Разработка данного урока позволяет познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Третье склонение имён существительных»
Урок русского языка в 4 классе: « Третье склонение имен существительных»
Цель: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Добрый день, добрый час.
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Подтянулись, улыбнулись.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели.
2. Минутка чистописания.
- Отгадайте и спишите загадку.
Вдруг из ч.рной темноты
В небе выросли цветы.
- Какая буква пропущена в слове?
- Напишите эту букву, это слово нужно запомнить.
- Назовите отгадку. (Салют)
- Назовите лексическое значение слова салют.
- К слову салют подберите однокоренные слова, запишите их в тетрадь, выделите корень.
- Какого склонения слово салют? Как вы это определили?
- Составьте со словом салют предложение. Какие задания вы можете предложить для работы с этим предложением?
3. Словарная работа.
Игра «Будь внимательным»
Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Называется по 2 слова - записать только те, написание которого нельзя проверить.
- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?
Ещё раз вспомним. Какого рода существительные 3 склонения?
Какое окончание имеют имена существительные третьего склонения?
- Назовите имена существительные с ь знаком после шипящих.
- Когда пишется ь знак после шипящих.
7. Первичное закрепление.
Найди и запомни.
Перед вами слова, 5 существительных, одно из которых 3 склонения.
Ваша задача: прочитав все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её.
1.Пчела, бабочка, дедушка, мышь, билет
2. Дыня, адрес, речь, стрела, сеялка
3.Вокзал, рожь, трава, речка, дорога
4.Юноша, помощь, багаж, берёза, судья
5.Дядя, сестра, тушь, мышка, вагон
мышь, речь, рожь, помощь, тушь.
- Что вы заметили у существительных 3-е склонения?
_ Какие имена существительные относятся к 3-е склонению?
8 Работа по учебнику
Упр. 169 (с. 96).
(Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова.)
- Какие части речи вы записали?
- Что общего у этих имён существительных? (У них нулевое окончание, оканчиваются на мягкий знак.)
- Укажите род и число имён существительных.
- Какой ещё общий признак вы заметили? (Все имена существительные женского рода.)
- Назовите признаки имён существительных 3-го склонения в начальной форме.
Упр. 170 (с. 97)
- Прочитайте слова.
- К какой части речи они относятся?
- Что они обозначают? (Чувства человека, черты характера.)
На какие две группы можно разделить эти слова? (Положительные и отрицательные черты характера. Существительные 2-го и 3-го склонения.)
- Какие слова вы могли бы поставить рядом со словом совесть! (Скромность, справедливость, стыдливость, достоинство.)
- Почему? Что такое совесть? (Ответы детей.)
- Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо. Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка. Один ученик выполняет на доске разбор слова жадность по составу. Самооценка.)
6. Физкультминутка.
Игра «Раз, два, три – склонение назови».
Называются имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.
7.Самостоятельная работа с проверкой.
– А сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.
- Упр. 171 стр. 97.
- Прочитайте. Докажите. Что данные имена существительные 3-е склонения.
- Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1-е склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
– Кто сделал все, верно, поставьте на полях тетради «+»
– Кто ошибся? Почему?
8. Закрепление.
Игра «Найди лишнее слово».
Заря, статуя, болезнь, библиотека.
Награда, чувство, багаж, мороз.
Билет, площадь, болото, вагон.
Богатство, салют, ладонь, агроном.
- Докажите ваш выбор.
- Какие это слова?
9. Игра «Собери слова в лукошко»
Из вишни, у реки, перед штормом, по аллее, с молоком, к земле, c дороги, в трамвае, о дедушке, на верхушке, за черёмухой, на спине, над полем, с собакой.
- Распределите имена существительные по типу склонения. Что для этого нужно сделать?
- Докажи правильность ответа.
10. Рефлексия.
- Чему вы научились на уроке?
- Я думаю, что сегодняшний урок вызвал у вас новые чувства и ощущения.
- Если вам было спокойно и комфортно, нарисуйте солнышко, а если не совсем комфортно и спокойно нарисуйте облачко.
- А теперь скажите, за что вы можете похвалить себя или своего товарища.