kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Царь Пётр и его дела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Царь Пётр I  -  и его дела.

Цели:  познакомить  с  жизнью и деятельностью Петра I  (описать внешний вид, черты характера

             царя);

             выяснить роль  царя  в российских преобразованиях;

              сформировать понимание  необходимости  этих  преобразований.

  Задачи:  дать   понятие о значении слов  «империя»,  «патриот»,  «ремесло»,  «верфь», « фрегат».  

            учить детей давать полные ответы   на  поставленные  вопросы;

            воспитывать  интерес  к истории  России;

            учить  работать  с  картой;

            развивать речь, мышление,  учить  умению  сопоставлять факты,  анализировать, делать

             выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Царь Пётр и его дела"»

Урок по окружающему миру 3 класс

Тема: Царь Пётр I - и его дела.

Цели: познакомить с жизнью и деятельностью Петра I (описать внешний вид, черты характера

царя);

выяснить роль царя в российских преобразованиях;

сформировать понимание необходимости этих преобразований.

Задачи: дать понятие о значении слов «империя», «патриот», «ремесло», «верфь», « фрегат».

учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы;

воспитывать интерес к истории России;

учить работать с картой;

развивать речь, мышление, учить умению сопоставлять факты, анализировать, делать

выводы.

Оборудование занятия: иллюстрации и картинки о Санкт- Петербурге, Петре I,

компьютерная презентация, фрагменты D V D фильма «Санкт-Петербург и

его окрестности», проектно – исследовательские работы учащихся, карта

«Российская Империя в 18 веке», словарь Ожегова.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной страничкой истории нашей Родины и узнаем, кто был её героем.

СЛАЙД 1 « ЭПИГРАФ ИЗ ПРИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА»

-Прочитайте эпиграф нашего занятия:

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был художник.»

А. С. Пушкин

- Как вы думаете, о ком так мог сказать поэт? ( Высказывания: раз « трон», значит это царь или знаменитость, или исторический деятель, человек необычный.)

- Сегодня нам предстоит попытаться доказать истинность слов Пушкина.

-Кто знает, что означает слово ИМПЕРИЯ? ( Империей называют наиболее крупное и могущественное государство)

СЛАЙД 2 «Медный всадник»

- Что изображено на картинке? ( Скульптура, памятник.)

-Кому ставят памятники? А зачем? ( В знак уважения)

-Кто удостоился такой чести? ( Кто-то из детей может ответить, далее добавляет учитель)

Телезаставка памятника «Медный всадник»

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:- Это памятник царю Петру I в Санкт- Петербурге. Называется « Медный всадник». Автор -замечательный французский скульптор Этьен Фалькон. Этот памятник, как эмблема побеждённых трудностей в эпоху « великих преобразований» в нашей стране. Величие всадника подчёркивается властным, спокойным, умиротворяющим жестом протянутой правой руки. Рука - повелевает и покровительствует. Лик - внушает уважение и доверие. Одежда проста, без роскоши.

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?



-Как вы думаете, как связаны между собой два слова « Пётр I» и « Империя»? (высказывания детей.)

III. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ.

СЛАЙД 3 « Царь Пётр и его дела»

-Знаете ли вы, что-либо о Петре I ? Каким был царь?

На вопрос? « Какой из русских царей самый знаменитый?» многие ответят без сомнения: « Царь Пётр I». Действительно, Пётр I - самый выдающийся правитель России.

Кто помнит, в каком году родился Пётр I ? Какой это век?

СЛАЙД 4 «Царь Пётр - годы жизни 1672-1725»

-Сколько прожил царь? Много это или мало для жизни человека? ( Мало!)

-Но как много полезного для Отечества сделал этот человек.

-Что такое Отечество? Как можно сказать по- другому? Человека, который любит свою Родину и делает много полезного для Отечества, как называют? ( ПАТРИОТ)

-Значит Пётр I –патриот.

-Будем доказывать.

IV. Сообщения из проектно-исследовательской работы учеников.

СЛАЙД 5 «ПЁТР НА ВЕРФИ»

Сообщение Ч. Дмитрия:

-Образ жизни Петра был необычным для царя. Он был любознательным , одарённым человеком . Он проявлял большой интерес к религии и наукам , с особенным увлечением обучался военным наукам , постигал сам премудрости корабельного дела. Однажды на верфи (место, где строят корабли) появился новый плотник, который вместе с другими работниками выполнял тяжёлую работу, с большим вниманием и почтением выслушивал указания старшего мастера. И не знали работники, что рядом с ними, плечом к плечу, трудится русский царь. На своей личной печати он вырезал слова Я: - ученик и нуждаюсь в учителях».

