Просмотр содержимого документа
«"Царь Пётр и его дела"»
Урок по окружающему миру 3 класс
Тема: Царь Пётр I - и его дела.
Цели: познакомить с жизнью и деятельностью Петра I (описать внешний вид, черты характера
царя);
выяснить роль царя в российских преобразованиях;
сформировать понимание необходимости этих преобразований.
Задачи: дать понятие о значении слов «империя», «патриот», «ремесло», «верфь», « фрегат».
учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы;
воспитывать интерес к истории России;
учить работать с картой;
развивать речь, мышление, учить умению сопоставлять факты, анализировать, делать
выводы.
Оборудование занятия: иллюстрации и картинки о Санкт- Петербурге, Петре I,
компьютерная презентация, фрагменты D V D фильма «Санкт-Петербург и
его окрестности», проектно – исследовательские работы учащихся, карта
«Российская Империя в 18 веке», словарь Ожегова.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ.
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной страничкой истории нашей Родины и узнаем, кто был её героем.
СЛАЙД 1 « ЭПИГРАФ ИЗ ПРИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА»
-Прочитайте эпиграф нашего занятия:
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был художник.»
А. С. Пушкин
- Как вы думаете, о ком так мог сказать поэт? ( Высказывания: раз « трон», значит это царь или знаменитость, или исторический деятель, человек необычный.)
- Сегодня нам предстоит попытаться доказать истинность слов Пушкина.
-Кто знает, что означает слово ИМПЕРИЯ? ( Империей называют наиболее крупное и могущественное государство)
СЛАЙД 2 «Медный всадник»
- Что изображено на картинке? ( Скульптура, памятник.)
-Кому ставят памятники? А зачем? ( В знак уважения)
-Кто удостоился такой чести? ( Кто-то из детей может ответить, далее добавляет учитель)
Телезаставка памятника «Медный всадник»
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:- Это памятник царю Петру I в Санкт- Петербурге. Называется « Медный всадник». Автор -замечательный французский скульптор Этьен Фалькон. Этот памятник, как эмблема побеждённых трудностей в эпоху « великих преобразований» в нашей стране. Величие всадника подчёркивается властным, спокойным, умиротворяющим жестом протянутой правой руки. Рука - повелевает и покровительствует. Лик - внушает уважение и доверие. Одежда проста, без роскоши.
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы:
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
-Как вы думаете, как связаны между собой два слова « Пётр I» и « Империя»? (высказывания детей.)
III. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ.
СЛАЙД 3 « Царь Пётр и его дела»
-Знаете ли вы, что-либо о Петре I ? Каким был царь?
На вопрос? « Какой из русских царей самый знаменитый?» многие ответят без сомнения: « Царь Пётр I». Действительно, Пётр I - самый выдающийся правитель России.
Кто помнит, в каком году родился Пётр I ? Какой это век?
СЛАЙД 4 «Царь Пётр - годы жизни 1672-1725»
-Сколько прожил царь? Много это или мало для жизни человека? ( Мало!)
-Но как много полезного для Отечества сделал этот человек.
-Что такое Отечество? Как можно сказать по- другому? Человека, который любит свою Родину и делает много полезного для Отечества, как называют? ( ПАТРИОТ)
-Значит Пётр I –патриот.
-Будем доказывать.
IV. Сообщения из проектно-исследовательской работы учеников.
СЛАЙД 5 «ПЁТР НА ВЕРФИ»
Сообщение Ч. Дмитрия:
-Образ жизни Петра был необычным для царя. Он был любознательным , одарённым человеком . Он проявлял большой интерес к религии и наукам , с особенным увлечением обучался военным наукам , постигал сам премудрости корабельного дела. Однажды на верфи (место, где строят корабли) появился новый плотник, который вместе с другими работниками выполнял тяжёлую работу, с большим вниманием и почтением выслушивал указания старшего мастера. И не знали работники, что рядом с ними, плечом к плечу, трудится русский царь. На своей личной печати он вырезал слова Я: - ученик и нуждаюсь в учителях».
-Ребята, как вы понимаете это выражение? ( Хотел многому научиться).
