Описание материала: данный конспект могут использовать учителя начальных классов на уроке математики в 1 классе при завершении изучения темы "Сложение и вычитание чисел первого десятка". На уроке используется самостоятельная и групповая работа, а так же задания на развитие логического мышления.
Сложение и вычитание чисел первого десятка Закрепление знаний по теме.
Педагогическая цель: создать условия для закрепления состава чисел первого десятка; умения сравнивать числа и числовые выражения; развития навыков счёта; наблюдательности, логического мышления.
Планируемые результаты (предметные): знать состав чисел первого десятка; уметь сравнивать числа и числовые выражения; решать задачи изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные: делают выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
Найди закономерность и продолжи ряд:
4 3 2 4 3 2 …
2 4 3 5 4 6 …
II. Устный счёт.
1. Повторение состава чисел до 10 (два учащихся у доски «заполняют окошки в домиках»)
2. Какой пример следующий?
Ребята, посмотрите на примеры, записанные на доске столбиками. Определите закономерность. Как будет меняться ответ в каждом столбике.
7 – 3 2 + 5 6 + 4
7 – 4 2 + 6 7 + 3
7 – 5 2 + 7 8 + 2
… … …
Учащиеся показывают значение каждого примера сигнальными карточками и продолжают каждый столбик ещё одним примером, соблюдая подмеченную ими закономерность. (7 – 6 = ; 2 + 8 = ; 9 + 1 =.)
3. Игра «Добавь до 10».
Ребята, сейчас, бросая мяч вам в руки, я буду называть число, а вы, кидая мне мяч в ответ, называете такое число, которое нужно добавить к моему числу, что бы получилось 10. (Называю число 3, а ребенок в ответ – 7, называю 6, в ответ – 2, и т.д.)
III. Сравнение чисел. Составление равенств и неравенств (задание 4, с. 39 учебника).
– Сравните число с числовым выражением.
Например: сравнить число 10 и сумму чисел 8 и 1. Значение суммы 8 и 1 равно 9. Десять больше девяти.
Запись: 10 > 8 + 1.
Сравнить число 0 и разность чисел 6 и 6. Значение разности чисел 6 и 6 равно нулю. Нуль равен нулю.
Запись: 0 = 6 – 6.
И т. д.
– Составьте равенства и неравенства, используя числа, данные в задании 2 (с. 39 учебника).
Например:
7 = 3 + 4 8 – 2 < 9
7 – 3 = 4 9 > 5 + 2
7 + 3 > 8 9 = 5 + 4 и т. д.
Физкультминутка
В ладоши хлопни столько раз, сколько лампочек у нас. (8)
Мы присядем столько раз, сколько окон у нас. (3)
И подпрыгнем столько раз, сколько досок у нас. (2)
Самостоятельная работа.
задание 3 (с. 22 тетради).
Фронтальная проверка.
IV. Работа над задачами.
С использованием сигнальных карточек учащиеся выполняют задание 8 (с. 38 учебника).
Учитель читает по очереди задачи из задания, а ученики сигнальной карточкой показывают, каким действием будут решать ту или иную задачу. (1. + 2. – 3. – 4. +.)
– Прочитайте задачи 6, 7 (с. 39 учебника) и сравните их.
– Чем похожи задачи? (Эти задачи одного вида.)
– Каким действием следует решать задачи? (Вычитанием.)
– Запишите решение каждой задачи самостоятельно.
(7 – 5 = 2 (щ.); 8 – 6 = 2 (т.).)
– Проверьте работу друг друга.
Физкультминутка
Я иду, и ты идешь – раз, два, три.
Я пою, и ты поешь – раз, два, три.
Мы идем, и мы поем – раз, два, три.
Очень дружно мы живем – раз, два, три.
Ходьба на месте. Хлопки в ладоши.
Прыжки на месте. Ходьба на месте.
V. Развитие навыков счёта
1. Выполняют задание на полях учебника, с. 39 и задание 1, с. 22 тетради.
Вычислите выражения, данные в учебнике.
9 – 5 4 + 5
5 + 4 8 + 2
2 + 8 9 – 4
10 – 2 10 – 8
– Что хотите сказать?
– На какие 2 группы можно распределить данные выражения? (Суммы и разности.)
– Запишите в первый столбик суммы, во второй – разности, и решите примеры.
Самостоятельная работа. По мере выполнения работы в тетради учащиеся записывают полученные группы на доске.
(5 + 4 = 9 9 – 5 = 4
2 + 8 = 10 10 – 2 = 8
4 + 5 = 9 9 – 4 = 5
8 + 2 = 10 10 – 8 = 2.)
– Проверьте свою работу. Что заметили? Какие суммы и разности связаны между собой?
(5 + 4 = 9 2 + 8 = 10
4 + 5 = 9 8 + 2 = 10
9 – 5 = 4 10 – 2 = 8
9 – 4 = 5 10 – 8 = 2.)
– Подчеркните связанные между собой выражения карандашом одного цвета.
2. Задание 1 (с. 22 тетради) учащиеся выполняют самостоятельно.
– Какая закономерность прослеживается в выражениях 1 и 2-го столбиков? (Первые слагаемые увеличиваются на один, вторые слагаемые одинаковы, значения сумм увеличиваются на один.)
– Какое выражение в третьем столбике нарушает эту закономерность? (2 + 8 = 10.)
3.Работа в парах.
Рассмотрите выражения в каждом столбике. Решите, добавив в каждый столбик ещё один пример.
3 + 4 – 2 9 – 3 + 1 8 + 2 – 1
4 + 3 – 3 8 – 2 + 2 7 + 3 – 2
5 + 2 – 4 7 – 1 + 3 6 + 4 – 3
(6 + 1 – 5) (6 – 0 + 4) (5 + 5 – 4)
Взаимопроверка: ребята рассказывают, какой ответ получился в данных примерах, и какой пример они добавили и почему.
4. Дополнительное задание.
На подоконнике лежали 8 зелёных помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зелёных помидоров осталось? (8 – 8 = 0.) Кролики сидят в клетке так, что видны только их уши. Вова насчитал 5 пар ушей. Сколько кроликов в клетке? (5.)
VI. Итог урока.
Вопросы: Чему научил вас урок? Что особенно запомнилось? Какое задание оказалось для вас самым трудным? Какое самым простым?