Урок в 5 классе по предмету «Музыка»
Тема раздела: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.
Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана и музыки А. Алябьева.
Задачи урока:
Образовательные:
- Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
- Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;
- Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной И. Левитана «Вечерний звон», с песней
А. Алябьева «Вечерний звон».
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
- Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
- Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение при работе с песней «Моя Россия» Г. Струве;
Воспитательные:
- Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
- Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;
- Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация PowerPoint, фортепиано.
Ход урока:
Слайд 1.(Храм Ивана Великого)
Звучание Колокольного звона (Колокольные звоны Киево-Печерской лавры)
- Вводная часть:
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Какая музыка «встретила» вас? (Звон колоколов, колокольный звон)
- А где обычно звонят колокола? ( В церкви, в храме)
- Правильно. Колокола и колокольные звоны издавна вызывали у людей любовь и уважение, были важной частью жизни русского народа.
- Красота колокольного звона отражалась в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями искусства, в которых и «звучат» и «незримо присутствуют» колокола.
- Напомните мне, пожалуйста, нашу тему…(«Музыка и изобразительное искусство»)
Слайд 2. (Музыкальная живопись и живописная музыка)
- Сегодня мы продолжаем вести разговор о взаимосвязи музыки и живописи. Что объединяет эти виды искусства, что у них общего?
- И тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка» поможет нам ответить на эти вопросы. А в конце урока мы проведём небольшой тест.
3. Работа по теме урока:
- Вступлением, эпиграфом к уроку прозвучит фрагмент стихотворения, которое прочитает Анастасия Федотьева. Пожалуйста.
Стихи: (читает ученица) Слайды(пейзажи)
Николай Рубцов
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы….
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Слайд 3.(Левитан)
Учитель:
- Перед вами автопортрет Исаака Ильича Левитана – русского художника. А сейчас мы познакомимся с его картиной, которая называется «Вечерний звон».
Слайд 4.(Картина)
Учитель: - Однажды Исаак Ильич Левитан путешествовал по России. И посетил два монастыря на Волге и под Звенигородом. Прогуливаясь по берегу реки, он остановился на косогоре, привлечённый открывшейся перед ним красотой уголка русской природы. Левитан долго смотрел, вслушиваясь и сказал, что этот мотив даст ему новую картину. Так родился замысел картины «Вечерний звон».
Учитель: - Какой жанр картины? (Пейзаж)
- Что вы видите на переднем плане? (Лодки, тропинка с косогора, река)
- Охарактеризуйте реку? (Спокойная, тихая)
- Как художнику удалось убедить нас в этом? (Отражения на воде, лодка плывет спокойно, нет волн)
- Что вы видите на заднем плане картины? (Церковь)
-Это не просто церковь, это монастырский комплекс, который включает и церковь, и арку входа на территорию монастыря, и часовню, и колокольню…. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга.
Учитель: - А если бы на картине не было храма, изменилась бы суть, содержание картины? (Да)
- Что бы изменилось? (Прежде всего – название)
Учитель: - Какие чувства вызывает у вас это полотно? (Чувство грусти, покоя, тишины)
Учитель: - Скажите, а картину можно назвать «звучащей» или она безмолвна? (Она звучит!)
- А какие звуки можно было бы «услышать», рассматривая эту картину? (Плеск весел, шелест листвы, голоса сидящих в лодке, звон колоколов)
Учитель: - Ребята, есть песня с таким же названием, как и картина – «Вечерний звон». Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы.
Слайд 5.(Алябьев)
- Музыку написал русский композитор Александр Александрович Алябьев – автор большого количества вокальных произведений.( Текст песни создал английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык ярославский поэт Иван Козлов.)
Слайд 6.(Картина) - Прежде, чем мы послушаем музыку, я хочу вам прочитать слова певчего церковного хора Владимира Осипова сказанные им о песне «Вечерний звон»:
". Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда-то полные сил и энергии, веселые, молодые. Мы помним о них, вспоминаем только лучшее - так уж принято на Руси".
- Мы послушаем песню в исполнении мужского хора «Пересвет».
Учитель: - Вам понравилась песня? (Да)
- Кто её исполнял помимо солиста? (Смешанный хор акапелла)
- Какой характер музыки Алябьева? (Спокойный, нежный, плавный)
- Расскажите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для передачи характера песни? (Песня написана в мажоре, плавная неторопливая мелодия, звучание мелодии, в основном, в среднем и высоком регистре, музыка звучит довольно тихо, медленный темп)
- А есть ли в музыке элемент изобразительности? (Есть, хор голосами «изображает» звон колоколов)
Учитель: - Итак: с какими произведениями музыки и живописи вы сегодня познакомились? (Картина «Вечерний звон» Левитана, песня «Вечерний звон» Алябьева)
- Ребята, эти произведения были созданы в разное время, и картина не является иллюстрацией к песне. Тогда как же они связаны друг с другом? (Они дополняют друг друга, усиливают наши впечатления о красоте музыки и живописи)
Учитель: - Но у этих произведений искусства всё же есть общие черты. Какие?
