kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературному чтению на тему «С.Бегалин. Ёж Есена» в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок
по литературному чтению
на тему «С.Бегалин. Ёж Есена»
в 4 классе
Цели:
1.Продолжить работу над содержанием рассказа «Ёж Есена», над художественными особенностями рассказа;
2. Развивать логическое мышление, творческое воображение, умения делать выводы, выражать свои мысли;
3. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, к животным и заботу о них.

Тип урока: обобщающий.
Методы: развивающее обучение по В.Занкову, групповая работа, критическое мышление.
Оборудование: портрет С.Бегалина, рисунок ежа, рисунок по сюжету рассказа, диаграмма Венна, опорные схемы, телевизор, ДиВиДи.

Ход урока:
1.Психологический настрой.
-Добрый день, ребята! Я вам дарю улыбку и лучшие пожелания сегодняшне- го дня. Улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас гости. Покажем им, как мы работаем на уроке.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы поработаем над содержанием и художественными осо-бенностями рассказа Сапаргали Бегалина «Ёж Есена».
3.Викторина.
- А сейчас проведём викторину по изученным произведениям казахских пи-сателей и поэтов, Я читаю отрывки из произведений, а называете автора и название произведения. Внимание:
1) « Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком ежедневно, один раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. »
( Ыбрай Атынсарин.Притча.Атымтай Щедрый.)
2) Так высока в степи трава,
Что спины коней видны едва.
Вволю насытившись, кобылицы
Не в силах, кажется пошевелиться.
( Абай Кунанбаев.Лето. )
3) Домбра моя! Крик души!
Ты – лучшее, чем я жил,
Ты – грусть, ты – радость моя,
Источник надежд и сил.
(Сакен Сейфуллин. Домбра.)
4) « Аульные ребята тоже не дружили с сиротой. Касым видя, что в ауле все забыли о нём, никто не принимал участия в его судьбе, замкнулся.»
(М.Ауэзов. Сирота.)
5) « - Бабушка, скорей! Ёж змею поймал!- восторженно закричал Есен,- Ско-
рей!»
(С.Бегалин. Ёж Есена.)
- Да, вы правильно назвали автора и название рассказа.Молодцы.
4. Повторение автобиографии С. Бегалина.
- А теперь вспомним автобиографию Сапаргали Бегалина.
-Когда родился Сапаргали Бегалин? (в 1895 году)
- Где родился? (в ауле Дегелен Семипалатинской области)
- Кем работал Бегалин?( учителем, районным судьёй, ответственным упол-номоченным в строительстве Турксиба)
- Кому посвящал С. Бегалин свои произведения? (детям)
- Главная тема его рассказов? (охрана окружающей природы)
- Перед вами выставка книг не только С. Бегалина, но и других писателей и поэтов, чьи произведения мы изучили это Абай Кунанбаев, С. Сейфуллин,
М. Ауэзов. Эти книги вы можете взять в нашей библиотеке и прочесть.
5. Работа над художественными особенностями рассказа «Ёж Есена».
- Природа добра и щедра к человеку до тех пор, пока он относится к ней с любовью, и не прощает жестокости и равнодушия людей. Отношения между человеком и обитателями природы рассмотрены в рассказе «Ёж Есена».
Повторим содержание рассказа по вопросам.
а) вопросы по содержанию рассказа:
- Где поймал Есен ежа?
- Какими стали отношения между ежом и Есеном?
- Что говорила бабушка Алтынай ежу, когда он хотел поиграть с Есеном?
- Почему эти слова удивляли Есена?
- Кто такой Каби?
- О чём рассказывал Каби Есену?
- Поверил ли этому Есен?
- Кого увидел Каби, когда проснулся?
- Кто спас мальчиков?
- Почему бабушка сказала, что ёж отблагодарил Есена за заботу?
Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете рассказ.
- Кто такой ёж? Когда он выпускает свои иголки?
- А если относиться к нему с дружеской симпатией?
- В представлении людей утвердилось, что ёж – это сердитое колючее су-щество, которое выпускает свои иголки, и к которому трудно подступиться.
Но, читая рассказ, мы видим, что между Есеном и ежом тёплые дружеские отношения, забота и симпатия. И в момент, когда над мальчиками нависает опасность, ёж спасает их.
б) выборочное чтение:
1) найдите отрывок, где говорится об отношении между ежом и Есеном ;
2) что интересного рассказал Каби Есену о еже?
3) прочтите описание беседки, где мальчики готовились к экзаменам;
4) найдите отрывок о борьбе ежа и змеи;
5) что сказала бабушка Есену, увидев мертвую змею;
- Ребята почему бабушка так сказала? Как вы понимаете выражение : «за доб-ро всегда платят добром ». Можно ли сказать, что это выражение является
главной идеей произведения?
в) диаграмма Венна
- Ребята, давайте вспомним рассказ, который имеет такую же ситуацию, как в рассказе Сапаргали Бегалина. Как он называется? И кто его автор ? ( Редь-ярд Киплинг «Рикки- Тикки-Тави»)
Сейчас с помощью диаграммы Венна мы найдём сходство и различие этих
произведений по вопросам:
- Кто является главными герочми рассказов?
- Какие отношения между животными и мальчиками?
- Назовите авторов рассказов?
- Где происходят действия в рассказах?
- Что необычного в рассказе Р.Киплинга? ( фантастика)
- Как называется, происходящее в рассказе С. Бегалина? ( действительность)
- Как вы думаете зависит ли отношения между человеком и животными от того, где ты живёшь?
- А зависит ли от воспитания?
г) сравнительная характеристика Есена и Касыма (ассоциация)
- Ребята внимание, вспомним из какого произведения эти строки: «Шли дни.
Для Касыма это были горькие, сиротские дни…» ( Сирота. М.Ауэзов.)
Мы не зря вспомнили рассказ М.Ауэзова. Сейчас мы сравним образы маль-чиков.
- Как звали мальчика в рассказе С.Бегалина? А в рассказе М Ауэзова?
- Где рос Есен? Касым?
- Что делал Есен? Касым?
- Были ли друзья у Есена? А у Касыма?
- Кто спас Есена? А чем закончился рассказ М.Ауэзова?
- Как можно назвать детство Есена? Касыма?
- Семья самое главное в жизни человека. Родные люди, окружающие заботой, любовью, пониманием важны для ребёнка. Даже отсутствие одного из членов семьи может вызвать душевную травму маленького человека.
Расскажите о своей семье. Любишь ли ты своих близких?
- Отношение в семье между её членами, воспитание, которое мы получаем отражается нашим отношением к окружающим нас людям, к природе, к её обитателям. Есен растёт в любящей семье, окружён заботой и любовью.И это проявляется отношением к ежу. Ежа он любит, ухаживает за ним, и ёж от-благодарил Есена тем, что спас его от змеи.
6.Творческая работа по группам.
-Сейчас мы поработаем по группам
1 группа - по опорным словам составит рассказ про ежа.
2 группа – сочинить стишок, используя опорные слова.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
7. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Чему учит этот рассказ?
- Что важного и полезного вы возьмёте для себя?
- Как вы оцените себя?
8. Домашнее задание.
- Подготовить сжатый пересказ по рассказу «Ёж Есена».
9. Просмотр слайдов о еже по ДВДи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению на тему «С.Бегалин. Ёж Есена» в 4 классе »


Открытый урок
по литературному чтению
на тему «С.Бегалин. Ёж Есена»
в 4 классе

Тема: Сапаргали Бегалин «Ёж Есена».
Цели:
1.Продолжить работу над содержанием рассказа «Ёж Есена», над художественными особенностями рассказа;
2. Развивать логическое мышление, творческое воображение, умения делать выводы, выражать свои мысли;
3. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, к животным и заботу о них.

Тип урока: обобщающий.
Методы: развивающее обучение по В.Занкову, групповая работа, критическое мышление.
Оборудование: портрет С.Бегалина, рисунок ежа, рисунок по сюжету рассказа, диаграмма Венна, опорные схемы, телевизор , ДиВиДи.

Ход урока:
1.Психологический настрой.
-Добрый день, ребята! Я вам дарю улыбку и лучшие пожелания сегодняшне- го дня. Улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас гости. Покажем им , как мы работаем на уроке.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы поработаем над содержанием и художественными осо-бенностями рассказа Сапаргали Бегалина «Ёж Есена».
3.Викторина.
- А сейчас проведём викторину по изученным произведениям казахских пи-сателей и поэтов, Я читаю отрывки из произведений, а называете автора и название произведения. Внимание:
1) « Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком ежедневно, один раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. »
( Ыбрай Атынсарин.Притча.Атымтай Щедрый.)
2) Так высока в степи трава,
Что спины коней видны едва.
Вволю насытившись, кобылицы
Не в силах, кажется пошевелиться.
( Абай Кунанбаев.Лето. )
3) Домбра моя! Крик души!
Ты – лучшее, чем я жил,
Ты – грусть, ты – радость моя,
Источник надежд и сил.
(Сакен Сейфуллин. Домбра.)
4) « Аульные ребята тоже не дружили с сиротой. Касым видя, что в ауле все забыли о нём, никто не принимал участия в его судьбе, замкнулся.»
(М.Ауэзов. Сирота.)
5) « - Бабушка, скорей! Ёж змею поймал!- восторженно закричал Есен,- Ско-
рей!»
(С.Бегалин. Ёж Есена.)
- Да, вы правильно назвали автора и название рассказа .Молодцы.
4. Повторение автобиографии С. Бегалина.
- А теперь вспомним автобиографию Сапаргали Бегалина.
-Когда родился Сапаргали Бегалин? (в 1895 году)
- Где родился? (в ауле Дегелен Семипалатинской области)
- Кем работал Бегалин?( учителем, районным судьёй, ответственным упол-номоченным в строительстве Турксиба)
- Кому посвящал С. Бегалин свои произведения? (детям)
- Главная тема его рассказов? (охрана окружающей природы)
- Перед вами выставка книг не только С. Бегалина, но и других писателей и поэтов, чьи произведения мы изучили это Абай Кунанбаев, С. Сейфуллин,
М. Ауэзов. Эти книги вы можете взять в нашей библиотеке и прочесть.
5. Работа над художественными особенностями рассказа «Ёж Есена».
- Природа добра и щедра к человеку до тех пор , пока он относится к ней с любовью, и не прощает жестокости и равнодушия людей. Отношения между человеком и обитателями природы рассмотрены в рассказе «Ёж Есена».
Повторим содержание рассказа по вопросам.
а) вопросы по содержанию рассказа:
- Где поймал Есен ежа?
- Какими стали отношения между ежом и Есеном?
- Что говорила бабушка Алтынай ежу, когда он хотел поиграть с Есеном?
- Почему эти слова удивляли Есена?
- Кто такой Каби?
- О чём рассказывал Каби Есену?
- Поверил ли этому Есен?
- Кого увидел Каби, когда проснулся?
- Кто спас мальчиков?
- Почему бабушка сказала, что ёж отблагодарил Есена за заботу?
Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете рассказ.
