Цель: формирование толерантных качеств младших школьников.
Задачи: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с понятием «толерантность», его происхождением, значением; формировать у учащихся толерантное отношение друг к другу и к учащимся с особенностями психофизического развития; развивать толерантное мышление, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение к окружающим, внимательное и уважительное отношение друг к другу, чувство сплоченности коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Толерантность – это образ жизни.»
Толерантность – это образ жизни.
Цель: формирование толерантных качеств младших школьников.
Задачи: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с понятием «толерантность», его происхождением, значением; формировать у учащихся толерантное отношение друг к другу и к учащимся с особенностями психофизического развития; развивать толерантное мышление, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение к окружающим, внимательное и уважительное отношение друг к другу, чувство сплоченности коллектива.
Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга: пожмём руку соседу, помашем рукой другу и улыбнёмся всем вокруг.
Я порошу встать тех, кто сегодня выспался. Садитесь. Встаньте, пожалуйста, кто пришёл с хорошим настроением в школу. Садитесь. Я попрошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие красивые. Садитесь. А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Садитесь. Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы. Садитесь. А теперь встаньте, у кого светлые. Садитесь. Вы заметили, ребята, какие все мы разные, но мы вместе, и мы все равные. Мы живём в одном городе, ходим с вами в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты и мороженое. Очень важно, чтобы все люди были дружны!
Девиз нашего занятия – «Толерантность – это образ жизни»
Предлагаю посмотреть на экран. Вашему вниманию будет представлен отрывок из мультфильма «Толерантность» (с 0.08 минуты до 1.38 минуты) [1]
(Беседа по просмотренному отрывку)
Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «толерантность»? (Ответы детей)
Давайте с вами на каждую букву слова «толерантность» подберём слова, которые более всего соответствуют смысловому значению слова.
Т – товарищество
О – общение
Л – любовь
Е – единство
Р – радость
А – активность
Н – надёжность
Т – тактичность
Н – нравственность
О – ответственность
С – сочувствие
Т – терпение
Ь –
«Уважая других людей, мы, прежде всего, уважаем себя» — принцип, способный изменить мир в лучшую сторону.
Физкультминутка: (речь с движением)
Здравствуй, мир! (руки верх)
Это – я! (к себе)
А вокруг – страна моя! (вокруг себя)
Солнце в небесах - горит! (руки верх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (влево руки в замке)
А там - поля! (вправо руки из замка)
Здесь – друзья! (влево руки из замка)
И здесь – друзья! (вправо руки из замка)
Я легко к земле нагнусь, (наклоны в низ)
К каждой травке прикоснусь, (несколько наклонов)
Распрямлюсь и встану гордо! (руки через верх на пояс)
И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс)
Вправо, влево оглянусь (поворот головы)
По округе пробегусь (поворот во круг себя)
Стал я бодрым (рывки руками перед грудью)
И веселым, (рывки руками раскрытыми вправо)
Как ребята (рывки руками перед грудью)
С нашей школы! (рывки руками раскрытыми вправо)
Здравствуй, город самый лучший! (вперед)
Здравствуй, край родной, могучий! (вращение руками и вперед)
Здравствуй же, страна моя! (вращение руками вперед)
Здравствуй, мир! (ладони в чаш)
Встречай меня! (ладони к груди) [3]
Чтобы нам жилось легко, хорошо, нам надо чаще говорить добрые слова. А вы знаете их? (Да). Сейчас проверим.
Словесная игра: «Недостающее словечко»
-Растает даже ледяная глыба от слова теплого "СПАСИБО".
-Зазеленеет старый пень, когда услышит "ДОБРЫЙ ДЕНЬ".
-Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь "ЗДРАВСТВУЙТЕ".
-Когда нас бранят за шалости говорите: "ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА".
-И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: "ДО СВИДАНИЯ".
Молодцы, ребята, вы знаете добрые слова.
Игра «Цветок толерантности»
Ребята, я несла вам цветок толерантности, но он рассыпался. Помогите мне, пожалуйста, его собрать. (Детям раздаются лепестки со словами). Какие лепестки подходят к цветку толерантности?
А оставшиеся лепестки почему не подходят? (вражда, злость, грубость, драка, война, недоверие — это не толерантные слова).
Наш цветок получился красивый и разноцветный, как радуга.
Тест "Толерантность".
У вас на столе лежат квадратики трех цветов (красный, желтый, зеленый). Я буду читать вопрос и давать три варианта ответа. Каждый вариант ответа подходит определённому цвету квадрата. Вы выбираете правильный на ваш взгляд вариант ответа (квадрат). По окончанию мы посчитаем, квадратов какого цвета у вас больше всего собралось.
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я (желтый квадрат) не буду с ним общаться (красный квадрат) толкну, стукну его (зелёный квадрат) подружусь с ним
2. Когда в игре кто-то делает по-своему, не так, как мне хочется, я (желтый квадрат) не буду с ним играть (красный квадрат) толкну, стукну его (зелёный квадрат) попрошу объяснить, что он делает
3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я (желтый квадрат) не буду с ним общаться (красный квадрат) толкну, стукну его (зелёный квадрат) постараюсь отвечать лучше
4. В нашем классе появился ребёнок-инвалид, я (желтый квадрат) не буду с ним общаться (красный квадрат) посмеюсь, какой он неуклюжий (зелёный квадрат) подружусь с ним
5. Если одноклассник верит в другого Бога, я (желтый квадрат) не буду с ним общаться (красный квадрат) посмеюсь над ним (зелёный квадрат) попрошу рассказать о его вере
Ответы:
(желтый квадрат) или по 2 балла (красный квадрат) или по 1 баллу (зелёный квадрат) или по 3 балла
Вывод: Больше всего желтых квадратов или (от 5 до 9 баллов) – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
Больше всего красных квадратов или (от 10 до 14 баллов) – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
Больше всего зелёных квадратов или (15 баллов) – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
Викторина «Мы разные, но мы вместе» [2]
На каком языке написано слово "толерантность"? (Китайский)
Татарская загадка. «Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз)
Это блюдо русской кухни – символ солнца. Готовится из жидкого теста, которое выливается на раскаленную сковороду. (Блины)
Как называют человека, гордящегося своей принадлежностью к собственной нации. (Патриот)
Критерий толерантности, проявляющийся в добром отношении друг к другу. (Взаимоуважение)
Блюдо армянской кухни. Пшеничный хлеб в виде тонких больших лепешек. (Лаваш)
Именно в этой стране елочка со звездой на макушке, салат «Оливье» и «Ирония судьбы» по телевизору давно стали обычными атрибутами Нового года. (Россия)
Именно в этой стране блюдо из картошки под названием «Драники» является национальным. (Беларусь)
В разных странах мира имеются памятники толерантности. Как думаете, где установлен этот памятник? (Кипр)
Без этого невозможно жить, этим нужно дорожить. Это то качество, о котором сложены стихи и песни, и даже сняты мультфильмы. Даже Кот Леопольд в одноимённом мультфильме призывал всех к этому. (Дружба)
Именно эта международная организация, специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, выступила с инициативой празднования Дня толерантности (терпимости) во всём мире. (ЮНЕСКО)
Вы ответили на вопросы викторины! Молодцы!
Помните! Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе наш мир толерантным!
Давайте поиграем и игру «Комплименты».
При помощи жребия разделимся на три группы. Каждая группа образует круг, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Спасибо, садитесь на свои места.
Рефлексия
Ребята, на столах у вас лежат смайлики, покажите, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце занятия.
Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.