Ответы учащихся:
1. Одинаковое название – «Вечерний звон»
2. Созданы русскими авторами
3. Близки по настроению
Учитель: - Что похожего звучит в музыке и «незримо присутствует» на картине? (Звон колоколов)
- Чему посвящены эти произведения? (Передают красоту русской природы)
Вокально – хоровая работа:
Учитель: - А какую песню вы знаете о красоте родного края, о родине («Моя Россия»)
Учитель: - Давайте исполним её. Сначала распоёмся. Встаньте, пожалуйста.
Распевание учащихся:
1.«Соль. До, Ля, Фа» (Staccato, Legato)
Исполнение песни «Моя Россия» Г. Струве.
Учитель: А сейчас вы ответите на вопросы небольшого теста.
Задания у вас на партах, подпишите свою работу, выберите правильный ответ.
- Проверьте себя. Поставьте себе отметку. Сдайте работы.
Домашнее задание: нарисуйте свой вариант «Вечернего звона».
-Спасибо за урок.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рождественская общеобразовательная школа
Конспект урока в 5 классе по предмету
«Искусство» Музыка
«Музыкальная живопись, живописная музыка»
Разработала: учитель музыки
Тимофеева Ирина Евгеньевна.
2015 г
Урок в 5 классе по предмету «Музыка»
Тема раздела: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.
Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана и музыки А. Алябьева.
Задачи урока:
Образовательные:
Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;
Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной И. Левитана «Вечерний звон», с песней
А. Алябьева «Вечерний звон».
Развивающие:
Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение при работе с песней «Моя Россия» Г. Струве;
Воспитательные:
Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;
Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация PowerPoint, фортепиано.
Ход урока:
Слайд 1.(Храм Ивана Великого)
Звучание Колокольного звона (Колокольные звоны Киево-Печерской лавры)
Вводная часть:
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Какая музыка «встретила» вас? (Звон колоколов, колокольный звон)
- А где обычно звонят колокола? ( В церкви, в храме)
- Правильно. Колокола и колокольные звоны издавна вызывали у людей любовь и уважение, были важной частью жизни русского народа.
- Красота колокольного звона отражалась в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями искусства, в которых и «звучат» и «незримо присутствуют» колокола.
- Напомните мне, пожалуйста, нашу тему…(«Музыка и изобразительное искусство»)
Слайд 2. (Музыкальная живопись и живописная музыка)
- Сегодня мы продолжаем вести разговор о взаимосвязи музыки и живописи. Что объединяет эти виды искусства, что у них общего?
- И тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка» поможет нам ответить на эти вопросы. А в конце урока мы проведём небольшой тест.
3. Работа по теме урока:
- Вступлением, эпиграфом к уроку прозвучит фрагмент стихотворения, которое прочитает Анастасия Федотьева. Пожалуйста.
Стихи: (читает ученица) Слайды(пейзажи)
Николай Рубцов
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы….
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь!!!! Храни себя, храни!!!!
Слайд 3.(Левитан)
Учитель:
- Перед вами автопортрет Исаака Ильича Левитана – русского художника. А сейчас мы познакомимся с его картиной, которая называется «Вечерний звон».
Слайд 4.(Картина)
Учитель: - Однажды Исаак Ильич Левитан путешествовал по России. И посетил два монастыря на Волге и под Звенигородом. Прогуливаясь по берегу реки, он остановился на косогоре, привлечённый открывшейся перед ним красотой уголка русской природы. Левитан долго смотрел, вслушиваясь и сказал, что этот мотив даст ему новую картину. Так родился замысел картины «Вечерний звон».
Учитель: - Какой жанр картины? (Пейзаж)
- Что вы видите на переднем плане? (Лодки, тропинка с косогора, река)
- Охарактеризуйте реку? (Спокойная, тихая)
- Как художнику удалось убедить нас в этом? (Отражения на воде, лодка плывет спокойно, нет волн)
- Что вы видите на заднем плане картины? (Церковь)
-Это не просто церковь, это монастырский комплекс, который включает и церковь, и арку входа на территорию монастыря, и часовню, и колокольню…. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга.
Учитель: - А если бы на картине не было храма, изменилась бы суть, содержание картины? (Да)
- Что бы изменилось? (Прежде всего – название)
Учитель: - Какие чувства вызывает у вас это полотно? (Чувство грусти, покоя, тишины)
Учитель: - Скажите, а картину можно назвать «звучащей» или она безмолвна? (Она звучит!)
- А какие звуки можно было бы «услышать», рассматривая эту картину? (Плеск весел, шелест листвы, голоса сидящих в лодке, звон колоколов)
Учитель: - Ребята, есть песня с таким же названием, как и картина – «Вечерний звон». Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы.
Слайд 5.(Алябьев)
- Музыку написал русский композитор Александр Александрович Алябьев – автор большого количества вокальных произведений.( Текст песни создал английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык ярославский поэт Иван Козлов.)
Слайд 6.(Картина) - Прежде, чем мы послушаем музыку, я хочу вам прочитать слова певчего церковного хора Владимира Осипова сказанные им о песне «Вечерний звон»:
"... Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда-то полные сил и энергии, веселые, молодые. Мы помним о них, вспоминаем только лучшее - так уж принято на Руси".
- Мы послушаем песню в исполнении мужского хора «Пересвет».
Учитель: - Вам понравилась песня? (Да)
- Кто её исполнял помимо солиста? (Смешанный хор акапелла)
- Какой характер музыки Алябьева? (Спокойный, нежный, плавный)
- Расскажите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для передачи характера песни? (Песня написана в мажоре, плавная неторопливая мелодия, звучание мелодии, в основном, в среднем и высоком регистре, музыка звучит довольно тихо, медленный темп)
- А есть ли в музыке элемент изобразительности? (Есть, хор голосами «изображает» звон колоколов)
Учитель: - Итак: с какими произведениями музыки и живописи вы сегодня познакомились? (Картина «Вечерний звон» Левитана, песня «Вечерний звон» Алябьева)
- Ребята, эти произведения были созданы в разное время, и картина не является иллюстрацией к песне. Тогда как же они связаны друг с другом? (Они дополняют друг друга, усиливают наши впечатления о красоте музыки и живописи)
Учитель: - Но у этих произведений искусства всё же есть общие черты. Какие?
Ответы учащихся:
1. Одинаковое название – «Вечерний звон»
2. Созданы русскими авторами
3. Близки по настроению
Учитель: - Что похожего звучит в музыке и «незримо присутствует» на картине? (Звон колоколов)
- Чему посвящены эти произведения? (Передают красоту русской природы)
Вокально – хоровая работа:
Учитель: - А какую песню вы знаете о красоте родного края, о родине («Моя Россия»)
Учитель: - Давайте исполним её. Сначала распоёмся. Встаньте, пожалуйста.
Распевание учащихся:
1.«Соль. До, Ля, Фа» (Staccato, Legato)
Исполнение песни «Моя Россия» Г. Струве.
Учитель: А сейчас вы ответите на вопросы небольшого теста.
Задания у вас на партах, подпишите свою работу, выберите правильный ответ.
- Проверьте себя. Поставьте себе отметку. Сдайте работы.
Домашнее задание: нарисуйте свой вариант «Вечернего звона».
-Спасибо за урок.
Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку музыки»
Храм Ивана Великого (звучат Колокольные звоны Киево-Печерской Лавры)
Учитель музыки МБОУ Рождественская СОШ Тимофеева Ирина Евгеньевна
Разработала учитель музыки МБОУ Рождественская СОШ Тимофеева Ирина Евгеньевна
Россия, Русь, куда я ни взгляну!
Россия, Русь, куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы…
За все твои страдания и битвы …
Люблю твою, Россия, старину…
Твои огни, погосты и молитвы!
Твои огни, погосты и молитвы!
Люблю твои избушки и цветы,
Люблю твои избушки и цветы ,
И небеса, горящие от зноя.
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь!!! Храни себя, храни!!!
Россия, Русь!!! Храни себя, храни!!!
Исаак Ильич Левитан
Исаак Ильич Левитан
картина « Вечерний звон»
СОАВТОРЫ КОМПОЗИТОРА :
- английский поэт ТОМАС МУР (текст)
- ярославский поэт ИВАН КОЗЛОВ (перевод)
Автор перевода
"... Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда-то полные сил и энергии, веселые, молодые. Мы помним о них, вспоминаем только лучшее - так уж принято на Руси
Песня «Вечерний звон» в исполнении мужского хора «Пересвет»
картина « Вечерний звон» песня «Вечерний звон» в исполнении мужского хора «Пересвет»
- Мне особенно понравилось……
- Мне показалось интересным……
- Хотелось бы узнать……
Рефлексия
- Спасибо за работу на уроке!
- До новых интересных встреч!
- ресурсы сети Интернет:
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/issledovatelskii-tvorcheskii-proekt-puteshestvie-v-mir-muzyki
- http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1582&Itemid=942 http://900igr.net/prezentatsii/muzyka/Proekt-po-muzyke/Proekt-po-muzyke.html
- http://www.lossofsoul.com/music.htm