- Кто такой ёж? Когда он выпускает свои иголки?
- А если относиться к нему с дружеской симпатией?
- В представлении людей утвердилось , что ёж – это сердитое колючее су-щество, которое выпускает свои иголки, и к которому трудно подступиться.
Но, читая рассказ, мы видим , что между Есеном и ежом тёплые дружеские отношения, забота и симпатия. И в момент, когда над мальчиками нависает опасность , ёж спасает их.
б) выборочное чтение:
1) найдите отрывок, где говорится об отношении между ежом и Есеном ;
2) что интересного рассказал Каби Есену о еже?
3) прочтите описание беседки, где мальчики готовились к экзаменам;
4) найдите отрывок о борьбе ежа и змеи;
5) что сказала бабушка Есену, увидев мертвую змею;
- Ребята почему бабушка так сказала? Как вы понимаете выражение : «за доб-ро всегда платят добром ». Можно ли сказать , что это выражение является
главной идеей произведения?
в) диаграмма Венна
- Ребята, давайте вспомним рассказ , который имеет такую же ситуацию, как в рассказе Сапаргали Бегалина. Как он называется? И кто его автор ? ( Редь-ярд Киплинг «Рикки- Тикки-Тави»)
Сейчас с помощью диаграммы Венна мы найдём сходство и различие этих
произведений по вопросам:
- Кто является главными герочми рассказов?
- Какие отношения между животными и мальчиками?
- Назовите авторов рассказов?
- Где происходят действия в рассказах?
- Что необычного в рассказе Р.Киплинга? ( фантастика)
- Как называется , происходящее в рассказе С. Бегалина? ( действительность)
- Как вы думаете зависит ли отношения между человеком и животными от того , где ты живёшь?
- А зависит ли от воспитания?
г) сравнительная характеристика Есена и Касыма (ассоциация)
- Ребята внимание, вспомним из какого произведения эти строки: «Шли дни.
Для Касыма это были горькие, сиротские дни…» ( Сирота. М.Ауэзов.)
Мы не зря вспомнили рассказ М.Ауэзова. Сейчас мы сравним образы маль-чиков.
- Как звали мальчика в рассказе С.Бегалина? А в рассказе М Ауэзова?
- Где рос Есен? Касым?
- Что делал Есен? Касым?
- Были ли друзья у Есена? А у Касыма?
- Кто спас Есена? А чем закончился рассказ М.Ауэзова?
- Как можно назвать детство Есена? Касыма?
- Семья самое главное в жизни человека. Родные люди, окружающие заботой, любовью, пониманием важны для ребёнка. Даже отсутствие одного из членов семьи может вызвать душевную травму маленького человека.
Расскажите о своей семье. Любишь ли ты своих близких?
- Отношение в семье между её членами, воспитание , которое мы получаем отражается нашим отношением к окружающим нас людям, к природе, к её обитателям. Есен растёт в любящей семье, окружён заботой и любовью.И это проявляется отношением к ежу. Ежа он любит, ухаживает за ним, и ёж от-благодарил Есена тем, что спас его от змеи.
6.Творческая работа по группам.
-Сейчас мы поработаем по группам
1 группа - по опорным словам составит рассказ про ежа.
2 группа – сочинить стишок, используя опорные слова.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
7. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Чему учит этот рассказ?
- Что важного и полезного вы возьмёте для себя?
- Как вы оцените себя?
8. Домашнее задание.
- Подготовить сжатый пересказ по рассказу «Ёж Есена».
9. Просмотр слайдов о еже по ДВДи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок по литературному чтению на тему «С.Бегалин. Ёж Есена» в 4 классе

Автор: Артыкбаева Бигайша Айдаркановна

Дата: 13.04.2015

Номер свидетельства: 200639


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства