Литературное чтение 2- класс.
Дата « » 02.14 г класс 2 «В»
Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"
Цели:
- Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.
- Развивать речь, навыки чтения, умение анализировать произведение.
- Воспитывать милосердие и отзывчивость.
Тип урока : сообщение новых знаний
Метод обучения: наглядный, словесный, практический, частично- поисковый, интерактивный.
Форма работы: работа в группах, индивидуальная, коллективная
Оборудование: портрет В.П.Катаева, плакаты с пословицами, листы бумаги А-4, бублики,
макет цветка (5 штук)
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой
Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачу.
2. Повторение (кластеры) работа в группах.
- Что такое сказка? (3 минуты)
Сказка
В сказке содержится народная мудрость.
3. Сообщение нового материала
-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В. Катаева, и прочитаем его сказку «Цветик- семицветик».
А) Сообщение о писателе
- Валентин Петрович Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя.
Мать обладала незаурядными музыкальными способностями. Уже в 9 лет он начал писать стихи о природе. Позже он начал писать сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое.
Б) Словарная работа.
Тексте встречаются слова значение которых вам необходимо запомнить
Черепки- обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ;
одна-одинёшенька- нет друзей
тяпа-растяпа- рассеянный человек,
драчун- тот, кто любит драться, часто дерётся
самокат- простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения
салки - то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой
заветная- а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый.
папанинцы- героические исследователи Арктики. (По имени И.Д.Папанина) Вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 гг., совершившего девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.
зевать по сторонам - смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.
В) Чтение сказки учителем
4. Проверка понимания.
-Понравилась вам сказка? Чем именно?
- Почему сказка называется “Цветик-семицветик”? (Ответы детей)
- Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?(- Я думала, что Женя тратит лепестки только ради себя и не думает, что можно кому-то помочь. Я думал о том, почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких людей очень много.)
- Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки?
-Докажите, что это сказка? (весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание )
Физминутка
5. Закрепление.
А)Отвечаем на вопросы, ответы на них зачитываем из самого текста.
- Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина?
-Как у неё оказался «Цветик-семицветик»?
- На что похож «Цветик-семицветик»? (на ромашку)
- Каким волшебным свойством он обладал?
- На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета? (Жёлтый; Чтобы я была дома с баранками)
-А второй? Какого цвета оно был? (Красный; Чтобы мамина вазочка сделалась целая)
- На какое желание потратила Женя третий лепесток? Какого цвета? (Синий; чтобы я сейчас же была на северном полюсе);
- На какое желание потратила Женя четвёртый лепесток? Какого цвета? (зелёный; чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе);
- На какое желание потратила Женя пятый лепесток? Какого цвета? (оранжевый; чтобы все игрушки, какие есть на свете,были мои);
- На какое желание потратила Женя шестой лепесток? Какого цвета? (фиолетовый ; чтобы все игрушки поскорей убирались обратно в магазин);
- Какие свои желания исполнила Женя? (У нее все желания были несерьезные, необдуманные, скоропалительные. От исполнения желаний она не получала удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.)
- И вот Женя увидела, что остался один - единственный лепесток. Ребята! Сколько же лепестков Женя истратила? (6) О чём же задумалась Женя? (можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное не надо торопиться)
- Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?( Желания исполнились, а ей было грустно.)
-Что же произошло?(И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)
- А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? (Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)
- Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя?
- На какое желание был потрачен последний лепесток?
- Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?(Ей было жаль его.)
- Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(голубой; чтобы Витя был здоров)
- Как вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для спасения мальчика. Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)
- Как вы оцениваете поступок Жени?(Она поступила правильно. Потому, что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)
Б) Тема и идея произведения
- Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях)
- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться? Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.
В) Картинный пересказ.
Работа в группах. Нарисовать иллюстрацию каждой части сказки.
- У вас есть возможность оказаться на месте Жени, на что потратили бы вы свой последний лепесток?
РЕФЛЕКСИЯ. Каждой группе раздаю по макету цветка. Ребята отрывают по одному лепестку и записывают свои желания.
6.Итог.
Оценки
Домашняя работа. Инструктаж.