

Сличают их с примерным образцом на слайде 13:

- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь

- Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох

- Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком

- Не надо собирать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд

- Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий. В них могут накапливаться вредные вещества

4. Оценивание работы в группах

- Какая группа правильно выполнила первое задание?

- Какая из групп более точно справилась со вторым заданием?

VII. Рефлексия

- Как звучала учебная задача? (Узнать, чем грибы отличаются от растений)

Закончите предложение:

Теперь я знаю что….(Грибы относятся к особому виду или царству Грибы)

Теперь я смогу… (Различить съедобные грибы от несъедобных)

Мне было интересно…(Работать в паре с соседом, работать в группе, было интересно узнать, что существует еще одно царство, царство Грибов)

Самооценка. Алгоритм самооценки на доске.

- работал на уроке активно и выполнил правильно все задания

- выполнял работу с ошибками, сам исправил ошибки

- задания выполнял с помощью учителя или других учеников

- Как оценили свою работу на уроке? Покажите свои смайлики

VIII. Домашнее задание. На выбор:

а) Узнать, где и какие грибы растут высоко на деревьях в учебнике на стр. 43 – 44.

б) Подготовить рассказ «Любимые грибы нашей семьи». Сделать к нему рисунок.


















III. Заключение


Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Грибы» УМК «Школа ХХI века», один из уроков раздела «Бактерии и грибы». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

На данном уроке преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, но и метапредметные результаты : универсальные учебные действия в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Цель, которую я ставлю для себя - это вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а в процесс активного познания.

В содержание урока включено много заданий с использованием дидактического материала для парной и групповой работ, объектов исследования (перья птиц).

Большая роль отведена групповой работе и работе в парах. Благодаря чему ученики не только приобретают знания, но и учатся общаться друг с другом, доказывать своё мнение, прислушиваться к рассуждениям одноклассников, находить общее решение и оценивать свою работу и работу соседа.

Логика учебного занятия выстроена таким образом, что деятельность ученика не ограничивается уроком, а имеет своё продолжение вне учебного времени, что позволяет школьникам более полно познавать окружающий мир.















IV. Список основной литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 .

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  4. Виноградова, Н. Ф., Калинова, Г. С. Окружающий мир. [Текст]. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. - Москва изд. Центр «Вентана - Граф» 2008. - 40 – 44 с.

  5. Стратегия развития муниципальной системы образования в условиях реализации приоритетных направлений государственной образовательной программы : [Текст] : материалы научно-практической конференции / под об. ред. Т. Н. Рагозиной, Н. П. Недоспасовой, Е. А. Нагрелли – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. – С. 29 – 35.






Используемые источники информации


Фотографии грибов http://homejungle.km.ru Рамка-фон презентации http://ipicture.ru/uploads/100802/cAbWLo5IQG.jpg













11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Валишевская Елена Михайловна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности через участие обучающихся  в предметных и творческих конкурсах. "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-uchastiie-obuchaiushchikhsia-v-priedmietnykh-i-tvorchieskikh-konkursakh"
    ["file_id"] => string(6) "110882"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406726367"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок окружающего мира "Птичьи новости" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-i-novosti"
    ["file_id"] => string(6) "104690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750990"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Статья "Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании на уроках ИКТ. "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-sozdaniie-uslovii-dlia-povyshieniia-tvorchieskogho-i-intielliektual-nogho-potientsiala-mladshikh-shkol-nikov-pri-ispol-zovanii-na-urokakh-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "233834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443248020"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка рабочей программы по математике 3 класс в соответствии с ФГОС 2 поколения "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-3-klass-v-sootvietstvii-s-fgos-2-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107009"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403152723"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства