Тема: Племена гуннов на территории Казахстана. Цель: Дать представление об общественном устройстве гуннов, быте, хозяйстве и культуре гуннов.
Задачи:
Образовательная: познакомить с историческими сведениями о племенах гуннов, дать знания о хозяйстве.
Развивающая: : развитие внимания, памяти, речи, мышления, умение делать выводы.
Воспитательная: Прививать детям любовь к родине, воспитывать чувство патриотизма к родной земле.
Учебное оборудование: презентация, таблица, портрет Аттилы, видеоролик. Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа, поисковый метод.
Ход урока :
I) Организационный момент.
С?леметсіздерме балалар ж?не ?онактар. Отырыныздар. Сегодня на уроке познакомимся с племенами гуннов которые являются нашими далекими предками..
За мечты народа Бился предок твой И была победа
Великою мечтой.
Эпиграфом к уроку слова из восточной летописи..
II) Опрос домашнего задания.
(Сопровождается презентацией.)
А теперь я у вас проверю знания, полученные на предыдущих уроках. Класс поделился на 2 команды, выбрали капитанов, название команд. Жюри у нас является учитель истории Алисова Е Н, которая будет оценивать вас по 5-ти бальной системе, в конце урока жюри подведет итоги.
Разминка.
1 Где был найден Золотой человек?
2Саки жили на территории Казахстана?
3А.Македонский напал на саков в?
4Царица Томирис победила?
Лидер 21 века.
1Хронология.
2Кто они.
3Ареал.
4Источники.
5Культура.
6Политическая история.
Конкурс капитанов.
1 Кир напал на саков?
2 Мусульманская религия образовалась?
3 Дарий 1 напал на саков?
4 Великая китайская стена построена?
5 Золотой человек найден?
6 Годы жизни Томирис?
Кто возглавлял персидское войско? (Кир, Дарий 1) Какие государства которые существовали на территории Казахстана вы знаете?? (саки, гунны) И так тема сегодняшнего урока «Племена гуннов на территории Казахстана». Откройте тетради запишите число, тему.
Цель нашего урока:Дать представление об общественном устройстве гуннов, быте, хозяйстве и культуре гуннов.
Задание на урок: Какое место занимает имя Аттилы в Истории Казахстана? Вы должны ответить на этот вопрос до конца урока.
Так как вам были даны опережающие задания по новой теме, вы должны были подготовить небольшие сообщения по гуннам. План.
1)История гуннов. Хозяйство и быт гуннов.
2Аттила- великий правитель гуннов.
3)Великое переселение народов.
Про гуннов писал сам Магжан Жумабаев в своем стихотворении пророк. (Ученик рассказывает стихотворение)
Пророк.
В древние времена из огненного
Солнца- Куна родился гунн.
От огненного гунна, сверкая огнем, родился я.
Своё лицо и свои узкие глаза, только родившись,
Я омыл ярким пламенем.
Не огорчайся, бедный слепой, не страдай,
Я - сын Куна, в моих глазах лучи Куна.
Я иду, я иду, я иду,
Пророк, рожденный солнцем,
Рожденный гунном!
М. Жумабаев.
I)Учитель: Ранняя история гуннов. Племена гуннов-наши далекие предки, гунны прародители тюрков. В 3 в до н.э-4 в н.э огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли различные племена. Одно из них – гунны. «Гунн» происходит от названия реки Орхон. В lll веке до н.э. жившие здесь кочевые племена объединил Моде.
В китайских источниках об истории гуннов говорится следующее: «Моде захватил власть в борьбе со своим отцом. Однажды к Моде пришли послы дунху и потребовали от него, чтобы он отдал правителю дунху самого лучшего коня – Моде. Старейшины были оскорблены и требовали начать войну. Однако Моде, сказав: «к чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь?», приказал отдать своего любимца. Через некоторое время послы вновь пришли и потребовали отдать самую красивую женщину царства – жену Моде. Совет старейшин расценил это как вызов и опять требовал начать войну, чтобы наказать зарвавшихся соседей. Но Моде приказал отдать.
