Раздел 5: | Искусство |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 3 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | Тюрки и их образ жизни |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
3.3.2.1 на основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков. |
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Учащиеся будут: – называть истоки казахского народа – саков, гуннов, тюрков; – определять, какие современные народы относятся к тюркским; – показывать на карте территорию Тюркского каганата; – называть занятия тюрков; – перечислять достижения тюрков; – на основе иллюстрации в учебнике выдвигать свои гипотезы о причинах побед тюрков; – сравнивать занятия и образ жизни тюрков, гуннов, саков; – делать выводы об общности занятий и хозяйства этих народов. – объяснять, из каких источников мы узнаем о жизни тюрков; – на основе сравнения иллюстраций в учебнике показывать достижения тюркского мира и объяснять, как эти открытия облегчили жизнь людей. |
Языковая цель | Учащиеся могут: работая с текстом и иллюстрациями в учебнике описывать образ жизни тюрков. Предметная лексика и терминология: тюрки, скотоводство, земледелие, ремесла. Серия полезных фраз для диалога/письма. Тюрки – потомки гуннов. Тюрки – предки казахов. Тюрки занимались кочевым скотоводством. Часть тюрков занималась земледелием. У тюрков были развиты кузнечное, ювелирное, гончарное ремесла. Вопросы для обсуждения. Какую территорию занимали тюрки в VI веке? В чем причина победоносных походов тюрков? Каковы были достижения тюркского мира? Как эти открытия облегчили жизнь людей? Письмо. В тетради заполнить сравнительную таблицу и написать выводы. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | История, самопознание |
Навыки использования ИКТ | ИКТ - просмотр видеоролика, презентация урока. |
Предварительные знания | Как жили саки. Сакская царица Томирис. Гунны. |
Ход урока |
Этапы урока, t | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 1 мин | Создание положительного эмоционального настроя Создание положительного эмоционального настроя. Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока). | |
2 мин | Домашнее задание Проверка выполнения домашнего задания. | |
Середина урока 6 мин | Актуализация знаний. Целеполагание Учитель. «Современные казахи – потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков. Казахи – народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира», – это слова нашего Президента Н. А. Назарбаева о казахах и их месте в истории. Ребята! Выделите ключевые слова в этом высказывании. Учащиеся. Казахи – потомки саков, гуннов, тюрков. Тюрки сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков. Казахи сохранили отчую юрту тюркского мира. Учитель. Ребята! Вы определили вопросы, которые мы будем рассматривать на уроке. Мы сегодня станем исследователями. Работая с разными источниками – картой, историческими документами, иллюстрациями в учебнике, узнаем, как жили древние тюрки и чем они занимались. (К, И) Как вы думаете, какие цели мы должны достичь к концу урока? Учащиеся. Узнаем об образе жизни тюрков. Учитель (дополняет). А также вы узнаете о достижениях тюркского мира. | |
7 мин | Работаем с учебником. Перед вами – древо казахского народа. Корни этого древа – предки казахов: саки, гунны, тюрки. Расскажите, что вам известно о саках и гуннах: где жили, чем занимались. Вспомните наиболее яркие страницы их истории. Выполнение заданий в тетради ученика. Учащиеся читают текст учебника, работают с картой. Рассматривая иллюстрацию «Тяжеловооруженный тюркский воин», делают выводы о причинах побед тюрков. Информация для учителя. Тюрки создали мощную конницу, которая делилась на тяжелую и легкую. Бой начинали легковооруженные всадники, которые, стреляя из луков, осыпали врага тысячами стрел. Потом они исчезали, и в бой вступали тяжеловооруженные всадники-мечники. У мечников защитные доспехи были не только на воинах, но и на их конях. Поэтому тюркская конница была неуязвима для врага. Особая тактика и вооружение позволили тюркам завоевать огромную территорию от Тихого океана до Черного моря. Учитель. Исследуем исторический документ в учебнике. Прочитайте его и сделайте выводы об образе жизни и занятиях тюрков. Документ. Арабский историк писал: «В стране тюрков имеется 25 городов. Среди них Кулан, Мерке, Талгар и др.». Сохранились остатки арыков и древних каналов. Археологи нашли серпы, ножи, топоры, стремена, сабли, копья, украшения. | Учебник Тетрадь ученика |
6 мин | (ФО) Прием «Известное и неизвестное». Найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна. Учащиеся. Часть тюрков жила оседло, на одном месте, об этом говорит появление городов. Остатки арыков и каналов доказывают, что население занималось земледелием. По находкам оружия, орудий труда и украшений можно судить о развитии ремесел: кузнечного, ювелирного и др. Вся эта информация нам частично известна. Учитель. На большей территории Казахстана тюрки занимались кочевым скотоводством. Вспомните, какие виды скота разводили кочевники. | Тетрадь ученика |
2 мин | Динамическая пауза | |
7 мин | Выполнение задания в тетради. А теперь исследуем, каковы были достижения тюрков. Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Как эти открытия облегчили жизнь людей? Учащиеся сравнивают картинки и приходят к выводу, что тюрки изобрели жесткое седло и стремена. Стремена помогают всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время верховой езды. Сидя в жестком седле и опираясь на стремена, всадник уверенней чувствовал себя при стрельбе из лука и владении копьем. Это позволило изменить тактику ведения боя. Тюрки создали свою письменность – руническое письмо из 38 знаков. Надписи в честь правителей Бильге-кагана и Кюльтегина сделаны именно руническим письмом. Информация для учителя. «Даже если бы кочевники не создали ничего другого, кроме этих нескольких орхонских и енисейских текстов, они могли бы с полным правом требовать места среди других народов, которые внесли значительный вклад в мировую культуру. Они не завещали нам великолепных храмов, они не изобрели ни пороха, ни бумаги, но кто осмелится сказать, что поэтическая мысль, высеченная навсегда в камне или даже в народной памяти, является элементами культуры менее значительными!» (Олжас Сулейменов. «Аз и я») Учащиеся. В тюркский период в степи возникли цветущие города – Тараз, Отрар, Сайрам и др. Из тюркской среды вышло много великих ученых, например аль-Фараби. На смену юрте на колесах кочевники придумали разборную юрту, которую можно было разобрать и собрать на новом месте за считанные часы. Учитель завершает исследовательскую работу учащихся словами Президента Н. А. Назарбаева: «Наши великие предки владели Великой степью от Алтая до Черного моря. Они оставили нам бессмертный героический эпос и большое духовное богатство. Они изобрели юрту, брюки, саблю, сапоги, стремена, выплавку железа. Нужно создать центр изучения тюркской истории и культуры в составе Тюркской академии». Какой вы видите свою задачу в свете слов нашего Президента? | Тетрадь ученика |
Конец урока 5 мин | Вывод по теме урока. Просмотр слайдов и выполнение заданий в электронном приложении. (ФО) Прием «Одноминутное эссе». Напишите одноминутное эссе «Что самое главное я узнал сегодня? | Учебник Электронное приложение |
3 мин | Итог урока. Рефлексия Задание в тетради ученика: «Перед тобой различные источники, которые рассказывают, как жили тюрки в прошлом. Напиши рядом с источником, что мы узнаем из него о жизни тюрков». (ФО) Прием «Комплимент». Похвали одноклассника. Кого из своих одноклассников, работавших в группе, ты бы похвалил? За что бы ты его похвалил? | Тетрадь ученика |
1 мин | Домашнее задание Придумай по теме вопросы, которые начинается со слова «Почему?». На следующем уроке предложи ответить на эти вопросы своим одноклассникам. | Учебник |
Критерии успеха | Поднимает вопросы, связанные с бережным отношением к памятникам истории и культуры. Раскрываются образ жизни и занятия тюрков и перечисляют их культурные достижения. | |
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение ТБ |
В задании составьте определение, менее способным учащимся можно давать ключевые слова. Можно предложить более способным учащимся работу с энциклопедией и сделать краткие сообщения. | Оцени свою работу на уроке и поясни свои ответы. 1. Я все понял. Урок понравился 2. На уроке было неинтересно. 3. Я ничего не понял и с нетерпением ждал конца урока | Динамическая пауза Если мы чуть-чуть устанем, Все тихонько вместе встанем, И похлопаем в ладоши Раз, два, три, четыре, пять! С каждым разом будем выше Наши ручки поднимать. И потопаем ногами: Раз, два, три, четыре, пять! С каждым разом будем с вами Ниже, ниже приседать. Закружились наши ножки: Раз, два, три, четыре, пять! Мы теперь готовы снова Катаклизмы изучать. |