-Ребята, как вы понимаете это выражение? ( Хотел многому научиться).

СЛАЙД 6 «Молодой царь в Голландии»

Сообщение Н. Анастасии:

Всё ему нужно было знать : как корабль строить, на станке столярном работать, как сапоги шить. Даже зубы пытался удалять! Неутомимый, волевой, он хотел всё постичь сам. С детства любил физический труд. Он любил говорить: « Я царь, а у меня мозоли на руках». За свою жизнь Пётр освоил 12 ремёсел.

-Что такое РЕМЕСЛО? ( Дети обращаются к словарю Ожегова: РЕМЕСЛО- профессия, любимое дело, умение.)

Рано понял молодой царь, что России нужен свой военно - морской флот, умные офицеры, матросы, нужны кораблестроители. – Как вы думаете, ребята, для чего России так необходим был флот? ( Для удобства торговли с другими странами, чтобы возвысить Россию в торговом отношении).

Сколько себя помнил царь Пётр - его всегда интересовали корабли. Сначала он с любопытством рассматривал нарисованные картинки, затем модели малых кораблей, которые собирал его отец Алексей Михайлович и, наконец, освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли стал учиться.

Не из праздного любопытства поехал царь за границу… Как вы думаете, за чем? ( Перенять опыт лучших мастеров.) Действительно, получить те знания и обучиться тем умениям, которые помогли бы ему многое в России преобразовать, изменить к лучшему.

УЧИТЕЛЬ:

-А зачем он старался преобразовать Россию? ( Чтобы страна стала могущественной державой, повысить её авторитет, повысить её культурный уровень).

-Действительно, Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отставала в своём развитии от стран Европы и не была надёжно защищена от врагов с моря.

СЛАЙД 7 « Пётр Великий» картина художника Валентина Серова»

Сообщение Г. Сергея:

Современники поражались подвижности царя. Он никогда не сидел на одном месте, постоянно был в движении. За свою жизнь он объехал всю страну, часто бывал за границей.

Обратите внимание на картину.

-Как она называется? Кто автор? Кто изображён на картине?

-Как шагает царь? Какими вам кажутся его шаги? – О какой черте характера Петра говорит нам В. Серов? ( О целеустремлённости Петра I .) Как он одет?

Неизгладимое впечатление производил русский царь своим внешним видом. Роста Пётр Алексеевич был высокого - без малого три аршина.- Это сколько, кто знает? ( 2 метра 4 сантиметра.) Соответственно своему росту и шаги делал при ходьбе такие, что человеку обычного роста приходилось бежать за ним вприпрыжку. Одевался он скромно: носил простой кафтан, только в холода надевал шапку. Предпочитал Пётр ходить пешком, всё делал быстро и бойко

-Что хотел выразить художник? ( Художник говорит нам о простоте и скромности царя.)

-Что интересного вы узнали о внешнем виде Петра? (Очень высокий, худой, быстрый и резкий в движениях, одет просто.)

Наряду с этим Пётр был трудным по характеру человеком: одни его обожали, другие люто ненавидели. – Как вы думаете, ребята, за что? ( Наверное, за то, что не давал лениться, за справедливые наказания.)

-Действительно, царь Пётр I был честный и искренний человек, строгий и взыскательный. Безделья он не терпел и требовал от других трудолюбия. За лень, нечестность и недобросовестность подчинённых строго наказывал.

ВЫВОД: Каким же был царь Пётр I? ( Необычным царём)

- В чём же его необычность? Перечислите черты характера царя.

- Доказали ли мы, что царь Пётр I – истинный патриот и за свою жизнь сделал много полезного для Отечества?

- Почему В. Серов назвал свою картину « Пётр Великий»? (Высказывания детей.)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

ИГРА: Хлопнете, если эти качества соответствуют чертам характера Петра I :

СЛАЙД 8 « КАЧЕСТВА ЦАРЯ»

КРЕПКИЙ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ

ХИЛЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ

ЖЕСТОКИЙ

ЛЕНИВЫЙ

ОДАРЁННЫЙ

ИСКРЕННИЙ

-Вероятно, эти качества и позволили добиться Петру I многого в своей деятельности и заслужить уважение и славу!

VII. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В РОССИИ ПРИ ПЕТРЕ I ?

УЧИТЕЛЬ: Среди русских царей - мужчин только Петра I именовали Великим.

- Как вы думаете, почему? (Высказывания детей.)

