kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальная живопись и живописная музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе по предмету «Музыка»

Тема раздела: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: «Музыкальная живопись  и  живописная музыка»

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение  на примере живописи И. Левитана и музыки А. Алябьева.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Уметь  сопоставлять музыкальный и художественный образы;
  • Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют   и усиливают наши ощущения и  впечатления;
  • Познакомить с  замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной  И. Левитана «Вечерний звон», с песней

А. Алябьева «Вечерний звон».

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
  • Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
  • Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение  при работе с песней «Моя Россия» Г. Струве;

Воспитательные:

  • Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
  • Понимать значение бережного  и уважительного отношения к традициям русского народа;
  • Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация PowerPoint, фортепиано.

Ход урока:

Слайд 1.(Храм Ивана Великого)

      Звучание  Колокольного звона  (Колокольные звоны Киево-Печерской лавры)

  1. Вводная часть:

Учитель:  - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Какая музыка «встретила» вас? (Звон колоколов, колокольный звон)

- А где  обычно звонят колокола? ( В церкви, в храме)

- Правильно. Колокола и колокольные звоны издавна вызывали у людей любовь и уважение, были важной частью жизни русского народа.

- Красота колокольного звона отражалась в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня  на уроке  мы познакомимся  с произведениями искусства, в которых  и «звучат» и «незримо присутствуют»  колокола.

- Напомните мне, пожалуйста, нашу тему…(«Музыка и изобразительное искусство»)

Слайд 2. (Музыкальная живопись и живописная музыка)

-  Сегодня мы продолжаем вести разговор о взаимосвязи музыки  и живописи.  Что объединяет эти виды искусства, что у них общего? 

- И тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка» поможет нам ответить на эти вопросы.  А в конце урока  мы проведём небольшой тест.

3.      Работа по теме урока:

- Вступлением, эпиграфом к уроку прозвучит фрагмент стихотворения, которое прочитает Анастасия Федотьева. Пожалуйста.

Стихи: (читает ученица) Слайды(пейзажи)

Николай Рубцов

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и  битвы….

Люблю твою, Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от  зноя,

И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Слайд 3.(Левитан)

Учитель:

- Перед вами автопортрет Исаака Ильича Левитана – русского художника. А сейчас мы познакомимся с его картиной, которая называется  «Вечерний звон».

Слайд 4.(Картина)

Учитель: - Однажды Исаак Ильич Левитан путешествовал по России. И посетил два монастыря на Волге и под Звенигородом. Прогуливаясь по берегу реки,  он остановился на косогоре, привлечённый открывшейся перед ним красотой уголка русской природы.  Левитан долго смотрел,  вслушиваясь и сказал, что этот мотив даст ему новую картину. Так родился замысел картины «Вечерний звон».

Учитель:  - Какой жанр картины? (Пейзаж)

- Что вы видите на переднем плане? (Лодки, тропинка с косогора,  река)

- Охарактеризуйте реку? (Спокойная, тихая)

- Как художнику удалось убедить нас в этом? (Отражения на воде, лодка плывет спокойно, нет волн)

- Что вы видите на заднем плане картины? (Церковь)

-Это не просто церковь, это монастырский комплекс, который включает и церковь, и арку  входа на территорию монастыря, и часовню, и колокольню…. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга.

Учитель: - А если бы на картине не было храма, изменилась бы суть, содержание  картины?  (Да)

- Что бы изменилось? (Прежде всего – название)

Учитель:  - Какие чувства  вызывает у вас это полотно? (Чувство грусти, покоя, тишины)

Учитель: - Скажите, а картину можно назвать «звучащей» или она безмолвна? (Она звучит!)

- А какие звуки можно было бы «услышать», рассматривая эту картину? (Плеск весел, шелест листвы, голоса сидящих в лодке, звон колоколов)

Учитель:  - Ребята, есть песня с таким же  названием, как и картина  – «Вечерний звон».  Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы.

Слайд 5.(Алябьев)

- Музыку написал русский композитор  Александр Александрович  Алябьев – автор большого количества вокальных произведений.( Текст песни  создал  английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык  ярославский поэт Иван Козлов.)

Слайд 6.(Картина) - Прежде, чем мы послушаем музыку, я хочу вам прочитать слова певчего церковного хора  Владимира Осипова сказанные им о песне «Вечерний звон»:

". Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда-то полные сил и энергии, веселые, молодые. Мы помним о них, вспоминаем только лучшее - так уж принято на Руси".