В третий раз дунху потребовали уступить пограничную территорию. Это была небольшая пустыня, неудобная для скотоводства и необитаемая. Земля была ничья, по обе стороны ее стояли караулы. Старейшины хунну сочли, что из – за столь неудобной землицы не стоит портить отношения с соседями: « Земля есть основание государства, разве можно ее отдавать?» - сказал он. Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, присоединив их территории. Так возникла держава гунну во главе с Моде.
Ученик: Государственное устройство гуннов. В гуннское объединение входили различные племена. Государство строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Совет старейшин- шаньюй. «Туменбасы» - темники. Они возглавляли 24 рода, а все 24 темника имелось по 10000 вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждый должен был заниматься воинскими упражнениями, иметь при себе оружие – лук со стрелами, саблю и копье.
Хозяйство и быт гуннов:Гунны вели кочевой образ жизни.Занимались скотоводством. Разводили все виды скота. Лошадь играла первостепенную роль, так как служила средством передвижения, давало мясо и молоко.
А также занимались земледелием. В основном выращивали просо. В остатках жилищ были обнаружены ямы для хранения зерна.Гунны были прекрасными охотниками. Даже дети могли, вооружившись луком, добыть птицу и мелкого зверя. Из кожи и шерсти делали одежду, подстилки, жили в юртах.
Ученик: Римский историк А.Марцеллин писал: «Гунны настолько закаленные, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом любого животного, которое они сушат на крупе своей лошади или на своем поясе Они кочуют по степям,горам и лесам и с детства привыкают к холоду,голоду и жажде,умеют их преодолевать. Гунны как бы сливаются со своими конями, которые невзрачны на вид, но выносливы и быстры и исполняют волю своих хозяев. Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью,даже торговлю производят, не сходя с лошади, и на ней же питаются и утоляют жажду,даже спят, нагнувшись и положив голову на гриву коня.При этом так крепко спят, что даже видят сны. При обсуждении жизненных вопросов на собраниях они это делают, сидя на лошади.»
II) Учитель: Прииск, видевший Аттилу во время своего визита в 449 году, описывал его как невысокого коренастого мужчину с большой головой, глубоко посаженными глазами, взгляд пронзительный, словно пронизывает то место куда смотрит, приплюснутым носом и редкой бородкой. Походка уверенная, быстрая. Голос звенит, словно серебро и очень хорошо воспринимается. Он был груб, раздражителен, свиреп, при ведении переговоров очень настойчив и безжалостен. На одном из обедов Прииск подметил, что Аттиле подавали пищу на деревянных тарелках и ел он только мясо, в то время как его главнокомандующие угощались лакомствами на серебряных блюдах. Ученик: Аттила, сын Мунчука, стал императором в 40-летнем возрасте после смерти дяди. Аттила объединил до 45 — 50 различных народов. В 445—453 гг. под предводительством Аттилы гунны и их союзники завоевали Германию, Францию, Северную Италию, наложили дань на Римскую империю. «Имя Аттилы завоевало себе место в истории… рядом с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря».Первым и самым жестоким завоевателем всех времен был Атилла . Прозванный христианами «Бичом Божьим». После смерти своего дяди Руги он вместе с братом Бледой наследовал царскую власть над племенами гуннов. Аттила безжалостно убил родного брата. Ученик: Намерения Аттилы сразу же дали знать о себе. Он силой оружия подчинил себе соседние «варварские» народы. Чтобы не быть истребленными, этим народам приходилось присоединяться к гуннскому военному союзу. Более того, у всех у них был один общий противник в лице двух Римских империй. В скором времени Аттила превратился в могущественного властелина. В 443 и 447—448 годах Аттила обрушился на Восточную Римскую империю, совершив два удачных похода. О набегах гуннов во главе с Аттилой складывались легенды. Они умело обходили препятствия и в любой момент могли оказаться в неприятельском тылу. Битвы гуннская конница начинала с того, что засыпала вражеские ряды тучами разящих стрел, которые выпускались всадниками на полном скаку- Аттила принял условия сражения на Каталаунских полях. Именно в этой битве проявились такие моральные качества Аттилы, как достоинство степняка, решительность, который принял условия битвы, зная заранее невыгодность позиции боя для своего войска. Битва началась в 20-х числах июня 451 г началась Каталаунская битва .«В одно мгновенье все смешалось. Боевые кличи, блеск шашек и пыль, которая поднялась за ринувшимися всадниками; мир перевернулся… Если верить старикам, то ручей на упомянутом поле, протекавший в низких берегах, сильно разлился от крови и ран убитых». Видеоролик.
Учитель: Все, встречавшееся на их пути, предавалось опустошению и огню. Там, где проходили конные полчища «Бича Божьего», оставались пожарища и развалины. Аттила осадил Рим, но немедленно штурмовать его не стал, согласился на мирные переговоры. Одной из причин этого стали многочисленные болезни в рядах его войска. Аттила умер вскоре после возвращения из Галлии в Паннонию, в ночь после свадьбы с Ильдико, уроженкой Бургундии. По преданиям, смерть последовала от руки Ильдико, которая таким образом отомстила своему жениху за гибель народа бургундов, истребленного гуннами. Видеоролик.
III) Ученик: Гунны внесли в жизнь племен и народов Казахстана и Евразии невиданные ранее перемены. Продвижение гуннов на Запад привело и движение все другие племена и народы. Это невиданное в истории движение разноязыких племен и народов получило название Великое переселение народов.
Гунны овладели бескрайними просторами, объединив под своей властью множество племен и народов, превратив завоеванные земли в могущественное государство. Победные походы Аттилы обессмертили его имя, прославили его на весь мир.
Во время правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй. В 453 году Аттила неожиданно умер. После его смерти гуннские родовые союзы распались.
Значение походов гуннов. Ученые по-разному оценивают роль гуннов.
Некоторые историки главным считают то, что они освободили Европу от римского владычества.
Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве. Основу войска составляла быстрая конница. Гунны имели стенобитные машины, камнеметную технику. Были также подвижные, хорошо защищенные крепостные сооружения, на которых стояли лучники, поражавшие противника.
Учитель: Со смертью царя Аттилы государство гуннов быстро утратило свое могущество. Его многочисленные сыновья-наследники не смогли сохранить мощь конной армии гуннов и воспрепятствовать вспыхнувшей межплеменной розни. Начались восстания покоренных племен, подавить которые у гуннов уже не было сил. Царство Аттилы полностью распалось через двадцать лет после его загадочной смерти. Такова была историческая судьба многих держав, основанных на авторитете и силе их создателя — великого завоевателя.
Ребята вы уже знаете что большую роль в истории Казахстана сыграло великое переселение народов. Как вы думаете какие плюсы и минусы были у этого события?
Учитель: Итак ребята, что вы нового узнали сегодня о гуннах?
Задание на урок: Какое место занимает имя Аттилы в Истории Казахстана?
Диснут:-Был ли Атилла великим полководцем?
-Какие черты характера Атиллы вам нравятся, а какие нет?
Закрепление.
1 Какую территорию первоначально занимали гунны?(Центр Азию, от юга Монголии до Каспия)
2 В какой стране построили стену для защиты от гуннов? (Китай)
3 Какое событие связано с шаньюем Модэ?(Образование гуннов)
4 Каких правителей гуннов вы знаете?(Моде, Аттила)
5 Какое событие в истории связано с гуннами?(Великое переселение народов)
6 Каталаунская “битва народов” произошла _451____
Вывод: Аттила — историческая личность, благодаря которой весь мир узнал гуннов. Народы Европы признали его как смелого, выдающегося человека. Большинство историков считает Аттилу жестоким варваром, всю свою жизнь стремившимся сокрушить христианский мир. Римский историк Иордан, писал о гуннском царе Аттиле: «Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил на всех трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением». Видеоролик.
Домашнее задание.
1)§20. (чтение и пересказ – оценка 3-4).
2) Расскажите о жизни и быте гуннов, которые оставили выбор оценка
яркий след в истории Казахстана. 4
3) Составить тестовые задания по основным событиям
и терминам (10 вопросов). выбор оценка
4) Эссе: Какое влияние оказал Аттила на историю гуннских 5
племен?
Подведение итогов урока. Оцениваниет жюри.