Тема урока: Охрана воды
Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.
Ожидаемые результаты:
1) знания учащихся о круговороте воды и ее охране;
2) умение работать с картой и текстом;
3) бережное отношение к воде.
Предметные: знать о круговороте воды; о деятельности человека по охране воды;
уметь проводить опыты по определению свойств тел и веществ;
Личностные: проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды;
Системно-деятельностные: уметь анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.
Виды работ: работа с картой и текстом.
Межпредметные связи: математика.
Проблемный вопрос: Почему высыхает мокрая одежда?
Оборудование, наглядность, ТСО:
Портрет Капитопшки (капельки вода).
Конверты с заданиями.
Схема круговорота на доске без стрелок движения воды.
Картонные стрелки на магнитах для демонстрационной схемы на доске.
Таблички с основными понятиями (испарение, конденсация, круговорот)
Магнитофон, запись голоса Капитошки.
Для опыта: штатив, огнеупорная прозрачная кастрюля, мокрый песок, игрушечные домики, деревья для имитации поверхности земли, свечки - гильзы для нагревания кастрюли.
Бумага, восковые карандаши. Учебник, глобус, карта Казахстана, учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный материал «Круговорот воды в природе».
Время 45 мин
Вид работы, этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используе
мые
модули
2
3
1
6
1.Организационный момент:
- проверка готовности к уроку
- приветствие учеников
Мотивация учебной деятельности, определение ожидаемых результатов.
2.Актуализаций знаний
3.Постановка учебных задач урока.
Распределение на группы
4.Повторение пройденного
Проверка домашнего задания
(магнитофон)
Меня пьют,
Мёня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
- Мы продолжаем с вами говорить об удивительном мире природы, мы продолжаем с вами говорить о воде.
(включается музыка со звуками воды)
- Хочу вам представить нашу гостью - это капля Капитошка.
(на доску вывешивается портрет Капитошки)
- Попробуем быстро вращать глобус. Какого он цвета? (голубой)
- Почему так произошло?
Ты знаешь, что на глобусе моря, реки, озера изображены голубым цветом. Если внимательно рассмотреть глобус, то можно увидеть, что сине-голубого цвета на нем в 2 раза больше, чем какого-либо другого. Это значит, что моря и океаны занимают на поверхности Земли в 2 раза больше места, чем суша. Если бы вся вода из рек, морей, океанов и озер разлилась по планете, то Земля оказалась бы под девятиметровым слоем воды.
97,75% всего мирового запаса воды составляют соленые воды океанов и морей, 2,25% - пресные. Но почти половиной этого объема воды человек не может воспользоваться, так как она находится в виде льда и снежных шапок в Антарктиде, Арктике, Гренландии, на вершинах гор в различных районах Земли. На самом деле пресной воды, которую может употреблять человек, совсем мало.
И одна такая капля сегодня у нас в гостях…
(Капитошка из магнитофона).
« Здравствуйте, ребята! Очень приятно побывать у вас в гостях. Я всегда рядом с вами, Знаю, что без меня вам будет очень трудно. Я всегда и везде помогаю вам. И жарким летним деньком мой дождик освежит вас, к в морозный холодный вечер согрею чашечкой горячего чал.
Интересно, а что вы знаете про меня? Попробуйте ответить на мои веселые вопросы., вон они в голубых конвертиках.»
КОНВЕРТ № 1
- Вода всегда вокруг вас. А как вы её используете? Приведите примеры.
(учитель вывешивает таблички, на которых написаны значения воды)
КОНВЕРТ.№ 2
Прочитайте стихотворение:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
О чём это стихотворение? О каких состояниях воды говорится в нём? Приведите примеры.
(учитель вывешивает таблички с названиями состояний воды)
КОНВЕРТ № 3
Найди меня? Где я спряталась в твоём классе? Почему говорят про воду, что она «вездесущая)?
КОНВЕРТ № 4
Будешь ли ты меня беречь? Как ты можешь это делать? Приведи примеры
По просьбе учителя включаются в деятельность.
Участвуют в обсуждении вопроса, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Удивления, знакомство с новыми произведениями, познакомиться с новыми словами, получить новые знания.
Делятся на три группы. Повторение правил работы в паре.
Оценку дают сами ребята «Большой палец»
ВОУ
ОДО
2
5. Подготовка к определению темы урока.
— Опишите физические свойства воды.
— Три состояния воды. При каких условиях вода из одного состояния переходит в другое?
— Зачем растениям нужна вода?
— Где в природе встречается вода?
Учитель уточняет ответы учеников, делает выводы.
- Давайте посмотрим на Капитошку!
(Капитошка из магнитофона):
«Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы, А знаете, я очень похожа на вас. Так же как, и вы, я очень любопытна, и поэтому бываю всегда и везде. А ещё я очень люблю путешествовать!
Только у меня к вам просьба! Нарисуйте, пожалуйста, карту моих путешествий.
Я вам о них расскажу, а вы внимательно слушайте.
Жила я когда-то в большом океане. Но жила не одна, а вместе со своими братьями и сестрами. Нас было много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев, стала невесомой, лёгкой и полетела вверх.
Летела я, летела, всё выше и выше, а по пути встречала своих братьев и сестёр. Мы стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. И вот нас собралось уже целое облако, большое и тяжёлое. Мы не могли больше удерживаться высоко над землёй и стали падать вниз.
Мне всегда интересно, где я упаду, где побываю, что нового узнаю?
Я приземлилась в речку вместе со своими братьями и сестрами. И мы снова стали жить весело.
Мне очень нравится путешествовать, и я всегда жду, когда этот момент наступит снова».
Участвуют в обсуждении вопроса, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Выступление детей
ВОУ
КМ
10
5
6
6. Основная часть урока.
«Творческая работа»
Работа с информацией, представленной в учебнике.
Пополнение словарного запаса.
7.Групповая работа на доске
(4 -5 человек)
8.Работа с карточками
(ПР)
9.«Выступление группы экспертов»
(опережающее задание для талантливых и одареных учеников
Самостоятельная работа.
- Ну, что, ребята, поможем?
Давайте попробуем составить карту путешествий Капитошки. Попробуйте с помощью стрелок изобразить его на одной картине. Приступайте!
(Детям раздаются карандаши и бумага)
Проверка выполнения работы
1) Работа с учебником.
Представители каждой команды вызываются к доске с плакатом, вешают его на доску.
- Где мы можем проверить правильность выполнения задания?
- Давайте проверим! Страница 58, первый ивторой абзац.
2) Анализ текста. (фронтальная беседа по схемам на доске)
- О каких превращениях воды мы с вами прочитали?
(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом «ИСПАРЕНИЕ»)
- Что представляет собой этот процесс?
- В каком виде вода испаряется?(табличка)
-Во что превращается? (табличка)
- Откуда происходит испарение?
(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом КОНДЕНСАЦИЯ)
- Что представляет собой этот процесс?
- Почему происходит конденсация?
- Во что он превращается? (табличка)
- Что с ней происходит в облаках?
- А какие осадки бывают?
- Проверьте, правильно ли выполнили задание?
(Обсуждаются все схемы)
- Путешествие капли называют
КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
- Как думаете, почему?
Отвечают на вопросы учителя.
Выступление детей
Выписывают слова в маршрутные листы.
Презентация своей работы.
Взаимооценивание с каждой группы.
Индивидуально дети выполняют задание в карточках.
Самооценивание работы
(+,-)
Выступают эксперты.
Ученики рассказывают о проведенном опыте.
ИКТ
КМ
ЛИУ
ТиО
1
10.Физминутка
Музыкальное движение под музыку
Учащиеся повторяют движения
ВОУ
3
4
11.Закрепление
Игра «Умный мячик»
Работа с информацией, представленной в маршрутных листах
(индивидуально)
Подведение итогов
Проверка выполнения работы
1) Работа с учебником.
Представители каждой команды вызываются к доске с плакатом, вешают его на доску.
- Где мы можем проверить правильность выполнения задания?
- Давайте проверим! Страница 58, первый ивторой абзац.
2) Анализ текста. (фронтальная беседа по схемам на доске)
- О каких превращениях воды мы с вами прочитали?
(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом «ИСПАРЕНИЕ»)
- Что представляет собой этот процесс?
- В каком виде вода испаряется?(табличка)
-Во что превращается? (табличка)
- Откуда происходит испарение?
(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом КОНДЕНСАЦИЯ)
- Что представляет собой этот процесс?
- Почему происходит конденсация?
- Во что он превращается? (табличка)
- Что с ней происходит в облаках?
- А какие осадки бывают?
- Проверьте, правильно ли выполнили задание?
(Обсуждаются все схемы)
- Путешествие капли называют
КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
- Как думаете, почему?
(Капитошка из магнитофона):
«Спасибо, ребята! Это будет мой путеводитель, а то вдруг с пути собьюсь.
До скорой встречи!»
Участвуют в обсуждении вопроса, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Выполнение работы самостоятельно.
Осуществляют самоконтроль: соотносят собственный вывод.
Выполнение работа в маршрутных литсах.
КМ
ВОУ
ТиО
2
10.Рефлексия
11.Д/З:
Закрепление. Опыт.
- Предлагаю вам повторить путешествие Капитошки по – настоящему.
Вставайте вокруг стола.
(на столе, на штативе стоит кастрюля из огнеупорного прозрачного стекла;
в ней – песок, игрушечные дома, деревья, человечки, крышка – небо)
- Что вы видите? Опишите. (Земля, дома, небо)
- Что происходит? (Учитель зажигает свечки-гильзы)
- Что мы заменили свечками? (Источник тепла)
-Что происходит с поверхностью земли? Что заметили? (Пар осел на крышку)
- Что происходит с влагой?
-Докажите, что происходит испарение, конденсация.
- Сегодня мы путешествовали с капелькой. Понравилось?
Давайте попрощаемся с Капитошкой и скажем ей на прощание хорошие, добрые слова.
(Дети вытягивают у учителя листочки, на которых написано начало предложения)
Вода – это……
Мне нужна вода, потому что….
Я буду беречь воду, потому что…
Я хотел бы сказать воде….
- Скажем все вместе «СПАСИБО»
На этом наш урок закончен.
Начертите схему круговорота воды в рабочих тетрадях, составьте рассказ по данной схеме.
Составьте 10 вопросов по теме «Вода» для своего товарища.
Учащиеся отвечают на вопросы, ориентированы на то, что дети усвоили. Дают самооценку за свою работу
(+,-)
Запись в дневник
ВОУ
ЛИУ
ОДО