СЛАЙД 6 «Молодой царь в Голландии»
Сообщение Н. Анастасии:
Всё ему нужно было знать : как корабль строить, на станке столярном работать, как сапоги шить. Даже зубы пытался удалять! Неутомимый, волевой, он хотел всё постичь сам. С детства любил физический труд. Он любил говорить: « Я царь, а у меня мозоли на руках». За свою жизнь Пётр освоил 12 ремёсел.
-Что такое РЕМЕСЛО? ( Дети обращаются к словарю Ожегова: РЕМЕСЛО- профессия, любимое дело, умение.)
Рано понял молодой царь, что России нужен свой военно - морской флот, умные офицеры, матросы, нужны кораблестроители. – Как вы думаете, ребята, для чего России так необходим был флот? ( Для удобства торговли с другими странами, чтобы возвысить Россию в торговом отношении).
Сколько себя помнил царь Пётр - его всегда интересовали корабли. Сначала он с любопытством рассматривал нарисованные картинки, затем модели малых кораблей, которые собирал его отец Алексей Михайлович и, наконец, освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли стал учиться.
Не из праздного любопытства поехал царь за границу… Как вы думаете, за чем? ( Перенять опыт лучших мастеров.) Действительно, получить те знания и обучиться тем умениям, которые помогли бы ему многое в России преобразовать, изменить к лучшему.
УЧИТЕЛЬ:
-А зачем он старался преобразовать Россию? ( Чтобы страна стала могущественной державой, повысить её авторитет, повысить её культурный уровень).
-Действительно, Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отставала в своём развитии от стран Европы и не была надёжно защищена от врагов с моря.
СЛАЙД 7 « Пётр Великий» картина художника Валентина Серова»
Сообщение Г. Сергея:
Современники поражались подвижности царя. Он никогда не сидел на одном месте, постоянно был в движении. За свою жизнь он объехал всю страну, часто бывал за границей.
Обратите внимание на картину.
-Как она называется? Кто автор? Кто изображён на картине?
-Как шагает царь? Какими вам кажутся его шаги? – О какой черте характера Петра говорит нам В. Серов? ( О целеустремлённости Петра I .) Как он одет?
Неизгладимое впечатление производил русский царь своим внешним видом. Роста Пётр Алексеевич был высокого - без малого три аршина.- Это сколько, кто знает? ( 2 метра 4 сантиметра.) Соответственно своему росту и шаги делал при ходьбе такие, что человеку обычного роста приходилось бежать за ним вприпрыжку. Одевался он скромно: носил простой кафтан, только в холода надевал шапку. Предпочитал Пётр ходить пешком, всё делал быстро и бойко
-Что хотел выразить художник? ( Художник говорит нам о простоте и скромности царя.)
-Что интересного вы узнали о внешнем виде Петра? (Очень высокий, худой, быстрый и резкий в движениях, одет просто.)
Наряду с этим Пётр был трудным по характеру человеком: одни его обожали, другие люто ненавидели. – Как вы думаете, ребята, за что? ( Наверное, за то, что не давал лениться, за справедливые наказания.)
-Действительно, царь Пётр I был честный и искренний человек, строгий и взыскательный. Безделья он не терпел и требовал от других трудолюбия. За лень, нечестность и недобросовестность подчинённых строго наказывал.
ВЫВОД: Каким же был царь Пётр I? ( Необычным царём)
- В чём же его необычность? Перечислите черты характера царя.
- Доказали ли мы, что царь Пётр I – истинный патриот и за свою жизнь сделал много полезного для Отечества?
- Почему В. Серов назвал свою картину « Пётр Великий»? (Высказывания детей.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
ИГРА: Хлопнете, если эти качества соответствуют чертам характера Петра I :
СЛАЙД 8 « КАЧЕСТВА ЦАРЯ»
КРЕПКИЙ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ
СПРАВЕДЛИВЫЙ
ХИЛЫЙ
ТРУДОЛЮБИВЫЙ
ЖЕСТОКИЙ
ЛЕНИВЫЙ
ОДАРЁННЫЙ
ИСКРЕННИЙ
-Вероятно, эти качества и позволили добиться Петру I многого в своей деятельности и заслужить уважение и славу!