- Во время его царствования много новшеств появилось в России.- Какие новшества вам известны? ( Начало нового года с 1 января 1700, летосчисление от Рождества Христова, первая газета « Ведомости», обычай украшать ёлки, устраивать фейерверки и гуляния, брить бороды, первый музей в России - Кунсткамера.) - А ещё основание Санкт - Петербурга, первые ордена и многое другое.

VIII. РАБОТА С КАРТОЙ « РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХVII (18) ВЕКЕ.

УЧИТЕЛЬ: - Но страна не имела выхода ни к Балтийскому, ни к Чёрному морю. Владела Балтийским побережьем Швеция. И хотя сильным противником была Швеция, Пётр начал с ней войну долгую (более 20 лет) и кровопролитную. После победы Россия получила выход в Балтийское море.

- Начнём с изучения Легенды карты.

- Обратите внимание, как на карте обозначены земли, вошедшие в состав России после войны со Швецией? ( Точками.)

- Как обозначены важнейшие сражения? Найдите, покажите, назовите. ( Битва под Нарвой 1700 г, Полтавская битва 1709 г.)

- Как на карте обозначены промышленные предприятия? ( Пушка – литейные заводы, здание – текстильные предприятия, корабль – судостроительные верфи).

-Как вы думаете, ребята , почему в ЭТО время и ЭТИ предприятия появляются? (Шла война и Петру нужно было обеспечить всем необходимым армию и флот.)

IХ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ГОРОД СВЯТОГО ПЕТРА», ПОДГОТОВЛЕННАЯ УЧАЩИМИСЯ.

УЧЕНИЦА Н. Елизавета: Весной 1703 года на отвоёванных у Швеции землях, в устье реки Невы строится город Санкт - Петербург – «город Святого Петра». Это первый город России, который строился по заранее составленному плану. В нём запланированы широкие и прямые улицы (проспекты), площади. Дома строились каменные. ( Далее фрагменты фильма о Санкт – Петербурге.)

УЧЕНИК С. Егор: Впоследствии Санкт - Петербург становится крупным морским портом. У каждого русского города был свой герб. Появился он и у Санкт - Петербурга. Красное поле щита напоминает о кровопролитных сражениях на берегу Невы. Якоря двух видов объясняют, что город является морским и речным портом. Скипетр означает, что город стал столицей России. Создание российского флота тоже заслуга Петра I. Под непосредственным руководством царя Россия сама начала строить многопушечные корабли и ФРЕГАТЫ (трёхпушечный военный мачтовый корабль). На кораблях - Андреевский флаг, который стал флагом военно-морского флота России. Его название связано с косым крестом, на котором распяли Святого Андрея. С 1703 году 4 конца флага символизируют четыре моря – Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское.



Х. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

-Пётр I ввёл много других новшеств, о которых мы поговорим на других занятиях.

-Вернёмся к эпиграфу нашего занятия и ответим на вопрос: Достоин такой человек, как Пётр I уважения и славы?

ХI. РЕФЛЕКСИЯ.

-Какую задачи вы сегодня для себя ставили?

-Удалось ли их решить?

-Где можно применить новые знания?

-Занятие доставило вам радость открытия?

-Что вам хочется ещё узнать?

-Особая благодарность моим юным исследователям, которые нам доставили огромное удовольствие своими работами.

ХII. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.

-Подготовьте сообщения на тему « Что нового появилось в России, благодаря деятельности Петра I?»

А) Задания в конвертах:

Регулярная армия

Орден Андрея Первозванного

Кунсткамера – первый музей в России

Новые школы

Новая мода

Б) - Будет приветствоваться виртуальная экскурсия по Северной столице: « Санкт – Петербург «вчера», «сегодня», «завтра».

В) - У кого есть желание, составьте кроссворды по теме занятия.

-Спасибо за работу!


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Царь Пётр и его дела"

Автор: Куртиева Ирина Леонидовна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pietr-1-rieformy-v-rossiiskom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "123908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414598041"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Герои земли Русской "
    ["seo_title"] => string(21) "gieroi-ziemli-russkoi"
    ["file_id"] => string(6) "216782"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433151376"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Интегрированный урок истории и литературы в 7 классе "Пётр Первый: реформатор или антихрист?""
    ["seo_title"] => string(85) "intieghrirovannyiurokistoriiilitieraturyv7klassiepiotrpiervyirieformatoriliantikhrist"
    ["file_id"] => string(6) "303372"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457514861"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "КВН по слесарному делу "
    ["seo_title"] => string(24) "kvn-po-sliesarnomu-dielu"
    ["file_id"] => string(6) "149171"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419969413"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока-игры по истории по теме "Пётр I и его время" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-ighry-po-istorii-po-tiemie-piotr-i-i-iegho-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "238015"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444461844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства