II. Объявление темы и целей урока (2 мин.) | -На какую геометрическую фигуру походит сигнал, который вы подняли? -Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? -Как мы это будем делать? -Тема нашего урока «Многоугольники и его элементы». -Сегодня мы закрепим знания по этой теме, научимся находить у многоугольников угол, вершину, сторону, вспомним также различные приемы счета, решим задачи разных типов и поработаем с геометрическим материалом. Урок «закрепление» Дает нам понять, Что мы умеем И что должны знать. | Дети объясняют и доказывают свой ответ. Постановка цели и задач урока учениками. | Используется объяснительно иллюстративный метод. Четко формулируются тема, цель и задачи занятия. В младшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым. |
III. Устный счет (3 мин.) | Класс делится на «счетоводов» и «контролеров». «Счетоводы» (по 2 уч-ся с каждого ряда) у доски решают примеры, соотносят результаты вычислений с соответствующими буквами и располагают буквы в порядке увеличения результатов. «Контролеры» с помощью сигнальных карточек контролируют правильность выполнения работы «счетоводов». 10+5=15у 8+8=16в 7+7=14р 10-6=4о 30+0=30р 10+2=12о 20+20=40г 15-7=8е 46-40 н 54+3=57л 29-9=20и 4+5=9 т 35+5=40ш 22-0=22о 27-20=7н 40+10=50а 53+7=60а 13-6=7с Угол Вершина Сторона | Учащиеся решают примеры устного счета и получают ключевые слова урока: угол, вершина, сторона | На данном этапе используется наглядный метод (демонстрация задания на доске), объяснительно-иллюстративный, метод применения знаний на практике, упражнение, (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия вычисления и устного счета), а также метод контроля (опрос учащихся). Побудительным мотивом к поиску являются ключевые слова, которые надо составить в решении игровой задачи. Использование игровых приемов создает положительный эмоциональный фон и повышает интерес ребенка к занятию. |
IV. Актуализация знаний и подготовка к открытию новых знаний (2 мин.) | -Посмотрите на аппликации и скажите, из каких геометрических фигур сделаны человечки? (Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник.)
-На какие группы можно разделить данные фигуры? - Назовите геометрические фигуры “без углов”, т.е. фигуры, ограниченные кривыми замкнутыми линиями -Назовите фигуры из группы тех, что “с углами”. -Как по-другому можно назвать квадрат и прямоугольник? -Как назвать одним термином геометрические фигуры “с углами”? -Назовите виды многоугольников.
-От чего зависит название многоугольника? - Итак, угол - это элемент многоугольника, но все-таки нужно уточнить, какая фигура называется многоугольником. Являются ли многоугольниками фигуры, изображающие шляпы человечков? | Дети находят на аппликации геометрические фигуры показывают их (работа с выходом к доске). -Фигуры с углами и фигуры без углов. -Овал и круг Квадрат, прямоугольник, треугольник, шестиугольник. -Четырехугольники -Многоугольники. – -Четырехугольник, треугольник, пятиугольник, шестиугольник. -От количества углов в нем. -Да, т.к. фигуры содержат углы. | Проверка знаний учащихся о видах многоугольников проводится на демонстрационном материале в виде фронтальной и индивидуальной работы. Развитие операционного компонента учебной деятельности: выделение общих и отличительных признаков (приём анализа и синтеза). |
V.Ознакомление с новым материалом. (20 мин.) | Постановка проблемы Незнайка приготовил задание, какие линии он начертил, назовите их по именам. -Что общего между прямой, лучом, отрезком? -Чем они различаются?
-Чем отличаются прямая и луч?
-Как вы думаете какие фигуры: прямую, луч или отрезок - нужно выбрать для построения угла? Незнайка выбрал два луча. Докажите. -Построил ли он угол? -Почему?
- Как должны располагаться лучи? -Как называется эта точка? Как называются лучи?
-Итак, что необходимо выбрать для построения угла? Практическая работа -Сейчас каждый из вас построит угол в тетради. -Каким инструментом будете пользоваться? -Обозначьте вершину красным карандашом, стороны - синим и зеленым. - Давайте попробуем дать формулировку углу. Что такое угол?
Постановка учебной задачи и ее решение. - Я очень рада, что сегодня на уроке присутствуют все 20 учеников нашего класса. Сколько углов вы построили? -Как же различать такое количество углов между собой? -Как вы думаете, как можно обозначить угол? -Назовите угол.
-А если я начерчу несколько углов с вершиной в точке А, то как их различать?
-У кого есть другие варианты обозначения? -Итак, мы обозначили угол, попробуйте назвать его, прочитайте имя. - Нам нужно выбрать из предложенных вами правильные названия из данных. Для этого я предлагаю выйти к доске и показать угол. -Ребята, в математике принято показывать угол от одной из сторон к вершине и от вершины к стороне. Как вы думаете, какие из названных вами имен угла будут верными? -Правильно. Нужно запомнить, что букву, которой мы обозначаем вершину угла, необходимо называть второй. -Слово угол в математике обозначается таким знаком .
-Итак, сколько букв может быть в имени угла? -Запишите название начерченного вами в тетради угла. Я запишу названия того угла, что на доске, а вы мне подскажете. -Как записать названия углов, когда одна точка является началом нескольких лучей? -Сколько углов получилось у нас? -Чтобы показать, какие углы нужно назвать, их обозначают дугами. Назовите и запишите углы, которые я обозначаю. -Есть ли еще углы на этом чертеже? Обобщение и углубление знаний о многоугольнике. -Что надо помнить, называя и записывая углы? -Как показывать угол?
| -Прямая а, отрезок АВ, луч ОМ. -Луч и отрезок являются частью прямой. Отрезок можно измерить, а прямую и луч измерить нельзя, они бесконечны. Прямую можно продолжить в двух направлениях, а луч - только в одном. Ведь с другой стороны он ограничен точкой. Это начало луча. -Рассуждения детей на вопрос. -Нет -Незнайка не совместил начало лучей. Лучи должны выходить из одной точки. -Вершина угла. -Сторонами угла. -Нужно выбрать точку и провести из нее два луча. -Линейкой и карандашом. Дети выполняют инструкцию учителя. -Угол - это геометрическая фигура, для построения которой нужно выбрать точку и провести из нее два луча -Столько же, 20 -Нужно дать углам имена. -Можно назвать вершина. -Угол А -Надо как-то полнее обозначать углы -Можно обозначить лучи: луч АВ и луч АС. Угол ВАС, угол CAB, угол АСВ, угол ABC, угол А. Дети выходят к доске и по-разному показывают углы. Угол ВАС, угол CAB, угол А. -Одна буква или три. -Угол ВАС, угол CAB, или просто угол А. -Сначала надо обозначить лучи, расставить буквы М, К, С, Д. -Два, три, даже больше. -Угол МАК, угол САД, угол MAC. -Да, угол МАД, угол КАД, угол САМ. -Букву, обозначающую вершину, называем посередине. Указкой надо “пройти” по лучу - от стороны к вершине, а потом от вершины - по другой стороне. | Ознакомление с новым материалом проходит на основе игрового приёма и демонстрационного материала. Используется репродуктивный метод и метод проблемного вопроса. Метод проблемного вопроса способствует развитию познавательной мотивации, интереса к изучаемому объекту. Используются наглядные методы (изображение на доске, наглядные пособия, материалы изображающие многоугольники), упражнение, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа (устная и письменная). Закрепление и уточнение знаний, способов действий осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Этот этап работы направлен на развитие воображения, внимания, мыслительных операций (анализа и синтеза). При затруднении учитель показывает угол, и дети его называют. Это задание для “сильных” учеников, для их развития. Вслед за ними учатся и остальные. |
VII. Закрепление изученного материала(15 мин) | Работа по учебнику 1) стр. 29 № 68. Запиши имена углов, используя знак. - Сколько имен может иметь один угол? 2) Решение задач (дифференцированная задание)
Работа в группах Каждой группе предлагается дать три варианта названия угла. После выполнения задания командир группы отчитывается.
Совершенствование устных вычислительных навыков. Игра “Расшифруй слово”. Каждому значению выражения соответствует определенная буква. 4 - Г, 5 - Л, 6 - У, 7 - О. 10-8 + 4 = 6 | У | 2+7-5=4 | Г | 8-3+2=7 | О | 1+9-5=5 | Л | - Прочитайте слово. Поиск многоугольников в окружающей действительности. -Посмотрите внимательно вокруг и назовите предметы, которые похожи на многоугольник. -Назовите предметы, в которых есть угол, вершина, сторона. | Дети комментируют выполнение задания вслух. -Три имени. Детям предлагаются задания трех уровней сложности. Каждый ученик знакомится со всеми тремя заданиями и выбирает то, с которым на его взгляд он может справиться. После решения задач идет взаимообсуждение решенных задач Учащиеся делятся на группы по рядам и получают задания. Выбирают командира , который сдает отчет учителю о проделанной работе. Например: Дети внимательно слушают учителя объяснение игры и выполняют задания согласно правилам. -Угол. Дети находят предметы в классе (доска, тетрадь, парта, окно и т.д.) Дети называют предметы и по возможности показывают учителю. | Данное задание выполняется комментировано с целью помочь слабым ученикам лучше понять материал, устранить пробел в их знаниях. Самостоятельная работа в тетрадях проводиться дифференцированно. Дифференциация по уровню трудности и творчеству. (У детей на конвертах наклеены прямоугольники: синие - низкий уровень, желтые – средний, зеленые – высокий) Формирование общеучебных умений и навыков построения многоугольников и углов на основе практической творческой деятельности. Формирование навыков самостоятельной работы. Для решения задач учитель делит детей на группы в зависимости от уровня подготовки учащихся, что создает ситуацию успеха вне зависимости от уровня подготовки. В младшем школьном возрасте это имеет огромное значение для ребенка. Тем самым достигается положительная мотивация к учению у всех детей. В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается воображение и умение использовать символику. Также используется метод контроля и оценки знаний, опрос, самоконтроль. Как метод стимулирования используется метод поощрения. Необходимо отметить важный момент – при составлении занятия учитывается различный уровень подготовки учащихся. Работа в классе носит коллективный характер. В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается воображение. Также используется метод контроля и оценки знаний, опрос, самоконтроль. Как метод стимулирования используется метод поощрения. В младшем школьном возрасте это имеет огромное значение для ребенка. Тем самым достигается положительная мотивация к учению у всех детей. Работа в классе носит коллективный характер. |
VIII. Итог урока. Рефлексия. (1мин.) IX. Домашнее задание. Оценка. (1 мин.) | – Предлагаю вам сделать анализ своей работы на уроке. Для этого ответьте на вопросы: – Какую цель ставили в начале урока? – Достигли ли этой цели? – Оцените работу друг друга. – Чему новому научились на уроке? -Сколько имен может иметь угол? (Три.) -Что обозначает буква, которая по счету называется второй? -Все ли было понятно на уроке? Сможет ли каждый из вас назвать угол и правильно прочитать имя угла? Если да - поднимите карточку с восклицательным знаком, если нет - с вопросительным знаком. -Сегодня на уроке все активно помогали Незнайке помочь начертить многоугольник, выделить его вершины и стороны и уточняли знания о многоугольниках. -Что каждый из вас узнал нового о них?
-Дома начертите 3 угла и дайте им названия. Еще постройте многоугольник и покажите в нем разными цветами углы, стороны вершины, дайте имя. -Творческое задание на выбор. Составить аппликацию на тему «Этот удивительный и разнообразный мир многоугольников». Оценивание работы на уроке. -А теперь мы оценим свою работу. У вас в конвертах есть три прямоугольника: красный, синий и зелёный. На одном из них вы напишите своё имя. Выберите: -Синий – если всё было понятно, всё получалось, задание выполнял без ошибок. - Красный – если не всё было понятно, не всё получалось, в заданиях были ошибки, которые сумел исправить. -Зелёный – если было не понятно, не всё - получилось, задание выполнил с ошибками. -Прямоугольники после звонка положите в конверт учителя. -Покажите свое настроение в конце урока. Спасибо за хорошую работу. Урок окончен. | Учащиеся обсуждают свою работе на уроке, высказывают свое мнение о своих достижениях на уроке. -Научились обозначать углы. Эта буква обозначает вершину угла. Дети поднимают карточки (восклицательный или вопросительный знак). -Как удобнее чертить, какая у угла граница. Как показать угол. Чтобы показать многоугольник, его надо закрашивать. Дети получают карточку с домашним заданием и записывают д/з в дневник. Ребята оценивают свою работу на уроке. Дети поднимают сигнал: | Работа над формированием регулирующего компонента учебной деятельности. Рефлексия занятия. Рефлексия – как процесс – это осмысление собственной деятельности. Объяснительно-иллюстративный метод. Творческое домашнее задание направленно на развитие познавательной мотивации и кругозора учащихся. Прием высказывания оценочных суждений при подведении итогов. Идет подведение итогов, установка на положительные эмоции от урока, поощрение как стимулирование положительной мотивации к дальнейшему обучению. |