- Мы послушаем  песню в исполнении мужского хора «Пересвет».

Учитель: - Вам понравилась песня? (Да)

- Кто её исполнял помимо солиста? (Смешанный хор акапелла)

- Какой характер музыки  Алябьева? (Спокойный, нежный, плавный)

- Расскажите, какие средства музыкальной выразительности  использовал  композитор для передачи характера песни? (Песня написана в мажоре, плавная неторопливая  мелодия,  звучание мелодии, в  основном, в среднем и высоком регистре, музыка звучит довольно тихо, медленный темп)

- А есть ли в музыке элемент изобразительности? (Есть, хор  голосами «изображает» звон колоколов)

Учитель:   - Итак: с какими произведениями музыки и живописи вы сегодня познакомились? (Картина «Вечерний звон» Левитана,  песня «Вечерний звон» Алябьева)

- Ребята, эти произведения были созданы в разное время,  и картина не является иллюстрацией к песне. Тогда как же они связаны друг с другом? (Они дополняют друг друга, усиливают наши впечатления о красоте музыки и живописи)

Учитель:    - Но у этих произведений  искусства всё  же есть общие черты.   Какие?

Ответы учащихся:

1. Одинаковое   название  – «Вечерний звон»

2. Созданы русскими авторами

3. Близки по настроению

Учитель:   -  Что  похожего  звучит  в музыке и «незримо присутствует» на картине? (Звон колоколов)

- Чему посвящены  эти произведения? (Передают красоту русской природы)

Вокально – хоровая работа:

Учитель: - А какую песню вы знаете о красоте родного края, о родине («Моя Россия»)

Учитель:  - Давайте исполним  её.  Сначала распоёмся. Встаньте, пожалуйста.

Распевание учащихся:

1.«Соль. До, Ля, Фа» (Staccato, Legato)

Исполнение песни «Моя Россия» Г. Струве.

Учитель:  А сейчас  вы ответите на вопросы небольшого  теста.

Задания у вас на партах, подпишите свою работу, выберите правильный ответ.

 - Проверьте себя. Поставьте себе отметку. Сдайте работы.

Домашнее задание:  нарисуйте  свой вариант «Вечернего звона».

   -Спасибо за урок.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рождественская общеобразовательная школа











Конспект урока в 5 классе по предмету

«Искусство» Музыка

«Музыкальная живопись, живописная музыка»











Разработала: учитель музыки

Тимофеева Ирина Евгеньевна.













2015 г

Урок в 5 классе по предмету «Музыка»

Тема раздела: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана и музыки А. Алябьева.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;

  • Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;

  • Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной И. Левитана «Вечерний звон», с песней

А. Алябьева «Вечерний звон».

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;

  • Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;

  • Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение при работе с песней «Моя Россия» Г. Струве;

Воспитательные:

  • Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;

  • Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;

  • Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация PowerPoint, фортепиано.



Ход урока:



Слайд 1.(Храм Ивана Великого)

Звучание Колокольного звона (Колокольные звоны Киево-Печерской лавры)

  1. Вводная часть:

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Какая музыка «встретила» вас? (Звон колоколов, колокольный звон)

- А где обычно звонят колокола? ( В церкви, в храме)

- Правильно. Колокола и колокольные звоны издавна вызывали у людей любовь и уважение, были важной частью жизни русского народа.

- Красота колокольного звона отражалась в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями искусства, в которых и «звучат» и «незримо присутствуют» колокола.

- Напомните мне, пожалуйста, нашу тему…(«Музыка и изобразительное искусство»)

Слайд 2. (Музыкальная живопись и живописная музыка)

- Сегодня мы продолжаем вести разговор о взаимосвязи музыки и живописи. Что объединяет эти виды искусства, что у них общего?

- И тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка» поможет нам ответить на эти вопросы. А в конце урока мы проведём небольшой тест.

3. Работа по теме урока:

- Вступлением, эпиграфом к уроку прозвучит фрагмент стихотворения, которое прочитает Анастасия Федотьева. Пожалуйста.

Стихи: (читает ученица) Слайды(пейзажи)

Николай Рубцов

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы….

Люблю твою, Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь!!!! Храни себя, храни!!!!

