Творческая разработка «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира»
Творческая разработка «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира»
Универсальные учебные действия младшего школьника - это важная составляющая системно-деятельностного подхода. Универсальные учебные действия становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческая разработка «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира»»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира»
(УМК «Школа XXI века, 3 класс)
Выполнила:
Валишевская Елена Михайловна
МБОУ СОШ №55
Новокузнецк, 2017
№
Содержание
Страницы
1.
Введение
С. 3
2.
Основная часть
Проект урока по окружающему миру
«Грибы»
С. 4 - 8
3.
Заключение
С. 9
4.
Список литературы
С. 10
5.
Приложение
С.11 - 15
Введение
Утверждение в РФ нового федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно - деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты как систему трех типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.
Универсальные учебные действия младшего школьника - это важная составляющая системно - деятельностного подхода. Универсальные учебные действия становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниямидля развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании.
Ведущей целевой установкой УМК «Школа 21 века» является - Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей многонациональной страны и всего человечества.
В результате изучения всех без исключения предметов (в том числе и курса «Окружающий мир» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В программе обучения в курсе «Окружающий мир» преобладают поисково-исследовательская и практическая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять. Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает
широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема. «Грибы».
Цель: формирование представлений обучающихся об уникальном виде живой природы – грибами;
Развитие познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;
Воспитание культуры общения.
Планируемые результаты.
Личностные: умение самоопределяться, в предложенных ситуациях делать выбор поступка.
Метапредметные:
- познавательные (выделение необходимой информации, умение сравнивать и делать вывод);
- коммуникативные (умение задавать вопросы друг другу в паре, умение договариваться в группах).
Средства обучения: Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 3 класс, тетрадь на рабочей основе, карточки с заданиями для групповой работы, смайлики, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Начинаем урок окружающего мира. Каким бы вы хотели, чтобы получился этот урок? (Интересным, хотим узнать что-то новое, чему-то научиться)
- Как вы можете помочь мне, чтобы урок был именно таким? (Соблюдать дисциплину, работать дружно, отвечать на вопросы, выполнят задания)
- Давайте повторим правила работы в группах. (На доске)
1. Работаем тихо и дружно.
2. Оказываем помощь друг другу.
3. Каждый в группе отвечает за общий результат.
II. Мотивация уч-ся.
- Сегодня мы будем говорить об удивительных существах. Это не растения и не животные. Догадались, что это? (Нет. Интересно, если не растения и не животные, то что же это может быть?)
- Хотите узнать? (Да, хотим)
- Тогда отгадайте загадку.
Я под шапкою цветной на ноге стою одной,
У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.
- Что это? (Это гриб)
- А знаете ли вы, что есть грибы-хищники? (Нет)
- А грибы-трюфели? (Нет)
- А грибы, которые растут высоко на деревьях? (Нет, такого не бывает)
- Я сказала, что грибы это не растения и не животные.
- Тогда что же это? (Мы не знаем)
- А вот сегодня вы и узнаете об этом.
III. Актуализация знаний
Беседа.
- Расскажите, что вы уже знаете о грибах? (Они растут в лесу, и мы думали, что они растения. Гриб стоит на ножке и имеет разную шляпку. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Мухомор и поганки – несъедобные грибы, а опята, шампиньоны, лисички – съедобные, только их трудно различить в лесу и можно набрать вместо хороших грибов ядовитые)
IV. Постановка учебной задачи
- Назовите тему нашего урока. (Тема урока - грибы.)
- А важна ли эта тема, может ли она пригодиться вам в жизни? (Может)
- А в каких ситуациях? (1. Я с папой уже ходил в лес за грибами, только я еще не умею их собирать и поэтому почти все мои грибы пришлось выбросить.
2. Если заблудился в лесу и голоден, можно найти съедобные грибы, сварить их или пожарить. 3. Знать грибы нужно для того, чтобы не отравиться несъедобными грибами.)
- Итак, что же такое грибы, если это не растения? Давайте сформулируем главный вопрос нашего урока.
Формулирование учебного вопроса: «Чем грибы отличаются от растений и животных?»
V. Работа с информацией
Просмотр презентации и работа в парах
1 сл.: «Почему грибы не подходят к растениям?»
- Что образуется в листьях растений на свету из углекислого газа и воды?
Задание: обсудите это в парах, сделайте вывод. (У растений образуется вещество, которое окрашивает их в зеленый цвет)
2 сл.: «Назовите отличия грибов от растений»
(Грибы не имеют зеленой окраски, мы ни разу не видели зеленых грибов. Этим грибы отличаются от растений)
Задание: - Найдите еще одно очень важное отличие грибов от растений на странице учебника №41. Назовите его. (Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества).
- Сделайте вывод:«Почему грибы не подходят к растениям?» (Потому, что у них есть отличия: грибы не бывают зелеными и они не могут создавать питательные вещества)
3 сл.: «Познакомьтесь со строением гриба»Шляпка и пенек – плодовое тело, грибница.
-Что называют плодовым телом у грибов? (Шляпку и пенек).
3. Проверка выполнения задания №1. К доске выходят ребята из каждой группы с листочками и читают по очереди правильные ответы, сличают их с правильными ответами на доске.
Аккуратно срезать гриб ножиком, не раскидывая листву и мох.
Оставить его на месте.
Оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому»
Оставить на месте.
Проверка выполнения задания №2 по критериям
Представители группы выходят к доске и читают свои памятки.
Сличают их с примерным образцом на слайде 13:
- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь
- Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох
- Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком
- Не надо собирать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд
- Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий. В них могут накапливаться вредные вещества
4. Оценивание работы в группах
- Какая группа правильно выполнила первое задание?
- Какая из групп более точно справилась со вторым заданием?
VII. Рефлексия
- Как звучала учебная задача? (Узнать, чем грибы отличаются от растений)
Закончите предложение:
Теперь я знаю что….(Грибы относятся к особому виду или царству Грибы)
Теперь я смогу… (Различить съедобные грибы от несъедобных)
Мне было интересно…(Работать в паре с соседом, работать в группе, было интересно узнать, что существует еще одно царство, царство Грибов)
Самооценка.Алгоритм самооценки на доске.
- работал на уроке активно и выполнил правильно все задания
- выполнял работу с ошибками, сам исправил ошибки
- задания выполнял с помощью учителя или других учеников
- Как оценили свою работу на уроке? Покажите свои смайлики
VIII. Домашнее задание. На выбор:
а) Узнать, где и какие грибы растут высоко на деревьях в учебнике на стр. 43 – 44.
б) Подготовить рассказ «Любимые грибы нашей семьи». Сделать к нему рисунок.
III. Заключение
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Грибы» УМК «Школа ХХI века», один из уроков раздела «Бактерии и грибы». Урокразработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
На данном уроке преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, но и метапредметные результаты : универсальные учебные действия в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Цель, которую я ставлю для себя - это вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а в процесс активного познания.
В содержание урока включено много заданий с использованием дидактического материала для парной и групповой работ, объектов исследования (перья птиц).
Большая роль отведена групповой работе и работе в парах. Благодаря чему ученики не только приобретают знания, но и учатся общаться друг с другом, доказывать своё мнение, прислушиваться к рассуждениям одноклассников, находить общее решение и оценивать свою работу и работу соседа.
Логика учебного занятия выстроена таким образом, что деятельность ученика не ограничивается уроком, а имеет своё продолжение вне учебного времени, что позволяет школьникам более полно познавать окружающий мир.
IV. Список основной литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 .
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Виноградова, Н. Ф., Калинова, Г. С. Окружающий мир. [Текст]. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. - Москва изд. Центр «Вентана - Граф» 2008. - 40 – 44 с.
Стратегия развития муниципальной системы образования в условиях реализации приоритетных направлений государственной образовательной программы : [Текст] : материалы научно-практической конференции / под об. ред. Т. Н. Рагозиной, Н. П. Недоспасовой, Е. А. Нагрелли – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. – С. 29 – 35.
Используемые источники информации
Фотографии грибов http://homejungle.km.ru Рамка-фон презентации http://ipicture.ru/uploads/100802/cAbWLo5IQG.jpg