VII. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В РОССИИ ПРИ ПЕТРЕ I ?
УЧИТЕЛЬ: Среди русских царей - мужчин только Петра I именовали Великим.
- Как вы думаете, почему? (Высказывания детей.)
- Во время его царствования много новшеств появилось в России.- Какие новшества вам известны? ( Начало нового года с 1 января 1700, летосчисление от Рождества Христова, первая газета « Ведомости», обычай украшать ёлки, устраивать фейерверки и гуляния, брить бороды, первый музей в России - Кунсткамера.) - А ещё основание Санкт - Петербурга, первые ордена и многое другое.
VIII. РАБОТА С КАРТОЙ « РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХVII (18) ВЕКЕ.
УЧИТЕЛЬ: - Но страна не имела выхода ни к Балтийскому, ни к Чёрному морю. Владела Балтийским побережьем Швеция. И хотя сильным противником была Швеция, Пётр начал с ней войну долгую (более 20 лет) и кровопролитную. После победы Россия получила выход в Балтийское море.
- Начнём с изучения Легенды карты.
- Обратите внимание, как на карте обозначены земли, вошедшие в состав России после войны со Швецией? ( Точками.)
- Как обозначены важнейшие сражения? Найдите, покажите, назовите. ( Битва под Нарвой 1700 г, Полтавская битва 1709 г.)
- Как на карте обозначены промышленные предприятия? ( Пушка – литейные заводы, здание – текстильные предприятия, корабль – судостроительные верфи).
-Как вы думаете, ребята , почему в ЭТО время и ЭТИ предприятия появляются? (Шла война и Петру нужно было обеспечить всем необходимым армию и флот.)
IХ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ГОРОД СВЯТОГО ПЕТРА», ПОДГОТОВЛЕННАЯ УЧАЩИМИСЯ.
УЧЕНИЦА Н. Елизавета: Весной 1703 года на отвоёванных у Швеции землях, в устье реки Невы строится город Санкт - Петербург – «город Святого Петра». Это первый город России, который строился по заранее составленному плану. В нём запланированы широкие и прямые улицы (проспекты), площади. Дома строились каменные. ( Далее фрагменты фильма о Санкт – Петербурге.)
УЧЕНИК С. Егор: Впоследствии Санкт - Петербург становится крупным морским портом. У каждого русского города был свой герб. Появился он и у Санкт - Петербурга. Красное поле щита напоминает о кровопролитных сражениях на берегу Невы. Якоря двух видов объясняют, что город является морским и речным портом. Скипетр означает, что город стал столицей России. Создание российского флота тоже заслуга Петра I. Под непосредственным руководством царя Россия сама начала строить многопушечные корабли и ФРЕГАТЫ (трёхпушечный военный мачтовый корабль). На кораблях - Андреевский флаг, который стал флагом военно-морского флота России. Его название связано с косым крестом, на котором распяли Святого Андрея. С 1703 году 4 конца флага символизируют четыре моря – Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское.
Х. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Пётр I ввёл много других новшеств, о которых мы поговорим на других занятиях.
-Вернёмся к эпиграфу нашего занятия и ответим на вопрос: Достоин такой человек, как Пётр I уважения и славы?
ХI. РЕФЛЕКСИЯ.
-Какую задачи вы сегодня для себя ставили?
-Удалось ли их решить?
-Где можно применить новые знания?
-Занятие доставило вам радость открытия?
-Что вам хочется ещё узнать?
-Особая благодарность моим юным исследователям, которые нам доставили огромное удовольствие своими работами.
ХII. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.
-Подготовьте сообщения на тему « Что нового появилось в России, благодаря деятельности Петра I?»
А) Задания в конвертах:
Регулярная армия
Орден Андрея Первозванного
Кунсткамера – первый музей в России
Новые школы
Новая мода
Б) - Будет приветствоваться виртуальная экскурсия по Северной столице: « Санкт – Петербург «вчера», «сегодня», «завтра».
В) - У кого есть желание, составьте кроссворды по теме занятия.