ознакомление с творчеством писателя Сапаргали Бегалина и его произведением «Ёж Есена», анализ рассказа(тема, главная мысль, развитие действия, художественные образы, вопросы проблемного характера, раскрывающие смысловое содержание рассказа; отношение детей к прочитанному), совершенствование техники чтения, развитие мышления и речи, воспитание любви к животным, экологическое и нравственное воспитание учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема. Сапаргали Бегалин «Ёж Есена». »
Урок литературы в 4 «Б» классе.
Тема. СапаргалиБегалин «Ёж Есена».
Цель: ознакомление с творчеством писателя Сапаргали Бегалина и его произведением «Ёж Есена», анализ рассказа(тема, главная мысль, развитие действия, художественные образы, вопросы проблемного характера, раскрывающие смысловое содержание рассказа; отношение детей к прочитанному), совершенствование техники чтения, развитие мышления и речи, воспитание любви к животным, экологическое и нравственное воспитание учащихся.
Оборудование: портрет писателя, карточки с заданиями, иллюстрации.
План урока.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня прекрасный солнечный день, у всех хорошее настроение. Поделитесь своей улыбкой с окружающими, подарите ее всем.
2. Речевая разминка.
Дыхательная (Обрызгайте белье водой в один прием ,три, пять ).
Артикуляционная ( «Лошадка») .
Речевая. Скороговорка.
Еж под елкою сидит
Еж ежихе говорит
Ежевики дай ежонку
Если нарисует елку.
3.Проверка Д/З. Повторение.
- С произведением какого автора мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы можете сказать о Сакене Сейфуллине?
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Какое было задание?
- Что воспевает герой в стихотворение?
4. Работа над темой урока.
- Казахи обладают необыкновенным музыкальным чутьем, способностью к красноречию. Это потому, что они близки к природе. Сегодня мы познакомимся с детским казахским писателем Сапаргали Бегалин.
-
Работа со статьёй в учебнике стр.142.
Прочитайте статью.
- Что вы узнали о жизни и творчестве писателя?
Ребята, а сейчас вы узнаете, как называется рассказ Сапаргали Бегалина.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это…( ёж)
Игра «Ассоциации».
Какие ассоциации возникают у вас,когда вы слышите слово ёж?(Ответы детей)
Теперь мы знаем какой ёж?
Колючий
маленький
круглый
подвижный
насекомоядный
любознательный
- А что вы знаете о ёжиках?
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Еж Есена»
Словарная работа.
Арифметика- раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел, выраженных цифрами и действия над ними.
Крынка – глиняный горшок для молока.
Завязь- нижняя утолщение цветка на плодовом дереве.
Вьюн - вьющееся растение.
Первичное чтение рассказа.
Чтение 2 абзаца.
- Какова была реакция ежа? (Был испуган)
- Почему ежик не идет на контакт с Есеном? ( потому, еж оказался в незнакомой обстановке)
- Как вы думаете, что может произойти в рассказе дальше?
- Проследим за дальнейшими событиями и проверим правильность ваших предложений.
- Давайте прервемся и подумаем, сможет ли ежик победить змею?
Анализ текста.
-Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Кто главные герои этого рассказа? (Есен еж)
-С чего начинается рассказ?
-Кульминационный момент в рассказе? Волнительный.(Схватка ежа со змеёй)
-Развязка?(Победа ежа, любовь и признательность людей).
- Как в доме у Есена появился еж?
- Расскажите о поведении нового жильца. Подтвердите словами из текста.
- Какие слова бабушки удивили Есена? Подтвердите словами из текста.
- Что случилось утром в беседке?
- Что чувствовали мальчики, наблюдая за борьбой? (прочитайте)
- Почему ёж вступил в схватку с змеей?
- Найдите в тексте предложение, в котором выражена идея произведения?
( Вот отблагодарил тебя еж за заботу о нем)
- Чему хотел автор научить нас своим рассказом?
( любить , ценить и уважать природу и ёе обитателей. И то, что животные тоже могут отблагодарить человека за заботу)
5Блиц-турнир. «Кто самый внимательный?».
Где поймал Есен ежа? (На берегу реки)
Как звали друга Есена? (Каби)
Что спросил Есен у ежа?(Что познакомимся?)
Почему еж беспокойно вертелся у Есена под ногами?(мальчик готовил уроки)
Как называла бабушка ежа? (Ах, азорник!)
Где жили мальчики летом? ( в беседке)
О чем советовался Есен с другом? ( может ли ёж съесть мышь змею)
Как происходила борьба ежа со змеёй?(Старалась вырваться, билась об иглы ежа, голова истекала кровью).
Кто первым проснулся утром?(Каби)
Какие слова произнесла бабушка в конце рассказа?
(Вот и отблагодарил тебя ёж за заботу о нём)
7.Какая из пословиц определяет главную мысль произведения?
Добрые слова дороже богатства.
Добро и во сне хорошо.
Доброе дело без награды не останется.
8 Итог. – Понравился ли вам рассказ?
- Кто его написал?
- В чем идея этого произведения?
13. Домашнее задание. Пересказ рассказа, написать отзыв о прочитанном.