заранее приготовленное домашнее задание уч-ся: заметка в школьную газету, иллюстрации Чиполлино, Винни-Пуха, Чебурашки, книга В. Волиной "Весёлая грамматика", физическая карта полушарий.
Тип урока: повторение изученного по теме.
Ход урока:
1 .Организация начала урока.
Учитель.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык!
2.Повторение изученного материала. Запись даты урока в тетрадях уч-ся.
Минутка чистописания.
Учитель. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. "красивый" - + grapho (графо) - пишу.
1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение)
2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)
3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)
4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл - нижнее соединение)
5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм - нижнее соединение)
б.Шестой день недели (суббота)
7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) 8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент)
Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж рр
Проверка домашнего задания (творческая работа).
Учитель. Вы представили себя корреспондентами и написали заметку в школьную газету на любую интересующую вас тему. Можно было подобрать к написанному иллюстрацию. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Уч-ся читают (2-3 человека).
Беседа.
Учитель. Правописание каких слов, судя по минутке чистописания, мы продолжаем изучать?
Уч-ся. Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.
Уч-ль. Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?
Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.
Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились со многими такими словами. В какой части слова находится удвоенная согласная буква в изученных словах?
Уч-ся. В корне слова.
Учитель. Что надо сделать, чтобы определить, в какой части слова находится удвоенная согласная?
Уч-ся. Подобрать однокоренные слова.
Учитель. Какие слова лишние? Почему?
(Слова напечатаны на листе, учитель по ходу беседы выделяет маркером части слов)
Учитель. Более подробно изучать удвоенные согласные на стыке приставки и корня мы будем в 10-м разделе нашего учебника.
Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?
Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.
Игра "Плюс - минус".
Учитель. Если слово переносится, покажите "плюс" с помощью двух карандашей; если нет - "минус". Затем объясните, почему вы так думаете. (Слова из предыдущего упражнения).
Словарная работа (эстафета). Словарные слова - стр.55 в учебнике русск.яз
Учитель. Три ряда - три команды. Игроки, сидящие за первыми партами, получают листки бумаги. Каждый ученик записывает одно слово с двойными согласными и передаёт листок сидящему сзади. Последний член команды возвращает листок учителю. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
Учитель и уч-ся проверяют, исправляют ошибки.
Учитель. А в каких словарных словах так и хочется написать удвоенную согласную, но делать это нельзя?
Уч-ся. Галерея, юный (корень юн, суффикса нет), багряный и серебряный (суффикс -ян- с одной н).
Учитель.
Шарада.
Первая буква есть в слове сурок
Но нет этой буквы в слове урок.
А дальше подумай, и краткое слово
Средь умных ребят ты найдёшь у любого.
Две буквы у мамы возьми без смущения,
И в целом получишь итог от сложения.
(С-ум-ма).
Фонетический разбор слова.
Учитель. Сделаем звукобуквенный анализ слова сумма. Какой звук передают буквы мм? Как его обозначить в транскрипции?
Уч-ся. Долгий звук / м /. / Сумма - сум-ма, 2 слога;
с- / с / - согласный, глухой, твёрдый;
у- / у / - гласный, ударный;
м- / м / - согласный, звонкий, сонорный, твёрдый, долгий;
м
а- / а / - гласный, безударный;
5 букв, 4 звука.
На доске запись:
Я сегодня всем наврал -от стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.
Учитель. Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если, так уж получилось, ты наврал?
Уч-ся. Признаться и извиниться, больше так не делать.
Учитель. Есть ошибка здесь иль нет?
Дайте правильный ответ.
Учитель. Как объяснить удвоение согласной в данных словах? Составьте пары предложений. Запишите два предложения с любой парой слов.