Слайд 3.(Левитан)

Учитель:

- Перед вами автопортрет Исаака Ильича Левитана – русского художника. А сейчас мы познакомимся с его картиной, которая называется «Вечерний звон».

Слайд 4.(Картина)

Учитель: - Однажды Исаак Ильич Левитан путешествовал по России. И посетил два монастыря на Волге и под Звенигородом. Прогуливаясь по берегу реки, он остановился на косогоре, привлечённый открывшейся перед ним красотой уголка русской природы. Левитан долго смотрел, вслушиваясь и сказал, что этот мотив даст ему новую картину. Так родился замысел картины «Вечерний звон».

Учитель: - Какой жанр картины? (Пейзаж)

- Что вы видите на переднем плане? (Лодки, тропинка с косогора, река)

- Охарактеризуйте реку? (Спокойная, тихая)

- Как художнику удалось убедить нас в этом? (Отражения на воде, лодка плывет спокойно, нет волн)

- Что вы видите на заднем плане картины? (Церковь)

-Это не просто церковь, это монастырский комплекс, который включает и церковь, и арку входа на территорию монастыря, и часовню, и колокольню…. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга.

Учитель: - А если бы на картине не было храма, изменилась бы суть, содержание картины? (Да)

- Что бы изменилось? (Прежде всего – название)

Учитель: - Какие чувства вызывает у вас это полотно? (Чувство грусти, покоя, тишины)

Учитель: - Скажите, а картину можно назвать «звучащей» или она безмолвна? (Она звучит!)

- А какие звуки можно было бы «услышать», рассматривая эту картину? (Плеск весел, шелест листвы, голоса сидящих в лодке, звон колоколов)

Учитель: - Ребята, есть песня с таким же названием, как и картина – «Вечерний звон». Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы.

Слайд 5.(Алябьев)

- Музыку написал русский композитор Александр Александрович Алябьев – автор большого количества вокальных произведений.( Текст песни создал английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык ярославский поэт Иван Козлов.)

Слайд 6.(Картина) - Прежде, чем мы послушаем музыку, я хочу вам прочитать слова певчего церковного хора Владимира Осипова сказанные им о песне «Вечерний звон»:

"... Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда-то полные сил и энергии, веселые, молодые. Мы помним о них, вспоминаем только лучшее - так уж принято на Руси".

- Мы послушаем песню в исполнении мужского хора «Пересвет».

Учитель: - Вам понравилась песня? (Да)

- Кто её исполнял помимо солиста? (Смешанный хор акапелла)

- Какой характер музыки Алябьева? (Спокойный, нежный, плавный)

- Расскажите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для передачи характера песни? (Песня написана в мажоре, плавная неторопливая мелодия, звучание мелодии, в основном, в среднем и высоком регистре, музыка звучит довольно тихо, медленный темп)

- А есть ли в музыке элемент изобразительности? (Есть, хор голосами «изображает» звон колоколов)

Учитель: - Итак: с какими произведениями музыки и живописи вы сегодня познакомились? (Картина «Вечерний звон» Левитана, песня «Вечерний звон» Алябьева)

- Ребята, эти произведения были созданы в разное время, и картина не является иллюстрацией к песне. Тогда как же они связаны друг с другом? (Они дополняют друг друга, усиливают наши впечатления о красоте музыки и живописи)

Учитель: - Но у этих произведений искусства всё же есть общие черты. Какие?

Ответы учащихся:

1. Одинаковое название – «Вечерний звон»

2. Созданы русскими авторами

3. Близки по настроению

Учитель: - Что похожего звучит в музыке и «незримо присутствует» на картине? (Звон колоколов)

- Чему посвящены эти произведения? (Передают красоту русской природы)

Вокально – хоровая работа:

Учитель: - А какую песню вы знаете о красоте родного края, о родине («Моя Россия»)

Учитель: - Давайте исполним её. Сначала распоёмся. Встаньте, пожалуйста.

Распевание учащихся:

1.«Соль. До, Ля, Фа» (Staccato, Legato)

Исполнение песни «Моя Россия» Г. Струве.

Учитель: А сейчас вы ответите на вопросы небольшого теста.

Задания у вас на партах, подпишите свою работу, выберите правильный ответ.

- Проверьте себя. Поставьте себе отметку. Сдайте работы.

Домашнее задание: нарисуйте свой вариант «Вечернего звона».

-Спасибо за урок.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку музыки»

Храм Ивана Великого (звучат Колокольные звоны Киево-Печерской Лавры)

Храм Ивана Великого (звучат Колокольные звоны Киево-Печерской Лавры)

Учитель музыки МБОУ Рождественская СОШ Тимофеева Ирина Евгеньевна Разработала учитель музыки МБОУ Рождественская СОШ Тимофеева Ирина Евгеньевна

Учитель музыки МБОУ Рождественская СОШ Тимофеева Ирина Евгеньевна

Разработала учитель музыки МБОУ Рождественская СОШ Тимофеева Ирина Евгеньевна

Россия, Русь, куда я ни взгляну! Россия, Русь, куда я ни взгляну…

Россия, Русь, куда я ни взгляну!

Россия, Русь, куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы… За все твои страдания и битвы …

За все твои страдания и битвы…

За все твои страдания и битвы …

Люблю твою, Россия, старину… Твои огни, погосты и молитвы! Твои огни, погосты и молитвы!

Люблю твою, Россия, старину…

Твои огни, погосты и молитвы!

Твои огни, погосты и молитвы!

Люблю твои избушки и цветы, Люблю твои избушки и цветы ,

Люблю твои избушки и цветы,

Люблю твои избушки и цветы ,

И небеса, горящие от зноя. И небеса, горящие от зноя,

И небеса, горящие от зноя.

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя… Люблю навек, до вечного покоя…

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь!!! Храни себя, храни!!! Россия, Русь!!! Храни себя, храни!!!

Россия, Русь!!! Храни себя, храни!!!

Россия, Русь!!! Храни себя, храни!!!

Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан

картина « Вечерний звон»

картина « Вечерний звон»

СОАВТОРЫ КОМПОЗИТОРА :

СОАВТОРЫ КОМПОЗИТОРА :

  • английский поэт ТОМАС МУР (текст)
  • ярославский поэт ИВАН КОЗЛОВ (перевод)
Автор перевода

Автор перевода

"... Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда-то полные сил и энергии, веселые, молодые. Мы помним о них, вспоминаем только лучшее - так уж принято на Руси

Песня «Вечерний звон» в исполнении мужского хора «Пересвет» картина « Вечерний звон» песня «Вечерний звон» в исполнении мужского хора «Пересвет»

Песня «Вечерний звон» в исполнении мужского хора «Пересвет»

картина « Вечерний звон» песня «Вечерний звон» в исполнении мужского хора «Пересвет»

Мне особенно понравилось……  Мне показалось интересным……  Хотелось бы узнать……
  • Мне особенно понравилось……
  • Мне показалось интересным……
  • Хотелось бы узнать……

Рефлексия

Спасибо за работу на уроке! До новых интересных встреч!
  • Спасибо за работу на уроке!
  • До новых интересных встреч!
ресурсы сети Интернет: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/issledovatelskii-tvorcheskii-proekt-puteshestvie-v-mir-muzyki http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1582&Itemid=942 http://900igr.net/prezentatsii/muzyka/Proekt-po-muzyke/Proekt-po-muzyke.html http://www.lossofsoul.com/music.htm
  • ресурсы сети Интернет:
  • http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/issledovatelskii-tvorcheskii-proekt-puteshestvie-v-mir-muzyki
  • http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1582&Itemid=942 http://900igr.net/prezentatsii/muzyka/Proekt-po-muzyke/Proekt-po-muzyke.html
  • http://www.lossofsoul.com/music.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкальная живопись и живописная музыка

Автор: Тимофеева Ирина Евгеньевна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Музыка и другие виды искусства"
    ["seo_title"] => string(32) "muzyka-i-drughiie-vidy-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "264829"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449769511"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "разработка урока по музыке "Музыкальная живопись и живописная музыка" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-po-muzykie-muzykal-naia-zhivopis-i-zhivopisnaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "212575"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431874689"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Музыкальная живопись и живописная музыка" "
    ["seo_title"] => string(45) "muzykal-naia-zhivopis-i-zhivopisnaia-muzyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "205285"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429855873"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: Музыкальная живопись и живописная музыка "
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-muzykal-naia-zhivopis-i-zhivopisnaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "142701"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418329648"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Живописная музыка и живопись в музыке "
    ["seo_title"] => string(40) "zhivopisnaia-muzyka-i-zhivopis-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "227067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440594095"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства